Найти в Дзене
Ромашковый сбор

Усыпальница для Ленина: какими были альтарнативные проекты Мавзолея

Мавзолей по проекту Щусева существует уже столько лет, что мы уже воспринимаем его как неотъемлемую часть Красной площади. Но были и другие варианты.

Автор: Василий Лужбин

Хоронить ли Ленина — вопрос, который далеко не раз вызывал ожесточенные споры после распада СССР. Иногда сторонники захоронения предлагают не останавливаться и избавить Красную площадь и от самого Мавзолея. И если идея предания тела вождя земле еще может быть дискуссионной, то в случае с Мавзолеем нужно однозначно выражать несогласие.

Усыпальница Ленина признана объектом всемирного наследия ЮНЕСКО, и, нравится вам это или нет, трогать ее нельзя. Наверняка вы знаете, что мавзолея было три, и каждый из них построил знаменитый архитектор Алексей Щусев. И что перед нынешним гранитным Мавзолеем Ленин лежал в двух деревянных. Но мало кому известно, что третий Мавзолей Щусев спроектировал не сразу. Более того, вместо итогового варианта могли быть вообще другие.

Второй деревянный мавзолей хоть и стал прообразом нынешнего, но все же из-за своего материала не мог быть долговечным. В октябре 1924 года встречается Комиссия по увековечению памяти Ленина, где обсуждают детали будущего конкурса на проект мавзолея, который должен быть построен на века. Один из членов комиссии предлагает, чтобы в конкурсе участвовали не только профессиональные архитекторы, но и все небезразличные к делу Ильича, вне зависимости от рода деятельности. В январе 1925 года конкурсу дан старт, а вместе с ним становятся известны критерии отбора. Среди основных: центр Красной площади, архитектурная гармония с Кремлем и обязательное наличие трибуны.

Конкурс завершился в апреле 1926 года, и за это время набралось 117 предложений. Еще одним условием был так называемый девиз, заменяющий имя автора. То есть фактически конкурс был анонимным. Но этим правилом порой пренебрегали. В первую очередь именитые архитекторы, хотя и не только. Благодаря этому стало ясно, что на конкурс свои работы присылали разные слои населения, в том числе и школьники, поэтому некоторые из проектов были сделаны на листах тетрадей.

Всего жюри отобрали 25 проектов, которые в той или иной степени соотносились с требованиями конкурса. Часть из них похожа или отдаленно напоминает сегодняшний Мавзолей. Это можно объяснить тем, что второй, деревянный, к началу конкурса уже стоял на месте, поэтому наверняка некоторые авторы попали под его влияние. Были уж и слишком оригинальные, включая эксцентричные.

Начнем с тех, которые похожи на щусевский.

-2

Итак, вариант за авторством некоего В. М. Пародина-Нардсона (установить его и других создателей почти всегда не получается, все же многие были любителями). У него вышел довольно массивный и высокий мавзолей, получивший девиз «Мощный». Объяснение названию можно найти в пояснительной записке Пародина-Нардсона, в которой он пишет, что, говоря о Ленине, мы говорим о «твердынях, как Советский Союз, Советы, Профессиональные союзы, Коммунистическая партия, Коммунистический интернационал». В них, мол, вся мощь. Сама постройка символизирует незыблемый монумент, который воздвиг Ленин, она вечна, а знамя на крыше должно призывать к новым завоеваниям коммунистов. Такова мысль автора.

-3
-4

Два едва отличимых друг от друга предложения сделал художник и архитектор Андрей Константинович Иванов. Чем-то выдающимся за всю свою жизни он не отличился, занимался в основном обмерами московских памятников архитектуры и преподавал. Его два проекта имеют небольшие различия как в самих мавзолеях, так и в ансамблях по бокам. У одного есть колоннады, второй уже без них и чем-то напоминает кладбище остальных вождей за щусевским Мавзолеем вдоль Кремлевской стены. В обоих вариантах присутствуют лестницы и обелиски. Проект выглядит симпатичным, не приняли его, наверное, из-за некоторых мотивов классицизма. Другая причина, вероятно, кроется в том, что комплекс сильно вылезал на Красную площадь. А это мешало бы большевикам проводить с большим размахом парады и митинги.

-5

Некто В. В. Тарасов (девиз — «Чугун») предлагал сделать мавзолей, который еще больше схож с гранитным. Тоже острые и ступенчатые блоки, но только выглядит он в сравнении с нашим приплюснуто. А на его крыше должна была находиться колонна. Информации ни о Тарасове, ни о каких-либо его проектах нет. Эскиз в общем доступе тоже единичный.

-6

Проект с девизом «Жизнь — борьба» придумали два крестьянина Е. И. Периинов и М. И. Червяков. Выглядит их мавзолей минималистично и мрачно (а если быть честнее, то как лагерный барак). Объяснение, почему он такой, следует искать в пояснительной записке авторов. Они сообщают, что живут на Севере среди глуши полей и деревень. Все их окружение — это мужики, которые не знакомы со строительным искусством и архитектурой, а потому видение Мавзолея у них свое. Он, как и Ленин с его умом и волей, должен быть прост, величественен и вечен.

Мужики действительно вряд ли были хорошо знакомы с архитектурным искусством. Еще в те годы среди крестьян были, мягко скажем, большие проблемы с умением читать и писать. Поэтому возникает вопрос: а как они смогли нарисовать относительно нормальный и не кривой эскиз (кривые вы еще увидите) и как они составили письмо? Может быть, легенду про крестьян уже придумали в пропагандистских целях, когда обнародовали проекты; может, им кто-то помогал. Ну или мужики с Севера действительно оказались мастерами на все руки.

-7

Другой проект с двумя авторами и девизом «Трибуны» (в требованиях же был обязательный пункт про трибуны) спроектировали комсомольцы из профшколы В. Садовников и Я. Нейман. По их замыслу, мавзолей должен был иметь многочисленные трибуны, чтобы они «ярко говорили потомству об агитации, существовавшей в наши дни, об ораторском искусстве, необходимо развивающемся для широкой, мощной общественной жизни». Арочный вход внутрь мавзолея, как пишут Садовников и Нейман, это «мощнейший маховик, символизирующий образ энергии Ленина». Вот так вот комсомольцы видели свой проект. И если вам кажется, что их и другие сопроводительные письма полны какого-то диковатого гротеска, то это нормально. Все остальные послания были написаны в том же духе: про мощь и силу Ленина, братство, дух и дружбу народов, о грядущей революционной борьбе.

-8

И вот на мавзолее «Ленин — мир» постепенно начинаются странности. Хотя само здание все еще схоже с щусевским, автор А. С. Дроздовский прилепил ему на крышу огромный глобус с серпом и молотом, а сзади установил памятник Ленину. Этот вариант не слишком эпатажен, но земной шар и сам Ленин встретятся далеко не в одном проекте — причем в самых чудаковатых проявлениях.

-9

Вот некоторые из них. Мавзолей С. Маклашева и П. Королева. Сам мавзолей приобрел оригинальный облик, подножье в форме пятиконечной звезды и глобус, стоя на котором вдаль указывает Владимир Ильич Ленин.

-10

Некто В. В. Гаврилин поместил на крышу мавзолея половину глобуса с Лениным поверх него. По замыслу Гаврилина, внутри также должно быть сооружено что-то вроде экспозиции, рассказывающей о биографии Ленина, чтобы посетитель не только знал о вожде как можно больше, но и вдохновился на революционную борьбу. Девиз музейный — «Искусство трудящимся».

-11

А вот крестьянин С. Н. Фиенов вообще решил не мелочиться и сделал в виде глобуса сам мавзолей. Такую художественную форму простой советский крестьянин выбрал, чтобы разбудить в людях «дремлющую активность» и чтобы заразить всех духом революционной борьбы. Каким образом это должно было произойти, сказать сложно, но в амбициозности Фиенову не откажешь.

И если эти союзы Лениных с глобусами скорее комичны, то вот два наиболее безумных, которые вообще претендовали на то, чтобы стоять посреди Красной площади.

-12

Первый — от М. Н. Богдашева. Архитектурно это можно назвать какой-то советской эклектикой. Черт бы с ним, Лениным и глобусом. Здесь тебе и европейская архитектура, и башни Кремля по бокам, и всадники а-ля классицизм, но одетые в буденовки, и шрифт в старорусском стиле. Судя по эскизу, высотой и массивностью он должен был не уступать ГУМу.

-13

Аналогичная история с мавзолеем «Центр мира» Н. Рябова. Здесь автор уже как-то совсем перемудрил. Его мавзолей с фундаментом в виде пятиконечной звезды тоже стоит в центре Красной площади — как символ того, что Кремль и вся его история с царями и князьями уступает новой эпохе коммунизма. При этом архитектурно это вновь эклектика с мотивами древнерусского зодчества. Пятиконечная форма и многочисленные кафедры нужны были, чтобы сразу несколько ораторов могли выступать перед толпой и не мешать друг другу. Тоже интересно было бы взглянуть, как это вышло бы на практике. Глобус прилагается, но вместо Ленина на нем пятиконечная звезда, а держит его рабочий народ. Прямо слоны, которые держат Землю. Но без Ленина в оформлении мавзолей все равно не остался, их тут аж три штуки: два по бокам (видимо, скульптуры) и охраняемое красноармейцами панно над главным входом. Судя по количеству ступеней, этот вариант тоже планировался нешуточных размеров.

Эти два эклектичных мавзолея, разумеется, построены быть не могли. И проблема даже не в их внешнем виде, а в том, что они просто мешали бы проводить парады и шествия на Красной площади.

-14

Интересные и неплохие проекты среди этих чудаков все же были. Среди них стоит выделить мавзолей «Вперед к победе» Ф. Я. Вебера. Судя по всему, он тоже должен был иметь большую высоту, но все же выглядит более адекватным своей эпохе. Другое дело, что на здание, где покоится вождь пролетариата, он не очень похож.

-15

То же самое и с «Пролетарским творчеством» Г. Г. Губанова. Хотя этот проект больше походит на шахматную фигуру.

-16

 Шехтель
Шехтель

Были и пирамиды — «Бессмертный» Н. И. Анисимова и проект знаменитого Федора Шехтеля. Будучи уже состоявшимся архитектором, он подошел к делу основательно, сделав внутреннюю планировку. Его вариант включал и трибуну, и статую Ленина (но выглядящую уместно, а не на глобусе), зал и крипту.

-18

Очень любопытный вариант предложил М. М. Ростковский. Это, наверное, единственный мавзолей, который шел в ногу со временем и был построен в стиле авангарда. К слову об авангарде на Красной площади.

-19

Через несколько лет на ней хотели возвести здание Дома Наркомтяжпрома в том же стиле прямо на месте ГУМа. Если бы оба проекта получились, было бы интересное соседство.

.
.

А теперь совсем к экзотике. Владимир Ильич мог бы и по сей день лежать в этом вот мавзолее по проекту П. Беркутова. Девиз — «Цхалтупо». Что это значит — большой вопрос. Созвучен с этим словом только город Цхалтубо в Грузии.

-21

Другой специфический проект — П. Устинова под девизом «Ленин умер, но живет в сердцах».

-22

И теперь гвоздь программы. Самый непонятный из мавзолеев. Автор А. Д. Смирнов. Проект наводит на мысли, что его вообще сделал антисоветчик, который хотел поиздеваться над жюри. Только посмотрите на этот парусник слева. Зачем он? Девиз тоже невероятный: «Кто следующий?» Как мы знаем, после своей смерти и до 1961 года компанию Ленину в мавзолее составлял Сталин. Поэтому в каком-то смысле Смирнов предвидел будущее.

Это далеко не все из проектов мавзолея. Вот другие.

В куче всего этого безобразия находились и интересные проекты, но они все уступают мавзолею Алексея Щусева. Он единственный смог гармонично пристроить его на Красной площади.