Исследования показывают, что более длительная продолжительность грудного вскармливания связана с заметными успехами в учебе в подростковом возрасте.
Есть теория, что дети, которых долго кормили грудным молоком, умнее детей, у которых период грудного вскармливания был коротким или вообще отсутствовал. Ученые периодически проводят исследования, которые это так или иначе подтверждают.
Совсем недавнее исследование, результаты которого были опубликованы в мае 2023 года в журнале Archives of Disease in Childhood, показывает, что дети, длительно находившиеся на грудном вскармливании, лучше сдали экзамены в старших классах, чем дети, не находившиеся в младенчестве на грудном вскармливании.
Ученые принимали во внимание различные факторы, такие как социально-экономический статус реципиентов и интеллект их родителей. И все же результаты были неумолимы.
Предыдущие исследования тоже показали, что дети, которых дольше кормят грудью, в более позднем возрасте лучше успевают в учебе. Однако этих исследований относительно немного, и большинство из них не учитывало другие факторы, которые могли повлиять на результаты. Например, что матери с более высоким социально-экономическим статусом или с более высокими показателями интеллекта с большей вероятностью будут кормить своих детей грудью дольше и, соответственно, их дети будут иметь более высокий уровень развития.
Новое же исследование приняло во внимание эти факторы. Группа исследователей из Оксфордского университета приступила к анализу данных о большой группе британских детей (национальное исследование «Миллениум»), в котором приняли участие 18 818 детей, родившихся в 2000–2002 годах, проживающих в Великобритании, и за которыми ученые наблюдали, проводили опросы, снимали тесты и фиксировали различные показатели их развития в возрасте 3, 5, 7, 11, 14, 17 и 22 лет.
Результаты исследования были также скоррелированы с показателями из Национальной базы данных об учениках, в которой хранятся продольные академические данные об успеваемости учащихся, зачисленных в английские государственные школы.
Ученые изучили результаты стандартизированных школьных экзаменов по английскому языку и математике, а также общий балл, который представляет собой сумму всех экзаменов, сданных детьми.
Около трети (32,8%) участников никогда не находились на грудном вскармливании, а остальные получали грудное вскармливание разное по длительности время. Только 9,5% находились на грудном вскармливании не менее 12 месяцев.
Анализ результатов показал, что более длительное грудное вскармливание было связано с лучшими результатами обучения.
Только около пятой части (19,2%) детей, находившихся на грудном вскармливании не менее 12 месяцев, не смогли сдать экзамен по английскому языку. В то время как среди детей, которых никогда не кормили грудным молоком, процент несдавших экзамен оказался 41,7%!
28,5% детей, находившихся на грудном вскармливании не менее 12 месяцев, получили высокий балл (А и A+). Среди детей, не находившихся на грудном вскармливании, процент отличников был только 9,6%.
Что касается экзамена по математике, то только 23,7% детей, находившихся на грудном вскармливании в течение не менее 12 месяцев, не сдали экзамен по сравнению с 41,9% детей, которых никогда не кормили грудью. И, соответственно, 31,4% детей, находившихся на грудном вскармливании в течение как минимум 12 месяцев, получили высокие баллы (A и A+) по сравнению с 11% среди детей, не находящихся на грудном вскармливании.
После учета смешанных факторов общая ассоциация все равно показала, что по сравнению с детьми, которых никогда не кормили грудью, дети, которых кормили грудью в течение как минимум 12 месяцев, имели на 39% больше шансов получить высокие баллы на обоих экзаменах.
Кроме того, те, кто дольше находился на грудном вскармливании, имели более высокие общие показатели на всех остальных экзаменах, чем те, кого никогда не кормили грудью.
Исследователи также приняли во внимание смешанные эффекты социально-экономического статуса семьи, района проживания и материнского интеллекта. И пришли к выводу: «Продолжительность грудного вскармливания связана с улучшением результатов обучения в возрасте 16 лет среди детей, после исключения важных искажающих факторов. Грудное вскармливание следует продолжать поощрять, когда это возможно, поскольку потенциальное улучшение успеваемости является лишь одним из его потенциальных преимуществ. Исследования продолжатся».
⋒⋑