Самолёты США оказались одной из лучших платформ сбора разведданных с момента разработки такого рода техники в начале двадцатого века. Самолёты США способны нести различные фото- и видеокамеры, а также датчики обнаружения и регистрации электронных излучений от различных источников связи. Одновременно другое оборудование американских самолётов позволяет брать пробы воздуха, к примеру, под анализ событий - ядерных испытаний или технологических аварий.
Времена холодной войны для США отметились тем фактором, когда американские самолёты стали бесценной платформой для сбора разведданных. Способность воздушной техники США достигать больших высот открыла американцам уникальные возможности - заглядывать на территории других стран. При этом американские воздушные наблюдатели фактически не нарушали международных границ.
Послевоенная благородная миссия Америки
Новое поколение послевоенных разведывательных самолётов, использовавшихся для реальных облетов территории других стран, отметилось возможностями выполнять задачу разведки на высотах и скоростях, препятствующих перехвату воздушного разведчика ракетами обследуемого объекта. Таким образом, самолёты США добывают разведывательную информацию практически в реальном времени. Пилоту США достаточно:
- получить инструктаж,
- запустить двигатели самолёта,
- взлететь,
- выполнить задание,
- вернуться с данными разведки для анализа в считанные часы.
Однако самолёты США всё-таки уязвимы, когда речь идёт о средствах противодействия - истребителях и зенитных ракетах. Не один раз американские миссии по сбору разведданных приводили к дипломатическим инцидентам после того, как самолёты-разведчики США сбивались средствами обследуемых объектов.
Последние годы спутники и беспилотные летательные аппараты несколько снизили потребность США в пилотируемых самолётах-разведчиках. Однако о полной замене речи не идёт в принципе.
Самолёты США не всегда использовались для сбора тактической разведывательной информации непосредственно на поле боя. Окончание Великой Отечественной войны 1941-45 года ознаменовалось применением воздушной техники для стратегической разведки. Идеологическая разность между Советским Союзом и США после окончания войны привела к физическому разделению территории. Американцы фактически оккупировали Западную Германию (ФРГ), тогда как СССР оставили на территории Восточной Германии группу советских войск (ГСВГ) на период стабилизации нового немецкого государства.
Соответственно, американцы незамедлительно воспользовались самолётами-разведчиками, чтобы обеспечить все возможности сбора разведданных сразу после окончания Великой Отечественной войны. США и Великобритания активно отправляли самолёты-разведчики на территорию Германии, где оставался воинский контингент Советского Союза. Следует отметить: стартовали акции разведки ещё до конца 1945 года. При этом со стороны СССР чего-то подобного не предпринималось в принципе. Как ни странно, но «Советы» искренне верили «Дяде Сэму» как союзнику по борьбе с фашизмом.
Американские навигационные ошибки
Незаконные полёты в границах территорий других стран американцы часто объявляли навигационными ошибками. Соединённые Штаты совместно с союзниками пользовались самолётами-разведчиками на протяжении всей холодной войны, захватив попутно и период XXI века. Самые разные типы разведывательного оборудования применялись на самолётах США со времён Великой Отечественной войны. Однако большую часть этого оборудования логично разделить на три категории.
1. Использование различных типов камер и пленок, включая стандартные фотографические и инфракрасные материалы, что позволяет работать в ночное время. Стандартные камеры устанавливались впереди для фотографирования целей в направлении, в котором летит самолёт-разведчик.
2. Практика фотографии под углом от левой или правой стороны самолёта-разведчика. Эти камеры позволяют воздушному судну лететь вдоль границы или оставаться в международном воздушном пространстве, но при этом делать снимки территории другого государства. Так, в 1962 году американский высотный разведывательный самолёт «U-2» оснащался камерами именно этого типа, когда фотографировал территорию Кубы, за что был сбит советской ракетой класса "земля-воздух".
3. Использование различных типов электронных датчиков во время миссий, которые часто называют ELINT (электронная разведка), SIGINT (сигнальная разведка) или COMINT (коммуникационная разведка). Когда летательный аппарат пролетает вблизи или над чужой территорией, датчики обнаруживают и записывают различные типы электронных сигналов, включая радиолокационные и многие иные виды связи с целью последующего анализа.
Согласно американским представлениям, в 1983 году некий южнокорейский авиалайнер сбился с пути и оказался над советской территорией. Соответственно, советские истребители сбили аппарат. Однако США утверждали, что атака произошла над международными водами, представив в качестве доказательств записи разговоров лётчиков советских истребителей, запрашивающих разрешение сбить южнокорейский самолет. Записи, как выяснилось, получили американским разведывательным самолётом, почему-то оказавшимся в районе инцидента и активно собиравшим электронные данные.
Высотная стратегическая разведка США и Ко
Высотная стратегическая разведка: это самолёты-разведчики США, представляющие модифицированные бомбардировщики. Такая техника способна летать на больших высотах и на большие расстояния. Полёты американских и британских разведывательных самолётов такого класса над советской и восточноевропейской территорией начались уже спустя несколько месяцев после окончания Великой Отечественной войны. Спрашивается – с какой целью, если учитывать союзнические отношения с СССР на тот момент времени?
Однако на этом желания «победителей» Второй мировой не ограничились. Позже Китайская Народная Республика и Северная Корея, а также многие другие страны попали под фото- и видео камеры американских и британских самолётов сбора разведданных. Первые годы после войны британские ВВС применяли бомбардировщики «Canberra» и «Venom», тогда как Соединённые Штаты делали ставку на разведывательные версии многих типов бомбардировщиков:
- «Boeing RB-29»,
- «RB-50 Superfortress»,
- «North American RB-45 Tornados»,
- «Convair RB-36 Peacemakers»,
- «Boeing RB-47 Stratojets»,
- «Martin RB-57 Canberras»,
- «Boeing RC-135 Rivet Joints».
Кроме этого набора использовались также флотские машины «Consolidated PB4Y-2 Privateers», «Douglas EA-3 Seawings», «Lockheed EP-3 Orions».
Незаконные разведывательные миссии оказались довольно опасными для США. Многие самолёты-разведчики были сбиты в результате действий потенциального противника в моменты операций по сбору разведданных. Советскому Союзу американцы выбора не оставляли. Приходилось применять ответные меры, среди которых - бомбардировщики «Медведь» и «Бизон», однако совсем не предназначенные под разведывательные миссии, как об этом на весь мир трубили американцы.