Найти тему
Книжный мiръ

«В понимании ребенка счастье - это норма бытия». Вечная детская классика. Корней Иванович Чуковский

Оглавление

Корней Чуковский по данным Российской книжной палаты почти каждый год попадает в пятерку самых издаваемых в России авторов детской литературы, а уж о выходе его книг в СССР и говорить не приходится – все они печатались миллионными тиражами и никогда не застаивались на полках книжных магазинов и библиотек.

Детская словесность, которая так прославила писателя, стала занимать Чуковского, когда у него самого уже появились дети, и он начал сочинять для них занимательные истории. Младшая Маша - Мурочка, «всепонимающий друг», его маленькая муза, прожившая на свете всего одиннадцать лет, стала героиней его  сказок «Закаляка», «Чудо-дерево» и многих других. Все свои лучшие детские стихотворения, сказки и поэмы Чуковский написал при жизни Муры…

Не взлетевшая «Жар-птица»

Корней Иванович, будучи уже известным критиком, обратил внимание на то, что книг для ребят в царской России издается страшно мало, а то, что выходит, часто оставляет желать лучшего.  «Я давно носился с соблазнительным замыслом – привлечь самых лучших писателей и самых лучших художников к созданию хотя бы одной-единственной «Книги для маленьких», в противовес рыночным изданиям Сытина, Клюкина, Вольфа». В 1912 году Чуковский приступил к реализации задуманного и составил  книгу под сказочным названием «Жар-птица», пригласив для участия в ней А.Н. Толстого, С.Н. Сергеева-Ценского и Сашу Чёрного, но случился парадокс: из-за высокого качества и соответственно  высокой стоимости книга успеха не получила и была «затерта базарной дрянью». Вот такая вполне объяснимая ситуация: лубочные сытинские издания стоили копейки, но расходились огромными тиражами, но дорогие детские книги продать было очень сложно.

Злобный «Крокодил»

Неудавшийся первый опыт совсем не отвратил Чуковского от дальнейших экспериментов: в 1916 году вместе с Александром Бенуа он готовит антологию «Радуга», попутно представив читателям свое первое сочинение для детей «Крокодил». Мы помним лишь отдельные строки из этой суровой эпической поэмы:   

Жил да был
Крокодил.
Он по улицам ходил,
Папиросы курил.
По-турецки говорил,-
Крокодил, Крокодил Крокодилович!

Опубликовали поэму в 1917 году в детском приложении к еженедель­нику «Нива» под названием «Ваня и Крокодил» в сопровождении огромного количества замечательных рисунков художника Николая Ремизова (Ре Ми). Публикация полностью перевернула тогдашнее представление читателей и литературных критиков о детской поэзии! 

Поэма К.Чуковского «Крокодил». - М.: Круг, 1927
Поэма К.Чуковского «Крокодил». - М.: Круг, 1927

«Сказка Чуковского начисто отменила предшествующую немощную и неподвижную сказку леденцов-сосулек, ватного снега, цветов на слабых ножках. Детская поэзия открылась. Был найден путь для дальнейшего развития», —восторгался литературовед Юрий Тынянов.

Не обошлось и без политических замесов: крокодил говорил не на немецком, а на турецком языке – шла Первая Мировая война, и употребление немецкого языка не приветствовалось, в Петрограде даже вывешивались таблички «Говорить по-немецки воспрещается!».

Ох, и поплатился же вскоре Чуковский за «Крокодила»! Тут же партийные критики и редакторы придумали термин — «чуковщина», а Надежда Крупская и вообще высказалась очень категорично:

«Такая болтовня — неуважение к ребёнку. Сначала его манят пряником — весёлыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть, которая не пройдёт бесследно для него. Я думаю, «Крокодила» ребятам нашим давать не надо». 

«Я написал двенадцать книг, и никто на них не обратил никакого внимания. Но стоило мне однажды написать шутя «Крокодила», и я сделался знаменитым писателем. Боюсь, что на моем памятнике, когда я умру, будет начертано «Автор „Крокодила“», – сокрушался Чуковский. 

Новаторскую поэму попытались спасти: за «Крокодила» вступились известные писатели Михаил Зощенко, Алексей Толстой, Самуил Маршак и Константин Федин – литераторы подписали письмо в Государственный ученый совет о ее «реабилитации».  К сожалению, протест не сработал: «Крокодила» запретили на долгие четверть века – его начали печатать только в середине пятидесятых, а его защитников обозначили неблагонадежной «группой Чуковского».

«Мне и в голову тогда не приходило, что когда-нибудь эти гонимые сказки будут печататься миллионами экземпляров и выдержат многие десятки изданий. И что я доживу до поры, когда те дети, для которых эти сказки написаны, превратятся в седых стариков и будут читать их своим внукам и правнукам», - вспоминал впоследствии гонимый сказочник.

От двух до пяти

Но маленьким читателям не было дела до «чуковщины». Написанные в 20-х годах сказки «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Бармалей», «Федорино горе» и «Телефон» пользовались колоссальным успехом и популярностью, выдержали множество изданий. Писатель же с головой «ушел в детвору», собирая и систематизируя «лепые нелепицы» малышей – их формирующуюся речь. В 1928 году выходит книга «Маленькие дети», которую сегодня мы знаем под названием «От двух до пяти» – только при жизни автора вышло более 20 изданий, с постоянными доработками и дополнениями, ведь нет ничего более динамично меняющегося, чем речь ребенка! Никто до Чуковского не разговаривал с родителями о детях так искренне и  серьезно, без идеологической и политической подоплеки – это неустаревающая книга о детской душе, и читать ее с удовольствием будут родители всех поколений.

Первое издание книги К.Чуковского «Маленькие дети» («От двух до пяти»). - М.: Красная газета, 1928
Первое издание книги К.Чуковского «Маленькие дети» («От двух до пяти»). - М.: Красная газета, 1928

Мысли о детском воспитании из книг Корнея Чуковского:

✍🏻 По мастерству, по виртуозности, по техническому совершенству стихи для детей должны стоять на той же высоте, на какой стоят стихи для взрослых.

✍🏻 Фантазия есть ценнейшее качество ума человеческого, и её нужно тщательно воспитывать с самого раннего детства, — как воспитывают музыкальное чутье, — а не топтать сапогами.

✍🏻 Начиная с двух лет, всякий ребенок становится на короткое время гениальным лингвистом, а потом, к пяти-шести годам, эту гениальность утрачивает. 

✍🏻 Грубость гнездится не в книгах, а в семье и на улице. Я еще не видал человека, который научился бы сквернословить по книгам.

✍🏻 Не вредит ли навязчивое, слишком усердное толкование, пресловутое «анализирование» русских стихов, рассказов, поэм, повестей? Не полезнее ли для ребят просто побольше их читать, может быть, с помощью умного старшего друга?

✍🏻 А это задача немалая: воспитать в ребенке юмор - драгоценное качество, которое, когда ребенок подрастет, увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами.

✍🏻 Неосознанное словесное творчество - один из самых изумительных феноменов детства.

✍🏻 Маленького ребенка по-настоящему волнует в литературе лишь действие, лишь быстрое чередование событий.

✍🏻 Народная поэзия в высших своих достижениях часто бывает поэзией детской.

✍🏻 Чтобы добиться чистоты языка, нужно биться за чистоту человеческих чувств и мыслей.

✍🏻 Детский писатель должен быть счастлив, как и те, для кого он пишет.

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!