Найти в Дзене
ПРИВЕТ, РОДИТЕЛЬ!

Бракоразводный юрист: "Мужья вступают в борьбу за опеку часто из желания отомстить бывшей жене"

Самые тяжелые разводы это те, в которых есть маленькие дети. Я помню случай с двумя сестрами. Одна из них жила с матерью, другая с отцом. Несмотря на то, что разница в возрасте у них была всего год, они навсегда потеряли связь друг с другом, потому что их родители в своей дележке напрочь забыли о человеческих отношениях и о детях.

Как изменился развод за последние десятилетия?

Когда я училась в университете, а это было почти 20 лет назад, я проходила практику в отделе, который занимался разводами. У судей тогда была установка, что важность института брака требует особой защиты со стороны суда. Прямо говоря, разводы не поощрялись.

Когда судьи видели недолговечную пару с маленькими детьми, желающую развестись, они обычно пытались заставить людей передумать. Хотя слова медиация тогда еще не существовало, они направляли пару на примирительную встречу. На этом заседании судья часто говорил с ними как терапевт, мол, у вас есть маленькие дети, что об этом стоит поговорить, что в их браке нет ни измен, ни насилия, поэтому стоит побороться за эти отношения.

Сегодня масштабы разводов растут в геометрической прогрессии, плюс все больше людей живут в неформальных отношениях. Сегодня по данным Единой межведомственной информационно-статистической системы распадается 68 браков из 100. Это в России.

А как быть, если один человек уходит из семьи, а другой утверждает, что любит и не хочет развода еще и потому, что у них маленькие дети?

Невиновный супруг имеет право отказаться от развода. Но тогда начинается настоящая битва. Потому что тот, кто хочет развода, пытается доказать хотя бы минимальную вину другого. В ход идут очень неприглядные вещи, давление, угрозы, унижения и прочее. Сохранить такой брак все равно не удается.

Люди сегодня чаще судятся из-за детей?

Да. Бои за детей бывают настолько беспощадными и кровавыми, что не верится, что перед тобой семья культурных, образованных людей без вредных привычек.

До сих пор существует дискриминация отцов, отношение к ним часто напоминает отношение к банкоматам. А сам факт предоставления отцу минимальных контактов с детьми заставляет мужчин чувствовать себя родителями второго сорта. Многих отцов это ущемляет и заставляет их все чаще бороться за то, чтобы стать основными опекунами или ходатайствовать о совместной опеке.

Как выглядит совместная опека?

Официально в России понятия «совместное опекунство над ребенком после развода» не существует. Под ним подразумевается равное разделение прав и обязанностей родителей по соглашению или через суд.

При разводе родителей суд определяет, с кем останется ребенок после расторжения брака. Но даже если несовершеннолетний остается с одним родителем, а второй получает возможность видеться с ним по выходным, то это неравноценно. И тогда бывшие супруги могут оформить совместную опеку над ребенком при разводе или после него.

Условия для этого самые простые: относительно хорошее общение между родителями, близость к дому проживания (совместная опека, когда родители живут в разных городах, затруднительна и некомфортна прежде всего для ребенка), и желание самого ребенка.

Какие существуют варианты совместной опеки?

Ребенок может жить у каждого по очереди, о сроках проживания родители договариваются сами. Например, один месяц у матери, второй – у отца. Опять же, этот случай не подходит для родителей, живущих в разных городах: наверняка пострадает образование ребенка.

Если двое детей, то один ребенок может остаться с матерью, второй – с отцом. Но при условии, что разделение не навредит им с моральной точки зрения. Возможно и разделение с поочередным проживанием у каждого из родителей.

Ребенок остается у одного родителя, а второй родитель на равных правах участвует в решении вопросов, касающихся ребенка: выбор школы, участие в мероприятиях, сопровождение в поликлинику, и другие формы активного участия в жизни ребенка. Этот вариант в РФ считается самым распространенным.

Но некоторые родители даже тут находят поле для соревнований: кто устроит лучшую вечеринку, кто первым подарит цветы в конце года учителям, кто круче устроит ребенку развлечения.

Эти потуги бессмысленны, но хотя бы не вредны, потому что сын или дочь будет иметь две вечеринки по случаю дня рождения, а не одну. Но ведь на этом дело может не остановиться. Родители могут превратить жизнь друг друга в ад, каждый раз пытаясь доказать, что другой родитель хуже.

Отцы, например, могут устроить мелочную слежку за тем, как мать выполняет свои обязанности по уходу за ребенком: проверяют в поликлинике, все ли прививки она делает вовремя, выполняет ли рекомендации врачей неукоснительно, не экономит ли на лекарствах, фиксируют, как часто болеет ребенок, когда за ним следит мать, какой у него вес, какая одежда, какие оценки в школе. Если ребенок заболеет или плохо начнет учиться, отцы просто ликуют, потому что это для них доказательство, что мать хуже, а они лучше.

Разве суд не проверяет, как в семье было раньше? Например, муж уходит и хочет совместную опеку. Но именно женщина оставалась дома с детьми, делала уроки, водила их на факультативы и к врачу или на прививки. Она продолжает это делать и дальше, но теперь муж вдруг решает, что будет контролировать качество исполнения ее родительских обязанностей! Это несправедливо по отношению к ней.

Несправедливо, но суд берет во внимание текущую ситуацию. В нашем обществе большинство функций по уходу за детьми по-прежнему выполняют женщины, хоть в разводе, хоть не в разводе. Несмотря на то, что они еще и работают. Именно женщины несут функции домашних логистов. Они думают о том, как забрать детей, как записать их на внеклассные занятия, контролируют график вакцинации, ищут специалистов на любые запросы, проблемы и ситуации. И это считается данностью. Именно мамы часто ходят на родительские собрания, знают, сколько стоят обеды и когда и сколько платить родительскому комитету.

Но участие отцов в жизни ребенка резко возрастает, когда они узнают, какие алименты они должны будут платить. Очень часто в этот предразводной период отношение отца внезапно меняется.

И я не говорю, что раньше между отцом и ребенком не было близости, она часто была, но они вдруг начинают заниматься вещами, которые их до этого не интересовали, резко становятся активными хорошими отцами. То, что мать кормила ребенка грудью шесть лет назад, была в отпуске по уходу за ребенком или ушла с работы, чтобы заниматься детьми, — неважно, медаль ей за это никто и никогда не даст. Суд учитывает текущую ситуацию, и отцы здесь часто набирают очки.

Это и приводит к нелепостям, ведь если родители два месяца не могут определить, кто из них поедет с ребенком на прививку и один записывается, другой отменяет визит, то это уже действует во вред их якобы любимому чаду.

Или один копит на теннис, другой заодно на плавание, каждый считает свой выбор главным. Такая борьба за опеку очень сильно ощущается детьми. Они чувствуют, что их родители соревнуются друг с другом, кто лучше, забыв о ребенке. Если они покупают билеты в кино или парк, то обязательно их хранят, чтобы потом предъявить другому родителю, сколько денег он тратит на ребенка, сколько времени с ним проводит, сколь разнообразный досуг обеспечивает...

Я понимаю, что это также часто последствия советов юристов. Если ко мне приходит клиент и говорит, что хочет совместную опеку, я говорю ему, что нужно сделать, чтобы суд или эксперты, которые будут принимать решение, посмотрели на него благосклонным взглядом и согласились. Но люди доводят эту ситуацию до абсурда.

Что еще могут начать внезапно делать отцы, что раньше не делали?

Неожиданно они начинают фотографироваться с детьми, снимать видео, отмечать себя с ними в прикольных местах.

Потом начинаются бои за отпуска, отец из принципа может запретить выезд матери с ребенком за границу. Однажды у меня был такой случай. Отец не разрешил поехать ребенку в одну европейскую страну, и на мой вопрос: "Почему?" ответил «Потому что там были пожары!».

Люди не могут остановиться. А потом выясняется, что эта совместная опека принесла только боль ребенку, которому уже 13 лет, и он видит, что его родители ругаются друг с другом последние три года, выясняя непонятно что.

У ребенка внутренний конфликт лояльности: он маме не говорит, что у папы делает, а папе не сообщает, что делает у мамы. Он также испытывает напряжение из-за родительского противостояния. Это часто заканчивается неврозом, заниженной самооценкой, членовредительством, пребыванием в психиатрической больнице и, по сути, неспособностью справиться с жизнью без терапии. Бывают также прогулы, депрессия, проблемы с обучением.

Ненависть между родителями возникает из-за ухода одного из них?

Женщины менее злопамятны. Мужчины, если женщина находится в новых отношениях, очень часто борются за опеку, чтобы отомстить ей из принципа, сделать больно через детей, или опасаясь, что новый партнер жены возьмет на себя роль отца. Женщины легче прощают измену, но с трудом разрешают детям видеться с бывшим мужем в присутствии его новой пассии и ее детей. На совместную опеку в этом случае они идут труднее.

У меня был случай, когда произошла драка между бывшей и нынешней женами мужчины, оспаривающего совместную опеку. Здесь были просто эмоции: объяснить бывшей жене, что ее любимые дети перейдут к партнерше бывшего мужа на какое-то время, было нелегко. И тогда начинается уклонение. И что ребенок болен, и что запланировано много важных дел, и пятое-десятое.

Кто чаще подает на развод?

Статистика показывает, что чаще всего в суд обращаются женщины. Это примерно три четверти случаев. Это связано с тем, что женщины быстрее решают формальные вопросы. Они больше заинтересованы в этом - так как дети чаще всего проживают с ними, им нужно быстро оформить алименты. Поэтому они больше заинтересованы в официальном оформлении развода.

С другой стороны, вина за развод чаще всего лежит на стороне мужчины. Причинами вины обычно являются предательство и насилие, мужчины чаще совершают насилие, но я не в состоянии оценить, как на самом деле обстоит дело с предательством.

По своему опыту могу сказать, что женщины хитрее. Они лучше прячутся, их сложнее поймать на внебрачных связях, они удаляют смс, меняют пароли. Мужчины более беззаботны.

В наши дни браки быстро распадаются. Говорят, что чаще всего между пятым и девятым годом совместной жизни, по статистике. Но это еще и из-за длительности дел, вы можете подать иск в суд на четвертом году брака и получить судебное решение на седьмом году. Иногда развод занимает больше времени, чем совместное проживание, особенно если есть что делить. Но у разводящихся родителей большинство детей именно школьного или младшего школьного возраста.

Родители детей, которые сдают выпускные экзамены или учатся в вузе, реже разводятся, получается?

Эти браки реже распадаются из-за измены. Но в этих случаях, скорее всего, люди жили друг с другом из-за ответственности перед детьми, и просто дожидались времени для развода. Люди, вырастившие детей, чаще расстаются мирно.

С бракоразводным юристом беседовала Екатерина Трощинская