На этот фильм Алексея Балабанова я шел в кино с опаской, ибо, посмотрев "Жмурки" и "Мне не больно", с грустью констатировал, что лучший российский режиссер скатывается в своем творчестве из самобытного китча в откровенный трэш (впрочем, самобытности не теряя). Однако "Груз 200" ознаменовал возвращение Балабанова в его родную среду. В среду, где царствует китч, перерастающий в постмодерн, за порогом которого - пустота и ужас, - то, что стало в 00-х годах накрывать западную цивилизацию и что уготовано нам, если не образумиться.
"Груз 200" - типичнейший фильм А. Балабанова! Жонглирование всевозможными штампами, мрачнейшие композиции (вроде мертвого любовного треугольника, "углы" которого состоят из свежезастреленного Журова, пованивающего тухлятиной героя Баширова и основательно разложившегося десантника Голубева. А внутри треугольника ёрзает голая дочь секретаря райкома). В фильме есть явные киноцитаты: например, сцена выгрузки из самолета гробов и погрузки в тот же самолет нового пушечного мяса. Ну и, наконец, в самом названии кроется игра: мол, ребята, пока что это не очень серьезно, этот Груз 200 не имеет отношения к Грузу 300. Пока что.
Разыскав душераздирающую тему в криминальных хрониках 80-х, Балабанов написал внятный сценарий, в котором несколько сюжетных линий, как витой кабель, тесно переплетаются между собой.
Но вот что напрягло меня тогда (когда смотрел в 2007 году) в этой разухабистой ретроградной "чернухе" — единственная тема, в озвучивании которой Балабанов был предельно серьезен.
Преподаватель кафедры научного атеизма Артем встречается с верующим человеком Алексеем (в роли Алексея — Алексей Серебряков, играющий свою привычную роль — роль недовольного всем русским актера Алексея Серебрякова), и в конце концов, по зову совести, Артем идет в церковь на встречу с Богом. Это было настолько непривычно для глумящегося Балабанова, что выбивало из колеи.
"Вера" Алексея, который верит в Бога так, как он сам хочет, не выходя из дома, ничего не стоит. Более того, она опасна. Это - бесовщина, прелесть. Поэтому "верующий" Серебряков, только что рвавший рубаху на груди и распинавшийся о десяти заповедях, строит какой-то свой собственный "город света", а потом, нажравшись, пытается совершить насилие над юной дочерью секретаря райкома. Это как мужик из "Братьев Карамазовых", который перекрестился и зарезал живого человека, с которым только что пил, потому только, что ему часы евонные понравились.
Глядя на персонажа Серебрякова, Артем внезапно осознает, что сидит не где-то там на выселках, где наливают, а в аду на земле. И что сатана ходит вокруг него (персонаж Полуяна, который бродит вокруг дома, заглядывая в окна. То есть, в буквальном смысле сатана ходит вокруг. Именно так все и снято, - и эта сцена, а также последующие сцены. Эти сцены натурально вызывают дрожь).
Артем, как человек ученый (тем более, "по профилю"), когда заткнул свой базар и пригляделся, моментально все понял. Поэтому и пошел в церковь Христову за спасением. А Алексей получил пулю в затылок.
Неисповедимы пути господни. Именно пьяный, наглый и грубый герой Серебрякова, похожий на животное, своими бытовыми философствованиями приводит преподавателя научного атеизма в церковь!
Для большинства зрителей (и для меня в том числе, - я тоже тогда не догнал) сцена, в которой благостная старушка встречает Артема в церквушке, — показалась из области фарса.
Это не обряд, а таинство. Иди помолись в уголке.
Артем не спорит. Он делает правильные выводы, как бы странно все это ни выглядело, и совершает подвиг над собой, своим образованием, он —смиряется...
Потому что на кону его душа.
И какое счастье, что даже тех, кто обладает развитым интеллектом и при этом сознательно отрицает Бога, Бог любит.
Оценка: 8,5 из 10.
Режиссер и автор сценария: Алексей Балабанов,
Оператор: Александр Симонов,
Продюсер: Сергей Сельянов.
В главных ролях: Агния Кузнецова, Алексей Полуян.
В ролях: Алексей Серебряков, Александр Баширов, Константин Балакирев, Сергей Александров и другие.
Интересные факты о фильме:
- Фильм основан на реальных событиях.
- Цинковые гробы, приходившие из Афганистана, на самом деле назывались "Груз 300" (в 1989 году был снят фильм с таким названием). "Груз 200" в транспортной кодировке — это гробы не из зоны военных действий. Почему Балабанов назвал свой фильм именно так — он не объяснил.
- От участия в фильме отказались многие именитые российские актёры, в частности, Евгений Миронов, под которого писалась главная роль. Сергей Маковецкий, также ответивший отказом на предложение Балабанова, в конце-концов одумался и вскочил на подножку уходящего поезда, озвучив персонаж в исполнении Леонида Громова.
- Балабанов утверждал, что его фильм — "фильм о любви" и называет его наряду с "Про уродов и людей" в числе любимых своих детищ.
Читайте также на моем канале: