Интересные новости продолжают поступать из сияющего града на холме, где все друг другу улыбаются и где нет никакой коррупции.
Так Счетная палата США несколько месяцев пыталась разобраться в программах перевооружения Пентагона — прошлые такие попытки неизменно проваливались, потому что аудиторы все никак не могли понять хитроумные схемы своего оборонного ведомства. И вот им наконец улыбнулась удача, но лучше бы она этого не делала — выяснилось, что практически все разработки перспективного оружия сталкиваются с серьезными задержками, а затраты на исследования стремительно растут.
Взять, к примеру, межконтинентальную баллистическую ракету Sentinel, которая уже должна была поступить на вооружение — теперь сроки ее принятия сдвинулись на 2030 год, а стоимость этого проекта выросла до 96 миллиардов долларов. Если подрядчики сдержат свое обещание и поставят первые рабочие образцы к 2030 году, то на полную замену морально устаревших ракет Minuteman III уйдет минимум 47 лет — такие оценки дает сам Пентагон, и его это вполне устраивает.
Намного лучше обстоит дело с подводными лодками класса Virginia – строительство каждой новой субмарины задерживается «всего» на два года. То ли дело эсминцы типа Zumwalt – с ними вечно возникают какие-то проблемы, поэтому их сроки сдачи в среднем сдвигаются на шесть лет. Да и после ввода в строй они больше времени проводят в доках, чем в открытом море — на них то коррозия нападет, то вода попадет в двигатель, то система подачи топлива выйдет из строя.
А еще на эти эсминцы собирались поставить гиперзвуковое оружие, но с ним как-то не заладилось — «перспективный» проект ARRW с треском провалился, и теперь американские конструкторы делают ставку на проект HACR. Все эти исследования уже обошлись Пентагону в десять миллиардов долларов, однако это далеко не окончательная сумма - в лучшем случае постановка гиперзвука на вооружение произойдет не раньше 2024 года, и на его разработку уйдет еще не мало денег.
Да что там говорить о новейших образцах, если срок сдачи президентского самолета Air Force One в очередной раз перенесли — теперь уже на 2027 год. В это время Байдену приходится летать на лайнере, в фюзеляже которого обнаружили трещины — может это и какая-то диверсия, но деньги на ремонт «Борта №1» были успешно освоены :)
Для Боинга такие задержки со строительством в порядке вещей — вспомнить хотя бы историю с проблемным F-35, который даже сами американцы называют «главным распилом века». Раньше руководство компании объясняло это недостатком квалифицированных кадров, сейчас же появилась еще одна причина — подлые китайцы резко сократили поставки резкоземельных металлов, а без них о новеньком F-35 можно и не мечтать.
В целом же из 26 ключевых программ более половины столкнулись с задержками, а дополнительные расходы вплотную подобрались к 40 миллиардам долларов. Так бывает, если ты отдаешь свой ВПК в руки частных корпораций - их не волнуют вопросы национальной безопасности, потому что их главная цель — это получение максимальной прибыли.
Во время конфликтов низкой интенсивности такая модель работает очень даже неплохо - деньги на оружие выделяются, затем оно не спеша производится, а после этого так же не спеша летит на головы несчастных афганцев или иракцев. Но если противник требует напряжения всей системы, то она начинает барахлить — сказываются ее «узкие места», не позволяющие кратно увеличить производство.
А если при этом такая система еще и заражена коррупцией, то ее результаты становятся совсем печальными — отсюда и отставание по гиперзвуку, и по другим важным проектам.
И никакой аудит тут не поможет — менять нужно всю модель, но разве оборонные корпорации добровольно отдадут такой жирный кусок?