Самый известный из старцев Троице-Сергиевой Лавры был прозорливым и мудрым наставником. Многие помнят архимандрита Наума Байбородина, как любящего и заботливого, неравнодушного к судьбам людским, человека. Он обратил к Богу сотни людей, избавил от мук душевных, привел к свету истины.
Предлагаем одну из проповедей архимандрита Наума.
У нас неправильное воспитание в семьях. А почему так? Потому что родители не хотят пускать, как говорят, на свет всех детей, сколько Бог даст. Теперь так: одного родит, и он для них, как кукла. Вот, мама рассказывала, у них в семье было 11 человек. "Пять лет мне было, - говорит мама - посадили боронить. Боронила я с утра до вечера, когда идет пора. " И жали, и косили, сами пекли хлеб, сами пряли, ткали, трудились от зари, до зари. В каждом дворе в Сибири было пять коров. Хотя они мало молока давали, а сколько с ними забот.
И когда человек пойдет в солдаты, то говорит: "Я отдыхаю. Получил фунт мяса, три фунта хлеба (давали такой паек), поел, караул отстоял и спи". А тут получается так: идет на военную службу, кажется ему трудно. Мы служили восемь лет, никто у нас не убегал из воинской части, все делали.
И если мы живем не по заповедям Божиим, то калечим наших детей: они растут избалованные, не приучаем их к труду, они требуют роскоши. А если бы их было 6, 8 или 10, друг около друга росли, трудились, понимали бы все. А как мы живем? Носим кресты, имеем иконы, а детей убиваем. По древнему уставному требованию Церкви, не причащали такую женщину до смерти. А потом 21-м правилом Анкирского Собора 10 лет положили не причащать убийцу.
Если муж обидел жену, и она пошла искать себе утешения с другим мужчиной, - за такое нарушение супружеской верности тоже не причащать 7 или 10 лет. Поэтому нужно знать, что если мы ищем Царствие Божие, то надо любить Его закон Божественный, сохранять заповеди, жить в чистоте, соблюдать посты, рожать детей.
И верность мужу надо хранить, и детей воспитывать в труде, в строгости, чтобы они не были тунеядцами, не были гордецами и лежебоками, надо всех приучать к труду. Вот в Сибири до 75 лет считался человек трудоспособным: и косил, и боронил, и все работы делал.
Если мы, например, не крадем, не воруем, стараемся всегда жить по правде, по совести, то уже в какой-то мере принимаем те заповеди, которые Господь дал еще Моисею, заповеди блаженства и слова евангельской проповеди. Значит, мы уже связаны с Богом, уже недалеки от Царствия Божия. И когда мы придем в веру, когда уже примем Евангелие, то раскроется в полноте путь жизни.
Какой путь? Святые отцы говорят, что надо иметь в себе, всегда носить залог правой, святой, соборной, апостольской веры. Надо любить Церковь и то, что Церковь установила, считать себе непреложным деланием.
Взять, к примеру, военнослужащего. Когда он проходит службу, то должен обязательно принять уставы - и строевой, и дисциплинарный, а гарнизонной службы. Вся жизнь военнослужащего управляется этими уставами и подчинением старшим. Если он нарушает устав, если больной - его комиссуют, если стал разгильдяем, его наказывают.
Так вот, есть церковный устав, где сказано: какие праздники, память каким святым совершается, как проводить посты, среду, пятницу, как в семье жить должны христиане, как воспитывать детей, какие отношения должны быть, заповеди о труде, любви, воздержании. И все это надо принять, как обязательное для нас, с охотой нести это легкое бремя Христово, потому что в этом есть залог нашего благоразумия и того, что мы принимаем путь добра.