Изучая по мере возможности военную историю, как всего Мира в целом, так и отдельно взятых стран, причём обязательно во всей цепочке событий, я довольно-таки давно уже пришёл к совершенно незамысловатому и одновременно с тем очень печальному выводу – человеческая цивилизация на протяжении всего своего существования кидается из крайности в крайность и ни в какую не желает выбрать раз и навсегда золотую середину. И проявляется это буквально во всём, за примерами далеко ходить не надо. «Зловещие» НКВД СССР, которые любого человека вместе с семьёй могли стереть в пыль за пару секунд, и им за это ничего бы не было и сегодняшнее МВД РФ, где у меня достаточно знакомых, и я знаю, что нынче правоохранители едва ли не кланяться обязаны какому-нибудь отъявленному преступнику, а то он, не приведи Господь, жалобу напишет, и все нервы ментам вымотают разные проверяющие под давлением прогрессивной общественности, любящей обвинять и современных служителей порядка внуками и правнуками кровожадных чекистов. При этом никто из прогрессивных умышленно не вспоминает про царскую жандармерию, а те ведь тоже с людьми творили, мама не горюй, и не меньше НКВДшников. Но нет, при царе – батюшке всё было «чинно – благородно».
Или взять образование, где у меня также трудится много знакомых и родственников. Дабы избежать жалоб от неумных родителей и разборок с проверяющими, попросту запретили строить детские снежные горки – дети же бьются, ломаются. Что – что, почему бы их не научить кататься с этих горок правильно? О чём, Вы, уважаемые, когда мне рассказывали те же менты, как на олимпиаде в Сочи, им запретили во время отдыха играть в футбол, после того, как один из них уже ногу сломал. Невероятное ЧП в среде ментов – взрослых людей, не раз видевших смерть и ходивших с ней в обнимку, но в футбол не играйте, а ну как ножку сломаете! И в шахматы тоже не играйте, а то противник раздосадуется проигрышу и кинет Вам в лоб фигуркой, и всё – черепно-мозговая. А Вашим начальникам оно надо? И это, повторю, ментам в футбол играть не рекомендуется, а Вы про то, чтобы детей на горку! Щаз, ага! А отписываться потом кто будет?
Скажете бред, маразм, ерунда! Соглашусь вполне, но от того не легче нисколько, ибо всё это в реальности – боязнь руководителей всех уровней в любой организации нести ответственность за любой чих подчинённого не по правилам. Тошно и тоскливо. И ещё тоскливее оттого, что, как уже написал, такие крайности были всегда и во всём, а не только у правоохранителей и учителей с врачами, или, скажем, в армии. Подобное метание из угла в угол наблюдается прежде всего в политике, которая и диктует волю всему остальному. И если Вы, Уважаемые мои подписчики и гости нашего канала, решили, что публикация сия будет посвящена ментам или учителям, и как им тяжело, то ошиблись. Тяжело всем и всегда. Было, есть и будет. И если не так, то – иначе, ибо человек рождён уже в муках, чего уж о всей дальнейшей жизни говорить. Поэтому поговорим просто о политиках и не просто о них, а о коммунистах, но, конечно же, на фоне войны – не станем отступать от сути, вложенной в название канала. Здравствуйте, все – все – все, с Вами опять я, писатель и копирайтер Артём Чепкасов, и я всем Вам искренне рад.
Мне постоянно приходится видеть и слышать диаметрально противоположные мнения людей о коммунистах. Одни кричат, что это безжалостные головорезы, скольких людей репрессировали, расстреляли да в ГУЛАГе сгноили, другие доказывают – коммунисты, это лучшее, что было с нашей страной, да и с Миром в целом, просто Мир этого не понял, да и наша страна раз и ослепла из-за неуёмного желания колбасы, джинсов и мерседесов. И вот здесь я сразу отмечу, оба этих подхода к изучению вопроса коммунизма в корне неверны. И одним из примеров этому служит Кампучийско-Вьетнамский вооружённый конфликт 1975 – 1979 годов. Некоторые называют его войной, но по мне так название чего-либо не имеет никакого значения, ибо всё кроется в сути. И если в ходе массовой повсеместной стрельбы из всех видов вооружения на протяжении минимум нескольких месяцев, гибнут люди с обоих сторон противостояния, много людей, то на мой взгляд – это именно война. И СВО сегодня – это тоже по факту война, что, уверен, очевидно, всем. Другое дело, что война войне рознь. Бывает локальная, а бывает мировая. Но тем не менее, СВО – официально это СВО, и спорить не будем, также, как не будем и спорить с тем, что Кампучийско-Вьетнамский вооружённый конфликт – это тоже официально всего лишь вооружённый конфликт, а не война. Самое интересное здесь не в этом, а в том, что в той войне (конфликте) схлестнулись коммунисты. И Вьетнам был коммунистической страной, и Кампучия – тоже. Причём нечто подобное в истории уже было, правда куда как в меньших масштабах – на Даманском, между СССР и Китаем (читайте и обсуждайте публикацию «Так чей же ты остров Драгоценный»?).
Кампучия – это привычная нам сегодня Камбоджа, одна из пяти основных стран на Индокитайском полуострове (без Малайзии и Бангладеша, так как эти страны располагаются на полуострове не полностью) и находится между Вьетнамом и Таиландом. Однако на момент противостояния двух течений одного, коммунистического, лагеря, Камбоджей она не называлась. Камбоджа – это королевство, монархия, как и Таиланд. А Кампучия – это социалистическая Республика, как Вьетнам. И делить этим странам, буквально недавно освободившимся от французской колонизации и японской оккупации, вроде бы, и нечего было – и там, и там ничего нет, кроме непроходимых джунглей и огромных рисовых полей с бесправными крестьянами, очень похожими внешне друг на друга, хотя абсолютно не являющихся хоть сколько родственными друг другу народами, у них даже языки разные. Да, они бы, пожалуй, и не делили, не начни однажды Вьетнам под руководством коммуниста Хо Ши Мина войну за независимость. Именно в Камбодже, тогда ещё королевстве, вьетконговцы, продолжая упорную борьбу с проамериканским Южным Вьетнамом, отдыхали, лечились, набирались сил да организовывали свои базы подготовки и склады вооружения, в чём им покровительствовал и король Камбоджи - Сианук из вековой камбоджийской династии Нородом. И надо ли говорить, что американцы (в смысле - США) Камбоджу за это бомбили едва ли меньше самого Вьетнама. И потому, когда нас спрашивают, чего мы забыли в какой-то стране, я сначала хочу услышать ответ, а чего США забыли во Вьетнаме и Камбодже, не говоря уж о других странах по всему Миру? И ведь до сих пор не покаялись в своих злодеяниях да, судя по всему, в ближайшем обозримом будущем, и не планируют этого делать, а более того, открыто и в полной мере поддерживают сегодня нацизм с фашизмом. Ну, потому что так миром управлять проще. «Разделяй и властвуй», - помните же ведь?
Между тем, бомбардировки Камбоджи, в том числе напалмом, а куда же у демократичных американцев без него, привели в итоге к тому, что и в без того полуголодном государстве, жрать стало нечего совсем и естественно последовал госпереворот со свержением монархии. Правда, бескровно. Но потом был ещё один госпереворот, в результате которого скинули уже проамериканского президента Лона Нола – абсолютного антикоммуниста и борца № 1 с красными кхмерами, которые и пришли к власти в стране в апреле 1975 года. Красные кхмеры - прокоммунистическая партия во главе с Салотом Саром, более известным Миру под своим псевдонимом Пол Пот. Здесь надо сказать, что сами кхмеры – это, вообще, титульная нация всей Камбоджи, то есть, название непосредственно самого народа данной страны, и к которому самый главный красный кхмер, то бишь, Пол Пот, принадлежал лишь наполовину, так как другая его часть – была потомком китайцев. По стечению обстоятельств камбоджийские коммунисты в узнаваемых своих красно-белых шарфах и изначально поддерживаемые, разумеется, вьетконговцами, взяли столицу Камбоджи – город Пномпень, 17 апреля 1975 года – буквально за несколько дней до того, как армия северного Вьетнама 30 апреля 1975 года освободила Сайгон – столицу своего многолетнего противника – Южного Вьетнама (читайте и обсуждайте публикацию "Прощайте, джунгли, мы уходим"). И, казалось бы, на этом всё – в двух соседних странах победило одно и тоже политическое движение, а именно коммунисты. Вьетнам стал одной страной, чего до сих пор не достигла Корея, ну, а Камбоджа стала Кампучией. Мир, труд, май. Однако не тут-то было и почти сразу две одинаковые страны начинают воевать между собой, причём самое паршивое в этом, это то, что одни (вьетконговцы) создали когда-то себе в помощь других (красных кхмеров). Странно, но тем не менее, это произошло и ученик ударил учителя, а тот ответил.
Настоящей причиной вражды стали, как и водится в подобных случаях, покровители. Социалистический Вьетнам поддерживал могущественный тогда ещё СССР, а вот демократическую Кампучию – тоже коммунистический, но маоистский Китай, по имени тогдашнего лидера Мао Цзэдуна, занявшего резко противную позицию по отношению к СССР, обвиняя последний в отступничестве от идеалов Ленина и Сталина. В действительности, первые советские вожди к ссоре китайских и поздних советских коммунистов никакого отношения не имели, а камнем преткновения, конечно же, стала экономика. Банально, но на протяжении столетий именно она, родимая, руководит и зачастую из-за кулис, любыми идеями, хоть демократическими, хоть фашистскими, хоть феодальными, хоть коммунистическими и уж, само собой, капиталистическими. И Мао Цзэдун, и Никита Хрущёв, испытывая большие проблемы в аграрном секторе, буквально наперегонки бежали, протянуть руку дружбы США, и при том каждый от этого отнекивался. Не верьте, когда Хрущёв бьёт туфлем по трибуне и орёт что-то там про мать какого-то Кузьмы, мол, он задаст сейчас американцам, а посмотрите, как он оплакивал смерть убиенного Кеннеди и где жили потом его дети, да и живут до сих пор. И не верьте главному китайскому коммунисту 60 – 70 годов, когда он обвиняет того же Хрущёва, что тот пытается построить мосты между СССР и Западом, мол, продался буржуям, потом как именно на сторону Мао Цзэдуна в итоге и встанут американцы, то есть, западные буржуи полностью поддержат коммунистический Китай. Невероятно, но факт. Ну, и разве можно ожидать чего-то иного от подчинённых, когда начальники себя так ведут? Нет. И если уж сцепились коммунистические Китай и СССР, то, само собой, вгрызлись друг другу в глотки и Вьетнам с Кампучией. И надо ли говорить, что камбоджийских непримиримых коммунистов в итоге также поддержали США – та самая страна, варварским бомбардировкам которой, эти самые камбоджийские коммунисты, то есть, красные кхмеры и появились. И не очевидно ли, что эти самые коммунисты были не настоящими, а карманными коммунистами американцев и всего капиталистического запада? Да, и коммунистами ли? Называться можно, как душе захочется, но суть-то, суть какова? А суть красных кхмеров была ужаснейшей и сродни нацистской.
Про настоящие причины поговорили, а причиной, понятной тем, кому предстояло вскоре резать вчерашних собратьев по борьбе, стало то, что Вьетнам в ходе войны за независимость и объединение, как бы случайно забрал себе и часть исконной территории Камбоджи (в нашем случае уже Кампучии). Было ли так на самом деле, я точно не знаю, но вьетнамцы и кхмеры враждовали столетиями ещё до прихода на их земли французских колонизаторов и это факт. Повторюсь, кхмеры и вьетнамцы – совершенно разные народы, а потому, если одним очень уж захотелось поубивать других, никакая одинаковая идеология не спасёт. А ещё факт в том, что покровитель Камбоджи (Кампучии) – Китай, урбанизируясь всё больше, как наша с Вами страна сегодня, то есть, вполне естественный процесс, начал голодать и выкатил подопечному счёт на большие поставки риса за военную помощь, во много раз больше, чем ранее. Вопрос, где стране, сотрясаемой длительной гражданской войной, взять столько риса, чтобы прокормить и себя, и покровителя? Правильно, заставить всех, кто может работать на полях, там и работать, да так, чтобы и не думали о другой жизни. Судьба камбоджийца 70-х годов, независимо от того, где он родился и в какой семье, ехать в деревню и выращивать рис. И попробуй только откажись. Тех, кто отказывался попросту убивали, как предателя и не только вьетнамского, но и прозападного шпиона (кровавый парадокс, если учитывать, что красных кхмеров Запад и поддерживал, вовсе не переживая потому поводу, что поддерживает коммунистов). И убивали подчас довольно изобретательно, с изуверскими пытками. Азиатские коммунисты – это Вам не русские, которые просто расстреляют и всё, ну перед этим, может быть, сильно изобьют, да и то, если безоговорочно верить сегодняшним либерасным, то бишь, всё тем же прозападным, кино и книгам. Однако, ухожу от темы.
Риса в Камбоджи (Кампучии) всё равно не хватало, хоть тресни, и тогда красные кхмеры вспоминают про Вьетнам, который у них под шумок территорию якобы отжал, и сами заходят на Вьетнамскую территорию с целью грабежа, где при этом устраивают геноцид – жители приграничным вьетнамско-кампучийских районов, казалось бы, вздохнувшие с облегчением, что американцев прогнали и бомбить их больше никто не будет, шли под нож сотнями. Коммунисты резали коммунистов. Что тут ещё скажешь, особенно если вспомнить трагедию деревушки Батюк в южновьетнамской провинции Анзянг. При всём при этом, видя, временное бездействие властей нового объединённого Вьетнама, бойцы Пол Пота кричали, что они готовы воевать с Вьетнамом 700 лет и каждый из них в день будет убивать по тридцать вьетнамцев. Ну, и в общем-то выпросили. Однако не надо полагать, что Вьетнам угомонил красных кхмеров в один миг, как об этом гласит большинство источников.
Первые настоящие боестолкновения вьетнамской и кампучийской армии на границе начались ещё осенью 1977 года, с ожесточением продолжались всю последующую зиму и в отличие от стычек весны 1977 года, уже с полномасштабным применением и артиллерии, и танков, и авиации. В итоге вьетнамская армия, закалённая в боях с американцами, неожиданно потерпела сокрушительное поражение, потеряв более двух тысяч солдат и командиров из пяти тысяч участвовавших всего в этих боях – то есть, почти половину. И это несмотря на то, что изначально, с декабря 1977 по январь 1978 Вьетнамская сторона, всё наращивая группировку и доведя её уже до 60 тысяч личного состава, определённо побеждала, направив по три своих дивизии по шоссе № 2 и № 7, то есть на Юг и на Север с целью окружения войск противника, и дойдя таким образом, до Меконга, откуда до столицы красных кхмеров оставалась какая-то сотня километров. И вдруг такое. Как это получилось? Да, так же, как много лет спустя получилось в первой чеченской кампании – русские танки без ориентира попадали в засады боевиков, и те без остановки били их в корму и борта. Красные кхмеры – не воины в привычном понимании слова «армия», но они отменные партизаны, потому и смогли выстоять куда как меньшим числом, чем армия вторжения Вьетнама – почти в три раза. И почему этого не учли вьетнамцы, всего несколько лет назад бившие американцев точно таким же методом, лично мне не ясно. А что Вы думаете об этом, уважаемые гости и подписчики нашего канала? Делитесь мнениями в комментариях.
Однако, отступив, саму Кампучии вьетнамцы не покинули, а, запросив у красных кхмеров перемирия, остановили свои потрёпанные войска, примерно, в 20 – 25 километрах от границы вглубь Кампучии и в тоже время у красных кхмеров не хватало сил, развить свой столь неожиданно блестящий успех. Нокаута не вышло, хоть красные кхмеры и захватили несколько вьетнамских беззащитных провинций вдоль границы, устроив там небывалую резню гражданского населения. А дальше бои шли с переменным успехом – ни у одной из сторон не было сил для нового наступления, если не считать наступлением некоторые удачные прорывы вглубь обороны друг друга, при том с крупными потерями для обоих сторон. И здесь, пожалуй, первостепенное значение имеют даже не столько сами боевые действия, сколько то, с какой остервенелой пропагандой и ложью они сопровождались. Сторонники Пол Пота сегодня взахлёб утверждают, что его кровожадная сущность, его безжалостный тоталитаризм, буквально демонизм – это не более, чем враки вьетнамской пропаганды, и на самом деле не было ни вьетнамцам, ни рядовым камбоджийцам столько горя от красных кхмеров, в смысле, никто никого пачками не вырезал.
И я вот не знаю, как Вам, а лично мне этот эпизод кампучийско-вьетнамского вооружённого конфликта напоминает в некоторой степени кое – что из современной военной истории. Но как бы там ни было, а вьетнамцам в конечном итоге удалось склонить на свою сторону большую часть самих камбоджийцев (очевидно, тех самых, что вовсе «не страдали» от режима самого жестокого коммуниста Пол Пота), и одновременно с тем, безусловно, при помощи СССР, собрав огромный авиакулак из МИГ-21, да и плавающих танков ПТ-76 с американскими бронетраспортёрами М-113. Однако наступать первыми вьетнамцы в этот раз не ринулись, а дождались 20 декабря 1978 года атаки красных кхмеров, которые в этот раз стянули к линии боестолкновения все свои 23 дивизии, но почти без танков и каждая численность до 4-х тысяч человек, тогда как у вьетнамцев столько было только в одном полку, а полков в дивизиях по четыре – считайте сами. Дождавшись, когда красные кхмеры выдохнуться, вьетнамцы перешли в контрнаступление и уже 7 января 1979 года взяли-таки столицу Кампучии. Бои и здесь были тяжелейшими, а ещё через десять дней первой в своей истории, а значит, без опыта, высадкой морского десанта в порту Кахконг, перекрыла противнику пути отхода в Таиланд.
Пол Пот улизнул на вертолёте, а его покровитель – Китай слишком поздно отправил ему на помощь свою армию в полмиллиона человек, ударив по северным районам Вьетнама и в течение месяца потерпел от вьетнамской армии поражение, хотя и одерживал тактические победы, беря мелкие отряды вьетнамцев в окружение. Так или иначе, но к весне 1979 года зловещий режим красных кхмеров пал, однако вражда на этом не закончилась и вплоть до 90-х годов, оопираясь на свои базы в Таиланде да вовсю пользуясь поддержкой капиталистического Запада и коммунистического Китая, коммунисты Камбоджи – красные кхмеры продолжали отчаянную партизанскую борьбу, не взирая на ежегодные зачистки вьетнамцами вмей кампучийско-тайской границы. К слову, в 1981 году красные кхмеры отреклись от коммунизма и тем самым, мне думается, показали, что никакими коммунистами они никогда по своей сути и не были, а являлись самыми настоящими нацистами, убивая мирное население, как своей страны, так и Вьетнама по этническому признаку. Сколько убили, вопрос до сих пор дискуссионный. Толи больше 3-х миллионов всех подряд, толи всего полмиллиона реальных «врагов народа». Сторонники последней версии как бы невзначай пеняют сегодняшним российским коммунистам и в первую очередь сталинистам. Только это всё от лукавого. И здесь же нельзя не вспомнить, что многие немецкие коммунисты 20-х годов прошлого столетия легко переобулись в нацисты и убивали прежних единомышленников. Вот они - те самые крайности нашего бытия, о коих я упоминал, начинаю сию публикацию.
Так что коммунист коммунисту - рознь и не всё то золото, что блестит. И лично я не считаю сегодняшних коммунистов таковыми. По моему личному мнению, все они – обычные самозванцы, живущие на откровенном прокоммунистическом хайпе, о чём я уже писал ранее. Что же касается меня, то и я не являюсь коммунистом и уж тем более сталинистом, но я просто привык выбирать их двух зол наименьшее и видеть в любом из нас, в том числе и в себе, как хорошее, так и плохое, и определять, чего из этого больше. Тоесть, я умею выбирать и видеть золотую середину. И коли уж выбирать, то для меня коммунисты 30-х и 40-х годов, в том числе Сталин и Берия, построившие и сберегшие страну, несомненно с перегибами и местами слишком жёстко, гораздо приемлемее, нежели коммунисты, страну разорившие и сдавшие её в 80-х и 90-х, в том числе Горбачёв и Ельцин. Спросите, почему я так? Отвечу, всё же донельзя просто – обычный человеческий запрос на социальную справедливость. И не только у меня. На этом всем Добра, Уюта, Тепла. С Уважением писатель Артём Чепкасов. И сегодня без послесловия.