Фантазия на темы Александра Островского. К 200-летию со дня рождения.
Стремление осовременить пьесы классиков или поставить их «режиссёрскую версию» является предметов жарких споров не только театральных критиков, но и среди обычных зрителей. Взять хотя бы постановку «Пиковой дамы», поставленную в Большом театре Л. Додиным в 2015 году, которую авторы рецензий сочли весьма и весьма неудачной. Не берусь судить: эту постановку я не видела. Но точно уверена в одном: вводить произведения в контекст современности – затея, в сущности, неплохая. Однако адаптация сюжета к современности не равна лишь соответствующим костюмам и декорациям – тогда это не адаптация, а «костюмированная вечеринка». Для органичного переноса пьесы или оперы в современность необходимы и адекватные изменения текста – с бережным отношением к оригиналу, но с поправками на наше время.
_____________________________________________________________________
➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️
_____________________________________________________________________
«Без вины виноватые в XXI веке» как раз для меня – пример удачной адаптации.
Автором спектакля и режиссёром-постановщиком является Денис Сорокотягин. Он создал пьесу-коллаж, в котором сюжетная канва оригинальной пьесы А. Островского, вынесенной в заглавие, переплетается с текстами других авторов разных эпох и стран. Именно такое соединение и даёт возможность перенести действие в сегодняшний день.
Сюжет Островского остался неизменным. Любовь Ивановна Отрадина (Юлия Зыбцева) обманута и брошена Муровым (Роман Калькаев), отцом её ребёнка Гриши. Спустя много лет она, теперь уже Елена Ивановна Кручинина, став известной актрисой, приезжает на гастроли в родной город. Всю боль от потери сына она проживает на сцене (в современной интерпретации – декламируя стихи). Однако Кручинина вскоре узнаёт от бывшей няньки, что её сын – жив, и долгие годы прожили во лжи все: Кручинина и её ребёнок – в неведении; Муров и женщина, продавшая Гришу другим людям – скрывая правду.
Мог ли этот сюжет иметь место в наше время? Безусловно. Подобные перипетии не привязаны ни к стране, ни к эпохе. Но автор спектакля не просто переносит пьесу в современные реалии. Он создаёт нарратив с органичным вплетением текстов других авторов, от Шекспира и Сары Тисдейл до наших современников – Инны Лиснянской, Александра Иличевского и других. Такое соединение создаёт бэкграунд персонажей и контекст, общий и знакомый всем жителям стран СНГ, но этим не ограничивается. Так, песня на стихотворение Сары Тисдейл «Будет ласковый дождь» в исполнении Артура Сахарова в роли Незнамова, поразившая до мурашек (возможно, во мне говорила память о недавно прочитанном одноимённом рассказе Рэя Брэдбери), отлично вписывается в характер персонажа. Да и «Гамлет» здесь – не просто мем, ассоциирующийся у массового зрителя с театром, но явная параллель к отношениям матери и сына в пьесе Островского. Лишь «Похоронное танго» вызвало лёгкое недоумение и небольшие сомнения в его уместности – однако исполнено оно было блестяще.
«Весь мир – театр» – избитая фраза! Но именно об этом заставляют вспомнить декорации – ряды из стульев с резными спинками, похожими то ли на клетку, то ли на паутину лжи, в которой запутались персонажи – как жертвы, так виновники. И одновременно – это отражение зрительного зала: быть может, мы увидим там себя, таких же беспомощных, не видящих выхода? Но, помимо сей «клети», на сцене есть уголок с диваном и ковром с оленями на стене (вновь знакомая нам всем деталь!). И этот уголок, свободный от деревянных прутьев – место для честных монологов о себе.
«…а люди в нём – актёры». Поначалу так и кажется. Предыстория сюжета, исполненная Юлией Зыбцевой (Отрадина/Кручинина), Романом Калькаевым (Муров) и Ладой Марис (подруга Отрадиной) нарочито театральна и чуть ли не пафосна. Однако, чем дальше движется спектакль – тем естественней становится игра. Но естественно – не значит менее экспрессивно. Здесь экспрессия уже иного рода. Это – надрывные крики Незнамова (в исполнении Артура Сахарова), это – отчаяние Кручининой. Пара матери и сына выделена и цветом. Среди агрессивных красно-зелёных одеяний она – в светлом, он – в тёмном…
Спектакль обрывается на пике. Повисает тишина. Гаснет свет. И ответ на вопрос «а что же дальше?» каждому придётся искать внутри себя.
Мы благодарны за приглашение Театру Камбуровой и надеемся, что читателям нашего канала захочется посетить театр. Ходите на на спектакли и концерты, поддерживайте искусство!
Автор статьи: Анастасия Семова
___________________________________________________________________________________
Полезные ссылки:
___________________________________________________________________________________
Читайте также:
___________________________________________________________________________________
Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент! 😊