Какие выводы сделали писательницы в конце жизни, а какие – мы после прочтения известных произведений?
Луиза Мэй Олкотт в «Маленьких женщинах» описала сестёр Марч со своей семьи, смутьянку Джо – с себя: они так же жили, любили и взрослели, боролись с нищетой и превратностями судьбы.
Луиза Мей Олкотт была второй из четырёх дочерей писателя Эймоса Бронсона Олкотта и Эбигейл Мей. Родители писательницы переехали в Бостон, когда их дочери исполнилось два года.Луиза Мэй Олкотт училась в основном у своего отца. Финансовые трудности вынудили семью в 1840 году уехать из Бостона в Конкорд, штат Массачусетс.
Олкотты более тридцати раз переезжали в Бостон и его окрестности. Семья также часто была на грани распада.
С 16 лет Мисс Олкотт начала преподавать в частной школе в Бостоне. Несмотря на большой успех в этой области, она не любила эту работу, предпочитая писать рассказы, наброски.
В 1862 году, используя псевдоним А. М. Барнард, писала пьесы и тем самым зарабатывала себе на жизнь. В самом начале Гражданской войны в Америке она шила одежду для солдат. 29 ноября 1862 года, в свой 30-й день рождения, она решила сделать больше: вызвалась быть медсестрой в Вашингтоне, откуда писала письма домой, рассказывая о своем опыте.
Когда Луиза начала писать «Маленьких женщин» она черпала материал из примерно двадцати томов дневников своей матери, которая до самой смерти оставалась ближайшим доверенным лицом своей дочери и самым большим её помощником. Из писем, написанных матери и сёстрам за месяцы службы, была в 1863 году составлена книга под названием «больничные Очерки».
После того, как Мисс Олкотт была вынуждена оставить работу в больнице, она на год отправилась в путешествие по Европе вместе с подругой-инвалидом. Эта поездка дала ей возможность завязать знакомства со многими литературными деятелями старого Света, с которыми она всегда была близка.
После её возвращения в Бостон были подготовлены рукописи «Маленьких женщин», а вместе с ними пришли слава и богатство.
Последние два десятилетия своей жизни писательница провела в Бостоне и Конкорде, заботясь о своей матери, которая умерла в 1877 году после продолжительной болезни, и её все более беспомощном отце.
В 1879 году, она усыновила свою тезку, Луизу Мэй Ньерикер, дочь своей покойной сестры Мэй. Уверенная в постоянстве хорошего дохода, она посвятила свою жизнь заботе об отце и Лулу. Её собственное здоровье тоже пошатнулось, и она умерла от инсульта в Бостоне через два дня после смерти отца 6 марта 1888 года в возрасте 55 лет.
Её слава основывалась, главным образом, на первом успешном произведении «Маленькие женщины», где описываются домашние приключения новоанглийской семьи второй половины XIX-начала XX в. со скромными средствами, но оптимистичными взглядами.
За книжными страницами – большая любовь, большие потрясения и неизменно большой писательский талант.
Как и в случае с Луизой Мэй Олкотт, Джейн Остин никогда не состояла в браке и с гордостью носила звание старой девы, тогда как её героини находили счастливый финал в союзе с достойными мужчинами.
Писательница росла в многодетной семье, в которой, помимо нее, воспитывались шесть мальчиков и одна девочка. Имя Джейн означает «бог милостив», «божья благодать». Джейн пользовалась божьим даром сполна: девочка начала увлекаться писательством с 14-летнего возраста. Тогда она сочинила эпистолярное произведение «Любовь и дружба». Также в юношестве были написаны «Прекрасная Кассандра». В 1811 году под псевдонимом Леди Джейн выходит роман «Чувство и чувствительность», который повествует о любовных хитросплетениях и интригах в жизни двух сестёр, совершенно непохожих друг на друга: Марианна Дэшвуд живёт зовом сердца, тогда как Элеонор руководствуется разумом.
Через три года Джейн радует искушённых дам и господ романом «Гордость и предубеждение», который со временем разошёлся на цитаты.
В 1814 году выходит поучительный роман «Мэнсфилд-парк», а через год издательство Джона Мюррея публикует юмористическое произведение «Эмма», которое повествует об одинокой барышне, пытающейся всеми силами устроить личную жизнь знакомых и приятелей. Её сочинения: «Мэнсфилд-парка», «Чувства и чувствительности» и, конечно, «Гордость и предубеждение» превращаются в один недописанный роман по мотивам жизни писательницы.
Романистка подарила миру изящные истории любви, однако сама так и не обрела счастье. Писательница ушла из жизни летом 1817 года на 42-м году жизни. Джейн не успела завершить произведения «Сэндитон», «Уотсоны» и «Леди Сьюзан». Роман «Нортенгерское аббатство» был опубликован посмертно.
Имя Вирджинии Вулф известно едва ли не каждому ценителю литературы, а её романы «Миссис Дэллоуэй» и «На маяк» занимают почётное место на полках книголюбов.
Вирджиния Вулф родилась 25 января 1882 года в Лондоне. Её отец, критик Лесли Стеффенс, превратил свой дом в настоящий литературный салон, где побывала вся столичная творческая богема. С ранних лет девочка проводила время в отцовской библиотеке. Казалось, сама судьба влекла её к литературному творчеству. Но беззаботное детство быстро закончилось.
В возрасте тринадцати лет Вулф потеряла мать. Спустя два года скончалась старшая сестра Вирджинии, а затем и отец. Так, менее чем за 10 лет Вирджиния умерли все близкие. Трагедии не могли не сказаться на психике юной леди, и после похорон отца она впервые попыталась покончить с собой.
Заботу о Вирджинии, её сестре Ванессе и младшем брате Тоби взяли на себя старшие дети – Джордж и Джеральд, которые превратили жизнь девочек в настоящий кошмар. По свидетельствам самой писательницы, они регулярно подвергались сексуальному насилию со стороны сводных братьев Джорджа и Джеральда.
Тяжёлое детство оказало влияние на всю дальнейшую жизнь Вирджинии. Так, с мужем, Леонардом Вулфом, её связывали исключительно платонические отношения. Впрочем, мужчину всё устраивало: он беззаветно любил жену, принимал как её жуткое прошлое, и психические отклонения, так и отсутствие интимной жизни.
На протяжении всей жизни романистка страдала чудовищными мигренями, паническими атаками и приступами затяжной депрессии, которые удавалось облегчить большими дозами медикаментов. Вот что писала биограф Вулф Гермиона Ли в одном из своих исследований: «Она не была сумасшедшей, она была просто женщиной, которая страдала и боролась с болезнью большую часть своей относительно короткой жизни, женщиной исключительного мужества, ума и стойкости».
В романе «Миссис Дэллоуэй» также читаем: …у неё всегда такое чувство, что прожить хотя бы день – очень-очень опасное дело».
Здесь же Вулф увековечила одну из своих возлюбленных – Мэдж Воган. Она стала прототипом Салли Сетон, ближайшей подруги Клариссы,у неё она взяла смелость, способность всегда говорить то, что думает, и чувство абсолютной свободы. И это лишь один из примеров сильных героинь в творчестве Вирджинии Вулф. Работая над романом «Миссис Дэллоувей»в 1923 году Вирджиния Вульф была поглощена мыслями о суициде.
Поэтому своих героинь она связывает не только общим увлечением цветами, но серьезными психологическими проблемами и нестерпимыми душевными муками.
Леонард Вулф получил от своей жены 28 марта 1941 года письмо: «Я просто хочу, чтобы ты знал – за всё счастье в моей жизни я обязана тебе. Ты был безмерно терпелив со мной и невероятно добр. Все это знают. Если кто-нибудь и мог бы спасти меня, это был бы ты. Всё ушло. Всё оставило меня, кроме уверенности в твоей доброте. Я просто не могу больше портить твою жизнь. Я не думаю, что в этом мире кто-то был бы счастливее, чем были мы».
В этот день, напуганная Второй мировой войной, опустошённая бесконечными депрессиями и другими проявлениями своего недуга, Вирджиния покончила с собой, утопившись в реке Оутс.
1997году по роману Вирджинии Вульф «Миссис Дэллоувей» был снят фильм.
Три великих актрисы – Николь Кидман, Джулианна Мур и Мерил Стрип сыграли великолепное трио в умном и тонком фильме «Часы».
ФОТО Наташа Макэлхоун (Кларисса) и Лина Хиди (Салли). Кадр из фильма «Миссис Дэллоуэй», 1997
Источники:
https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/hollywood/12123/annot/
https://theblueprint.ru/culture/style-icons-fashion/virginia-woolf