Сегодня идём гулять по району Замоскворечье. Наш маршрут будет пролегать преимущественно по Новокузнецкой улице. Мы будем двигаться по направлению в центр: зайдем на фабрику «Рот Фронт», вспомним где снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию», увидим старинные особняки и представим какой могла бы быть Москва по генплану 1935 года.
Начнём наш маршрут у выхода №1, возле которого мы в прошлый раз остановились гуляя от Пролетарской до Павелецкого вокзала.
Сначала пара слов про метро. Станция метро Павелецкая (радиальная) была открыта в 1943 году. Планировалось, что станция будет называться «Донбасская», потому что по изначальному проекту темой оформления был Донбасс. Проект станции был похож на «Маяковскую» своей конструкцией — колонной, трёхсводчатой, здесь хотели использовать мозаику в оформлении (планировалось разместить 14 панно на своде центрального зала). Война внесла свои коррективы в строительство. В 1942 году готовые мозаики были доставлены, но металлоконструкции для новой станции остались в Днепропетровске, на временно оккупированной территории. Проект был изменён и у новой станции не было центрального зала, а восемь панно для станции «Донбасская» появились на соседней станции — Новокузнецкой, к которой как раз мы держим наш путь. В 1948 началось раскрытие центрального свода станции и к 1959 году был сформирован центральный зал. Такой мы видим станцию сегодня.
Пассажиры пользующиеся станцией часто слышат фразу «будьте осторожны при выходе из последней двери последнего вагона». Когда составы на Замоскворецкой линии стали восьмивагонными, оказалось, что выход из последней двери последнего вагона на станции «Павелецкая» не соответствует концу станции, а находится дальше. В этих местах удалось сделать только небольшой проход в полметра шириной, фактически находящийся уже в тоннеле.
Новокузнецкая улица — единственная в Замоскворечье, где сохранилось трамвайное движение. Раньше трамвай ходил и по Пятницкой, и по Садовнической, однако в наши дни он остался только здесь и в Садовническом проезде. Трамвай в Замоскворечье появился в 1909 году. На трамвае из Замоскворечья можно уехать на Чистые пруды, в Калитники и даже в Чертаново.
Впереди виднеется храм из красного кирпича — это Покровский древнеправославный храм.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы Замоскворецкой общины на Новокузнецкой улице в Москве изначально строился по заказу общины старообрядцев, которые принадлежали Белокриницкому священству.
Проект храма разработал архитектор В.П. Десятов. Работы по строительству начались в октябре 1908 и 26 сентября 1910 года созданный старообрядческий храм был освящен. Всего на строительство и оформление храма ушло более 100 тысяч рублей.
В 1932 году службы в храме прекратились, церковь закрыли. Сперва здесь находилось отделение Осоавиахима, а с 1970-х годов в здании располагался ОРС Метростроя. В 1990 году здание было передано Русской древлеправославной церкви, а в 2000 году сюда из Новозыбкова была перенесена кафедра предстоятеля Церкви — древлеправославного патриарха Московского и всея Руси.
Пройдем вверх по улице и отдохнём в сквере. Небольшая зона отдыха появилась здесь очень давно: сквер на Новокузнецкой улице существует как минимум с 1930-х годов.
Площадь сквера невелика: около 0,33 гектара, но он зелен и тенист, а на его аллеях установлено большое количество лавочек для отдыха прохожих — это идеальное место, чтобы передохнуть от суеты большого города. Сквер имеет регулярную планировку: в его центре расположена небольшая круглая площадка, на которой установлен памятник ополченцам Замоскворечья, а вымощенные гранитной плиткой аллеи образуют вокруг неё два разноразмерных полукруга.
Отдохнув немного в сквере продолжим наш маршрут. Пройдем около дома 30, строения 3 к фабрике «Рот Фронт».
Шоколадно-кондитерская фабрика в Замоскворечье изначально носила название «Торговый дом Леновых». Основана в 1826 году купцами Леновыми как домашняя семейная кондитерская мастерская по производству карамели. Основная продукция первых лет — леденцы, ежесуточно мастерская перерабатывала 5 пудов (80 килограммов) сахара. Леденцы сбывались на гуляньях, ярмарках и торгах. Постепенно производство кондитерских изделий увеличивалось.
В 1886 году мастерская переходит к внуку Ленова — Георгию Антиповичу. Начиная с этого времени семьёй постепенно скуплены ближние к «Кондитерской мастерской» владения, возведены новые производственные сооружения. К 1895 году у Леновых трудилось 68 человек. Наряду с карамелью освоено производство конфет.
В 1900 году мастерская получила наименование «Торговый Дом Г. и Е. Леновы», зарегистрирована фабричная марка (логотип). Вскоре Леновы открыли первый собственный магазин.
В ноябре 1918 году фабрика была национализирована. В 1931 году получила наименование «Рот Фронт» в знак солидарности с немецкими коммунистами из Союза красных фронтовиков Эрнста Тельмана, делегация которых посетила фабрику в том же году.
В годы Великой Отечественной войны здесь вырабатывали продукцию для фронта. Работники, оставшиеся на производстве, помогали приблизить победу: чинили пушки, участвовали в тушении зажигалок, ухаживали за ранеными в госпиталях. В мирное время фабрике доверяли осуществление Государственных заказов на сладкую продукцию для важных событий, происходивших в стране. Так, например, к «Олимпиаде-80» предприятие производило разные виды продукции, в том числе и с символикой игр. Некоторые бренды, разработанные и запущенные в производство еще в 50-60-х годах, популярны и любимы по сей день: «Батончики РОТ ФРОНТ», «Птичье молоко», «Коровка» и другие.
Рядом с фабрикой под землёй спрятан музей современной фортификации.
Специальный подземный объект МИД с проектным номером 703 был рассекречен и передан под музей в 2018 году. Бункер расположен в центре города на глубине более сорока метров и содержит уникальные конструкции и артефакты 1940–1980-х годов. В настоящее время здесь находится интерактивный Музей современной городской фортификации, а также проходят познавательные квесты, выставки и лекции.
Вернёмся на землю.
Ныне даже коренные жители столицы не все знают, что 1-й и 2-й Новокузнецкие переулки между Пятницкой и Новокузнецкой улицами раньше назывались Большой и Малый Староболвановский. А все потому, что здесь размещалось золотордынское подворье, которое ехидные москвичи назвали Болвановкой, потому что там их принуждали поклоняться татарскому «болвану», то есть идолу.
Освобождение России от ордынского ига началось в 1380 г. на Куликовом поле, но завершил его правнук Дмитрия Донского великий князь Иван III. Спустя почти век, в 1465 году он прилюдно разорвал в клочья басму — портрет, присланный в Москву ханом Ахматом для того, чтобы подданные воздавали ему почести. В память об этом событии царь приказал подворье снести и построить на его месте церковь во имя Преображения Господня. Поначалу храм был деревянным и к 18 веку окончательно обветшал. В 1755 году возвели каменную церковь, в которой освятили два престола — во имя мученицы Евдокии и иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». На рубеже 30-х годов храм был закрыт, колокольня разрушена, а здание передано фабрике «Рот Фронт» под хозяйственные нужды.
Церковь Спаса Преображения на Болвановке возродилась в 1991 году, когда её вернули РПЦ. Уже через год в заново освященном здании начались богослужения. Полностью отреставрированы росписи, восстановлены купола, заняли свое место иконы. Небольшой аккуратный храм окружен современными многоэтажными домами и на их фоне прекрасно выглядит.
Вернемся на Новокузнецкую улицу.
На Новокузнецкой улице совсем недавно было проведено благоустройство и для облегчения посадки-высадки пассажиров в местах остановки трамвая была приподнята автомобильная проезжая часть. Тротуар и автомобильная проезжая часть находятся на одном уровне, а трамвайные рельсы ниже. Такой опыт строительства остановочных пунктов взят из Вены и такие остановки называют «Венскими».
Комплекс красивых голубых зданий принадлежал раньше купцу Константину Петровичу Бахрушину, одного из владельцев Товарищества кожевенной и суконной мануфактур «Алексея Бахрушина сыновья».
С 1933 года и по настоящее время всю усадьбу занимает Московская городская прокуратура.
Название Новокузнецкой улицы предположительно происходит от церкви святого Николая в Кузнецах, а до 1922 года улица называлась Кузнецкой. Есть версия, что кузнецы, обосновавшиеся на этом месте, переехали сюда с левого берега Москвы-реки, где до сих пор осталась еще одна церковь святого Николая в Кузнецах, тезка церкви на Новокузнецкой. Неудивительно, ведь кузнечное дело — пожароопасно, и власти пытались селить кузнецов подальше от центра города. Таким образом, кузнечная слобода, равно как и гончарная и кожевенная (кожи неприятно пахнут при обработке) по несколько раз меняли свое местоположение в Москве.
Впрочем, Кузнецкая (Новокузнецкая) улица в городе одна, и как бы ни блуждали кузнецы по городу, здесь они точно жили. Храм святого Николая в Кузнецах — один из самых известных московских храмов, так как никогда не закрывался, а после 1922 года был единственным работающим храмом в Замоскворечье. Одноименный храм был впервые построен на этом месте в 1490 году, тогда же, когда здесь впервые обосновались кузнецы. Церковь, которую мы видим сегодня, построена в 1805 году на средства прихожан в стиле ампир.
От кузнечной слободы на данный момент не осталось ничего: только пара деревянных и полукаменных домов. В 19 веке улица застраивалась богатыми купеческими усадьбами – иногда способными поспорить по оформлению с особняками на высоком берегу Москвы-реки. Но в целом улица застроена типовым жильем. В самом начале улицы сохранилось несколько красивых особняков в стиле модерн, ныне там расположены посольства.
На улице практически нельзя встретить рестораны, но есть интересное антикафе. Посетив такое заведение можно не только выпить кофе, но и получить «мур-мур» терапию.
В доме-гармошке (№13) снимался фильм «Иван Васильевич меняет профессию».
Этот построен в стиле конструктивизма. Поначалу он многим не нравился, потому что мягко говоря не вписывался в панораму улицы, а также заслонял собой другие дома. Согласитесь, что дом необычный.
Но все же мы должны признать, что такое архитектурное решение как нельзя лучше соответствовала духу того времени. В тот период жизнь била ключом, была сложной и не предсказуемой, появлялись новые вещи и изобретения, так и на Новокузнецкой улице появилось это неординарное сооружение, ставшее находкой.
Пройдя вперед по левую руку можно увидеть красивый красный храм. Первое упоминание церкви святого Климента в источниках относится к эпохе Смутного времени в России. 24 августа 1612 года во время освобождения Москвы от поляков рядом с деревянным храмом существовал Климентьевский острожек, у стен которого развернулось сражение между казаками (сторонниками Второго ополчения) и отрядом гетмана Ходкевича. Битва, окончившаяся победой казаков, сыграла немаловажную роль в освобождении Москвы. В середине 17 века храм святого Климента упомянут уже как каменный, в 1720 году его перестроил купец Иван Комленихин. Наконец, в 1756 году началась масштабная перестройка храма, затронувшая в первую очередь его западную часть – колокольню и трапезную. Деньги на строительство храма давал купец Кузьма Матвеев. Есть много версий относительно непосредственного автора проекта: фигурируют имена архитекторов Евлашева, Трезини, Мичурина, Яковлева, Бланка, Растрелли.
В 1762 году началось строительство восточной части храма, его главного престола во имя Спаса Преображения. Полностью работы были завершены лишь к 1774 году. После окончания строительства храм включал семь престолов с семью иконостасами – огромное число для приходской церкви. Помимо приделов в храме и его трапезной, ещё два придела были освящены на хорах. По богатству своих фасадов Климентовский храм принадлежит к выдающимся образцам барокко в Москве. Основной объем увенчан пятью мощными куполами на высоких световых барабанах и обильно украшен лепниной, изображающей херувимов, раковины и рокайли. Узорные решётки использованы как в церковной ограде, так и непосредственно на здании храма, над его карнизами. В том же духе барокко выдержан семиярусный иконостас главного храма, украшенный деревянными скульптурами, и иконостасы боковых приделов.
В 1934 году храм был закрыт для богослужений. Здание превратили в книгохранилище Государственной Библиотеки имени Ленина, сотрудники которой смогли сохранить пять из семи церковных иконостасов, существенную часть лепного декора и другие элементы интерьера. В 2008 году библиотека окончательно покинула здание, после чего в нём начались широкомасштабные работы по восстановлению.
Мы всё ближе к метро Новокузнецкая.
Рядом с вестибюлем станции метро Новокузнецкая в сквере расположен фонтан. Он был открыт 30 апреля 2008 года. Автор проекта фонтана — скульптор Мария Левинская. В центре фонтана Адам, Ева и змей.
Это место могло бы выглядеть совершенно иначе — здесь могло проходить бульварное кольцо.
По генплану 1935 года планировали замкнуть Бульварное кольцо, пробить его в Замоскворечье. Для начала в 1930-е построили новый и широкий Большой Устьинский мост, начали ломать застройку по трассе пробиваемого проспекта, и началась война. А после войны вновь взялись за прокладку проспекта только в середине 1950-х годов, построили три здания по ключевым линиям проспекта и на этом реализация проекта остановилась.
Вот мы и дошли до станции Новокузнецкая. Вестибюль станции построен в виде массивной ротонды с мощным упрощённым куполом. Архитекторы вестибюля — В.Г. Гельфрейх и И.Е. Рожин. Это первый в Москве павильон в форме ротонды с куполом и колоннадой по всему периметру. Позже такая конструкция станет типовой (вестибюли станций «Рижская», «Алексеевская», «ВДНХ» и «Университет» — его упрощённые копии). На месте наземного вестибюля раньше находилась церковь Параскевы Пятницы на Пятницкой, снесённая в 1934 году при подготовке проекта Генплана развития Москвы для строительства Бульварного кольца.
Станция была открыта в составе третьей очереди строительства метрополитена в годы войны, в 1943 году. Открыта на действующем перегоне «Площадь Свердлова» — «Завод имени Сталина» одновременно с «Павелецкой». После ввода в эксплуатацию этих станций в Московском метрополитене стало 25 станций. С 1 января 1943 года поезда на уже действующем участке «Площадь Свердлова» — «Завод имени Сталина» следовали через «Новокузнецкую» без остановки из-за задержек в поставке эскалаторов. В связи с тем, что завод по производству эскалаторов находился в блокадном Ленинграде, заказ был передан московским предприятиям. Эскалаторы для глубоких станций третьей очереди поступили только к лету 1943 года.
Интересно, что название станции первоначально писалось через дефис. Своё название станция получила по Новокузнецкой улице, рядом с которой расположена. Тема оформления — стойкость и борьба советского народа в годы Великой Отечественной войны.
На этом наша прогулка по Москве подошла к концу. Скоро увидимся.