Всем привет! Меня зовут Александр Быданцев. Здесь я публикую посты, видео и статьи о религии в научно-популярном формате. Спасибо всем, кто решил поддержать меня на Boosty, мой канал существует благодаря вашей поддержке! Если вам интересно то, что я делаю, можете также поддержать меня подпиской на Boosty и получить доступ к бонусному контенту (и к закрытому чату в телеграме, где я отвечаю на все вопросы).
Одно из главных различий между исламом и христианством заключается в том, что большинство мусульман не признают учение о распятии Иисуса Христа (Исы ибн Марьям - Иисуса сына Марии).
Заметьте, я пишу - большинство, а не все. Это очень важный момент. Коран - неконкретная книга. В нем слишком много непроясненных сюжетов, что стало причиной множества толкований одних и тех же мест. Одни видят в этом плюс Корана, мол, множественность интерпретаций говорит о богатстве книги. Но проблема в том, что эти интерпретации часто противоречат другу, что неприемлемо для книги, претендующей на божественность и ясность.
Но вернемся к теме. Большинство мусульман считают, что Аллах спас Иисуса от смерти на кресте и вознес его на небеса. Этому посвящены 157 и 158 аяты 4 суры Корана:
«Воистину, мы убили Мессию Ису, сына Марьям, посланника Аллаха». Однако они не убили его и не распяли, а это только показалось им. Те, которые препираются по этому поводу, пребывают в сомнении и ничего не ведают об этом, а лишь следуют предположениям. Они действительно не убивали его. О нет! Это Аллах вознес его к Себе, ведь Аллах — Могущественный, Мудрый. (Коран 4:157-158)
Заметьте, здесь ничего не сказано о том, что Аллах спас Иисуса от телесной смерти. Здесь лишь сказано, что он взял его к себе. Под вознесением Иисуса можно понимать вознесение одной лишь души Иисуса, а не тела. Однако большинство комментаторов Корана придерживаются версии, что вместо Иисуса распяли другого человека, а его самого вознес к себе Аллах. Тем не менее, были и до сих пор существуют другие мусульманские интерпретации, по которым Иисус умер на кресте.
В Коране есть три аята, которые повествуют о смерти Иисуса. Большинство мусульман интерпретируют их следующим образом: Аллах вознес Иисуса на небеса, в момент Судного дня он явит его миру, чтобы Иисус победил Антихриста (Даджжаля), затем Иисус умрет и воскреснет:
Мир мне в тот день, когда я (Иса) родился, в тот день, когда я скончаюсь, и в тот день, когда я буду воскрешен к жизни. (Коран 19:33)
Однако сами аяты не указывают на то, что речь идет о будущем времени.
Кого распяли вместо Иисуса?
В исламе существует множество интерпретаций по данному вопросу. В Коране ничего не сказано о том, что вместо Иисуса распяли другого. Однако многие толкователи сделали акцент на словах, что Иисуса не распяли и многим это лишь показалось. Как это объяснить? Самый очевидный способ - вместо Иисуса распяли другого человека.
Кем был этот другой? Один из самых популярных вариантов - Иуда Искариот. Он предал Иисуса, поэтому Аллах подстроил все так, что в итоге сам Иуда оказался на кресте, и все подумали, что Иуда - это Иисус. Аллах обманул карателей.
Второй вариант - вместо Иисуса распяли Симона Киринеянина, который в евангелиях помогал нести крест Иисуса. Версия восходит к христианскому гностику Василиду. Обратите внимание, что ислам в своей интерпретации "нераспятия Иисуса" не нов, до него похожие версии выдвигали многие христиане, которых впоследствии объявили еретиками.
По третьей версии распятию подвергся один из учеников Иисуса, которого Аллах сделал похожим на своего учителя. Данную версию интересно описывает багдадский исламский историк и богослов 10 века Ат-Табари:
"Иисус вошел в дом вместе с семнадцатью своими спутниками. Евреи окружили их, но когда они ворвались, Бог сделал всех учеников похожими на Иисуса. Преследователи, полагая, что они их околдовали, пригрозили убить всех, если они не разоблачат его. Затем Иисус спросил своих спутников, кто из них хотел бы попасть в рай в тот день. Один человек вызвался добровольцем и вышел, сказав, что он Иисус, и поскольку Бог создал его похожим на Иисуса, они схватили его, убили и распяли".
Почему мусульмане отрицают распятие Иисуса?
Казалось бы, на этот вопрос дан ответ в самом начале: так сказано в Коране. Но почему составители Корана (Мухаммед вряд ли был единственным составителем) отрицают распятие Иисуса? Почему им это было важно?
Напомню, что Коран не дает четкого ответа на вопрос о распятии Иисуса. Там лишь сказано, что людям только показалось, будто его убили и распяли. Непонятно, о каком состоянии Иисуса идет речь в Коране, ведь его воспринимали не только как человека, но и как божественное слово, посланника:
"Вот сказали ангелы: «О Марьям (Мария)! Воистину, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которому — Мессия Иса (Иисус), сын Марьям (Марии). Он будет почитаем в этом мире и в Последней жизни и будет одним из приближенных". (Коран 3:45)
Возможно, это христианский вариант Иисуса как Логоса, но сами мусульманские комментаторы огораживались от такой интерпретации. Тем не менее, понимание Иисуса не только как человека, но и как чего-то большего, могло стать причиной несогласия авторов Корана с убийством и распятием Иисуса. Ведь Иисус - это передатчик божественного слова Аллаха, а его нельзя убить или распять, оно живет вечно. Поэтому для авторов Корана было неприемлемо думать, что евреи и римляне могли убить Иисуса "полностью".
С одной стороны, ранние мусульмане отрицали искупительную жертву Иисуса Христа, поэтому они не видели смысла в смерти на кресте. Иисус не мог сам воскреснуть и вознестись на небо. С другой стороны, они считали, что нельзя допустить победу нечестивых над посланником Аллаха и обречь его на гибель, поэтому Аллах волшебным образом возносит Иисуса к себе, посрамляя врагов посланника.
Однако это не отменяет возможности, что Коран признает физическую смерть Иисуса, рассматривая его духовное вознесение как то, что определяет главную сущность Иисуса Христа.
Я не затронул все нюансы данной темы. Можно также разобрать вопрос, какие христианские ереси повлияли на исламское учение о том, что Иисуса не распяли. Также в статье я часто упоминал, что описываю лишь одну из интерпретаций Корана, которой придерживаются большинство мусульман. Но это не значит, что данная интерпретация единственная и безупречная. Поэтому я напишу отдельную более подробную статью об этой проблеме на платформе Boosty. Там я публикую статьи для наиболее заинтересованных читателей (спасибо 61 спонсору на Boosty!), которые решили поддержать меня платной ежемесячной подпиской.
---
Boosty: https://boosty.to/trickster.zen
Сбер: 2202 2061 7189 5043
Юмани: https://yoomoney.ru/to/410019088369144
Телеграм: https://t.me/religiontrickster