Найти тему
Владимир Гордеев

Новый Вавилон (1929, СССР, исторический): Каменные горгульи

"Новый Вавилон" — последний агитпамфлет советского немого кино, отснятый на "Ленинградской кинофабрике" творческим тандемом Григорий Козинцев — Леонид Трауберг, который в 30-х годов будет развлекать публику уже звуковой трехсерийной эпопеей о приключениях Максима. Но "Юность Максима" — это уже как будто совсем другое кино, хотя и крепко замешанное на том же самом агитпропе.

В "Новом Вавилоне" прослеживаются именно эйзенштейновские традиции монтажа с его угорелым темпом. Вообще складывается впечатление, что обретя звук, кинематограф приобрел и этакую чванливую степенность, словно дикарь, только что прыгавший по деревьям и нечленораздельно что-то вопящий, вдруг превратился в человека с тросточкой, который медленно ходит и медленно говорит.

"Новый Вавилон" сильно не дотягивает до
"Броненосца "Потемкина" в главном: его агитационный заряд, порох, выглядит сыровато. Фильм не выстреливает. Некоторые сцены поражают какой-то даже скабрезной иронией. Например, в начале фильма, когда зачинается война между Францией и Пруссией, появляется титр: "Война! Все билеты проданы". Весь пафос, нагнанный в предыдущих сценах с осанатевшими людьми, их суровыми, яростными лицами, тут же оказывается сорван. Война — это зрелище, шоу, на него продают билеты, и плох тот зритель, который не успел эти билеты купить.

Кадр из фильма "Новый Вавилон" (1929)
Кадр из фильма "Новый Вавилон" (1929)

Кроме того, фильм наполнен каким-то отнюдь не авангардным символизмом, к которому отсылает уже одно библейское название — "Новый Вавилон". Если коммунистический пропагандисткий фильм заставляет задумываться о вековых ценностях, то какая же тут может быть пропаганда? Когда нехитрый сюжет доползает до середины фильма, и французская коммуна дерзко поднимает голову в ожидании кровавой развязки, нам настойчиво показывают каменных горгулий, которые осуждающе смотрят вниз с крыш фешенебельных парижских домов.

Ожиданью вопреки, злобные горгульи вовсе не символизируют собой косных буржуа. На месье и мадамов, ждущих в Версале той же самой кровавой развязки, горгульи взирают не менее строго. Режиссеры наполняют действие какой-то неведомой, неосязаемой силой. Горгульи являются проводниками божьего гнева.

Когда люди сталкиваются между собой, начинают убивать друг друга, это меньше всего напоминает классовую борьбу. Французские коммунисты решили построить Прекрасный Новый мир — суть Новый Вавилон, и горгульи Парижа за неслыханную дерзость наказали их, сделав невозможным диалог между властьимущими и властьнеимущими.

Кадр из фильма "Новый Вавилон" (1929)
Кадр из фильма "Новый Вавилон" (1929)

В отличие от выверенного, математического "Броненосца "Потемкина" фильм Козинцева и Трауберга зачастую превращается в хаос. А современный саундтрек, написанный электронщиками, и вовсе открывает невероятную истину: первый видеоклип, вообще клиповая эстетика, зародилась именно на "Ленинградской кинофабрике" в 1929 году.

Оценка: 6,0 из 10.

Режиссеры и авторы сценария: Григорий Козинцев, Леонид Трауберг,
Оператор: Андрей Москвин,
Композитор: Дмитрий Шостакович.

В главных ролях: Давид Гутман, Елена Кузьмина.
В ролях: Андрей Костричкин, София Магариль, А.Арнольд, Сергей Герасимов, Янина Жеймо, Всеволод Пудовкин.

Читайте также на моем канале:

Потомок Чингис-хана (1928, СССР, военно-революционный): Шторм над Азией
Владимир Гордеев10 апреля 2022
Кадр из фильма "Новый Вавилон" (1929)
Кадр из фильма "Новый Вавилон" (1929)