Найти тему
Аргументы и факты – aif.ru

Сочинение ко Дню Победы. Почему Пахмутова завидовала Тихону Хренникову

Оглавление
   Композитор Тихон Хренников, Председатель Правления Союза композиторов СССР. 1956 г.
Композитор Тихон Хренников, Председатель Правления Союза композиторов СССР. 1956 г.

80 лет назад, в разгар Великой Отечественной, композитор Тихон Хренников и поэт Виктор Гусев написали «Марш артиллеристов». 10 июня отмечается 110-летие со дня рождения Хренникова.

«Артиллеристы, Сталин дал приказ!Артиллеристы, зовёт Отчизна нас!Из сотен тысяч батарейЗа слёзы наших матерей,За нашу Родину — огонь! Огонь!»

Тогда, в 1943-м, ему исполнилось 30 лет. Хренников был молодым, но уже успешным автором, сочинившим в том числе музыку к фильму «Свинарка и пастух» Ивана Пырьева. Работа над картиной была закончена во время войны, осенью 1941-го. А спустя год с небольшим Пырьев снова обратился к композитору: «Виктор Гусев написал новый сценарий, сейчас пришлю тебе. Будем делать фильм». По воспоминаниям Тихона Николаевича, режиссёр очень хотел, чтобы новую ленту как можно быстрее увидели бойцы, и «буквально загнал всю съёмочную группу». А первую написанную к фильму «В 6 часов вечера после войны» песню (снималась именно эта картина) про артиллеристов в тылу и на фронтах узнали задолго до премьеры.

«Картина еще не вышла на экраны, а я уже пел "Марш” бойцам, все подхватывали его, меня на фронте просто "затаскали” с этой песней — артиллеристы сразу признали её своим гимном», — вспоминал композитор. Написана песня была под впечатлением личных встреч со Сталиным. Но, по признанию Хренникова, в прямом смысле слова сочинять ее даже не пришлось — из него «она словно бы вылилась».

Предсказание победы

В чём причины популярности и песни, и ленты, которую зритель любит до сих пор? Когда слышишь музыку Хренникова, по коже бегут мурашки. От строчек Гусева — ощущение, что человек всё испытал на собственной шкуре. Но, как рассказывал мне в интервью внук и полный тезка поэта — спортивный комментатор Виктор Гусев, у деда «чуть ли не с детства была тяжелая форма гипертонии, мучили дикие головные боли, так что в армию его не взяли». Даже гениальная Пахмутова, сама — автор десятков музыкальных шедевров, как-то призналась: «Это единственная песня, которой я завидую. Песня потрясающей яркости, силы, после неё армия встанет и пойдет побеждать».

А в сценарии к фильму не нюхавший пороха Гусев-старший сумел предсказать Великую Победу такой, какой ее увидели миллионы советских людей. И атмосфера передана очень точно, свидетели утверждали: практически все так и было. «Хотя сценарий написан за два года до Победы, предвидеть ее было сложно, — говорил Виктор Гусев-младший. — Наши войска отступали, обстановка была напряженной. Но дедушка предсказал и время года, когда кончится война, и салют — праздничные залпы впервые прогремели спустя несколько месяцев после написания сценария — 5 августа 1943-го, в связи с освобождением Белгорода и Орла».

16 ноября 1944-го фильм «В 6 часов вечера после войны» вышел на советские экраны и за полтора месяца стал лидером проката. Присутствовавший на одном из сеансов Хренников рассказывал, что люди в зале кричали от восторга и плакали. А вот поэт и сценарист Виктор Гусев до премьеры не дожил. Умер за неделю до 35-летия. «После кровоизлияния в глаз врачи настоятельно рекомендовали деду взять отпуск, отдохнуть, — делился Гусев-младший. — Но у него была колоссальная нагрузка во Всесоюзном Радиокомитете — он руководил литературным вещанием. 7 дней в неделю. 20 часов в сутки. Писал стихи, составлял программы из произведений Ильи Эренбурга, Алексея Толстого... И окончательно подорвал здоровье».

В январе 1944-го стало очевидно, что война близится к концу. В Московском Доме актера даже открылся ресторан. Подружившись во время работы над фильмом «Свинарка и пастух», написав вместе много песен, Гусев и Хренников пошли поужинать. Сели за столик, сделали заказ. «Вдруг дед уронил голову на руки. И все... Тихон Николаевич стал звать людей, куда-то побежал. Приехала "Скорая”. Но... обширное кровоизлияние в мозг. Спасти было невозможно».

Хренников признавал: Гусев был талантливейшим человеком, его пьеса «Слава» шла по всей стране. Участвовал поэт и в конкурсе на создание Гимна СССР. Написал пять вариантов. Но победил Сергей Михалков. А имя Гусева оказалось незаслуженно забытым.

Сочинял до 90 лет

Совсем иначе сложилась судьба Хренникова. Настоящего долгожителя. Земной путь его продлился до 94 лет. 67 из них — с женой Кларой. 43 года он руководил Союзом композиторов СССР. И всю жизнь создавал музыку. В 13 лет, еще в родном Ельце, написал первый этюд. А в 91 год сочинил к 250-летию МГУ вальс «Татьянин день».

«О чем я пишу? О любви к жизни. Я люблю жизнь во всех ее проявлениях и высоко ценю в людях жизнеутверждающее начало», — в этом, наверное, и есть причина неугасающей популярности песен Хренникова, их счастливой судьбы. Говорят, оптимистом он был всегда и по большому счету ни о чем не переживал — лишь бы близкие не болели. Был очень гостеприимным, никого не отпускал без обеда или хотя бы чая с бутербродами. И прожить мог бы дольше. Если бы не вылившиеся на него потоки перестроечной грязи. На закате жизни держать удары стало сложно.

После распада СССР о композиторе стали говорить в основном как о чиновнике, гнобившем талантливых коллег, припоминали первый съезд композиторов, на котором Хренников вынужден был зачитать доклад ЦК о формализме в музыке. («Потом я поумнел. Но тогда мне было стыдно»). Меньше упоминали, что он первым встретился в США с «персоной нон грата» Стравинским, не побоялся пригласить его на родину и добился встречи с Хрущевым. И совсем немногие знают историю с Исааком Дунаевским, который однажды попросил сестру: «Зиночка, я разучился молиться. Если ты не потеряла этой способности, то помолись нашему еврейскому богу за русского Тихона. Он спас мне жизнь и честь». Хренников узнал об этом письме спустя полвека — когда снимался фильм о Дунаевском, которого он спас от травли. И не только его...

Творческое наследие патриарха советской музыки — большой пласт академической музыки: балеты, оперы, сюиты, концерты. Но для многих любителей советской песни Хренников — это в первую очередь «Московские окна», «Плыла, качалась лодочка», «Давным-давно», «Что так сердце растревожено», «Пусть плещет вино» и другие жизнеутверждающие композиции. В особом разделе — военные и патриотические песни, среди которых не только «Марш артиллеристов», но и «Вороны фашистские будут перебиты», «Прощание», «Воевать мы мастера», «Уральцы бьются здорово», «Песня армии Чуйкова» (совместно с Блантером). Хренников выступал с фронтовыми бригадами, играл и пел для бойцов в воинских частях и госпиталях. А в 1945-м вместе с Блантером отправился на 1-й Белорусский фронт к Чуйкову, который оказался мягким человеком, обожающим музыку. Он попросил композиторов остаться в армии, позже к ним присоединились Симонов, Долматовский, Вишневский.

7 мая 1945 года Хренников, Светлов и Блантер участвовали в первом радиоконцерте из поверженной Германии. Читали стихи, пели песни. Каково же было удивление Тихона Николаевича, когда спустя много лет он снова приехал в Берлин и услышал по местному радио «Песню артиллеристов» в своем исполнении. Оказалось, 7 мая 1945 года была сделана запись концерта. Значит, кому-то это было нужно.

Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ