Найти в Дзене
Читай-Квартира

Книжная ностальгия. Евгений Ильин, "Приключения пешки"

(Издание 1975 года, иллюстрации Ильи Соколова) Играть в шахматы меня учил мой дед. У него была шахматная доска, которая уже тогда, в 70-е, выглядела старой, и шахматные фигурки в ней были деревянные, с бархатной подложкой, немного покоцанные, но пахли они вкусно (дерево же!) и загадочно. Дед сажал меня за стол, мы с ним расставляли воинов шахматных армий, и он объяснял - вот это пешка, это слон, это ферзь... Нет, сейчас я не умею играть в шахматы. Я просто знаю, как ходят фигуры. При желании и при определенной степени концентрации я, конечно же, могу выдать какую-нибудь примитивную шахматную партию, но это не будет означать моё умение играть. Зато можно сказать, что шахматы в моем детстве присутствовали регулярно. Но еще раньше визуального и осязаемого знакомства с настоящими ферзями и пешками у меня появилась вот такая книжка. Она, как и все героини Книжной ностальгии, ветеран, все-таки год издания 1975-й, жизнь (и разные дети, в том числе я) ее изрядно потрепали, но она до сих пор

(Издание 1975 года, иллюстрации Ильи Соколова)

А вы умеете играть в шахматы?
А вы умеете играть в шахматы?

Играть в шахматы меня учил мой дед. У него была шахматная доска, которая уже тогда, в 70-е, выглядела старой, и шахматные фигурки в ней были деревянные, с бархатной подложкой, немного покоцанные, но пахли они вкусно (дерево же!) и загадочно. Дед сажал меня за стол, мы с ним расставляли воинов шахматных армий, и он объяснял - вот это пешка, это слон, это ферзь... Нет, сейчас я не умею играть в шахматы. Я просто знаю, как ходят фигуры. При желании и при определенной степени концентрации я, конечно же, могу выдать какую-нибудь примитивную шахматную партию, но это не будет означать моё умение играть. Зато можно сказать, что шахматы в моем детстве присутствовали регулярно. Но еще раньше визуального и осязаемого знакомства с настоящими ферзями и пешками у меня появилась вот такая книжка. Она, как и все героини Книжной ностальгии, ветеран, все-таки год издания 1975-й, жизнь (и разные дети, в том числе я) ее изрядно потрепали, но она до сих пор в строю.

Можно пролистать галерею

"Приключения пешки" - это стихотворная история, написанная настоящим шахматистом Евгением Ильиным, который обладал еще и писательским даром, работал спортивным журналистом, писал книги, сочинял эпиграммы.

Евгений Ильич Ильин (1922 - 1987)
Евгений Ильич Ильин (1922 - 1987)

Вот, к примеру, одна из эпиграмм, посвященная Михаилу Ботвиннику

В истории шахмат Ботвинник – эпоха,
Но время напрасно перед ним мельтешит:
Считаться «эпохой», конечно, неплохо,
Однако в историю он не спешит.

А иллюстрации для "Приключений пешки" нарисовал художник Илья Соколов. Его работы сейчас выставлены в Третьяковской галерее, и в Русском музее, и в Музее изобразительных искусств имени Пушкина, и во многих других. У него была непростая судьба - воевал на фронтах Первой мировой, был в германском плену, пытался бежать, но был пойман и посажен в тюрьму. Его освободили и вернули на Родину по программе обмена военнопленных уже после революции.

Илья Алексеевич Соколов (1890-1968)
Илья Алексеевич Соколов (1890-1968)

Вот примеры работ этого художника, которые я нашла в группе Вконтакте "Живописный календарь", - серьезные линогравюры преимущественно на военную и индустриальную тематику.

Можно пролистать галерею

Казалось бы, как могла рядом с ними оказаться какая-то Пешка из детского стишка? А вот могла. И тот факт, что иллюстрации для детских книг рисуют именитые художники, говорит о качестве издания. За это я и люблю свои детские книги.

Кстати, "Историю пешки" в 1975 году представило издательство "Физкультура и спорт", одно из старейших в стране. Оно было основано в 1923 году специально для выпуска литературы, которая способствовала популяризации физкультуры и спорта.

А людей, которые умеют - на самом деле умеют - играть в шахматы, я очень уважаю. Я вообще люблю умных :)

Другие истории Книжной ностальгии: