Всем привет!
Когда заказчик приглашает на приёмку этапа работ или законченного ремонта специалиста по надзору-это может означать две вещи. Первое - заказчик понимает, что работы производятся как-то не так и второе заказчик хочет получить подтверждение, что сотни тысяч или миллионы рублей потраченные на ремонт действительно потрачены с умом и не принесут заказчику огорчений.
Так вот в последние годы я занимаясь надзором наблюдаю удручающую картину. А написано на этой картине, следующее-тотальное падение качества производимых работ и несоблюдение любых норм и требований производителей отделочных материалов. И с каждым годом ситуация всё хуже и хуже. И это во всех сегментах отделки , включая Luxury.
По-началу я полагал, что заниженные требования заказчиков приводят к таким последствиям, ведь всем известно, что в связи с подорожанием материалов для ремонта проводить его всё сложнее и затратнее. Поэтому многие заказчики закрывают глаза на вопиющие нарушения требований СП, ГОСТов и технологий. И с одной стороны этот довод верный. НО!
Как оказалось ответ кроется не только в этом. Как-то общаясь в одной компании разговор зашёл о том, что сейчас невозможно купить на рынке относительно хороший подержанный автомобиль. И вот в этом разговоре один из собеседников упомянул про "Теорию лимонов" и так эту тему красиво подал, что я запросто перенёс её на строительный рынок и ....всё встало на свои места!
Так что же это за теория, автор которой получил кстати Нобелевскую премию?
В 1970 году Джордж А. Акерлоф вызвал мини-сенсацию в экономической науке, опубликовав статью «Рынок „лимонов“». Тема статьи затрагивала проблемы рынка подержанных автомобилей, а также дефектных автомобилей в аварийном состоянии — «лимонов» на общепринятом в США жаргоне. Статья привлекла внимание к исследованию потенциальных причин, приводящих к фиаско рынка, на которые ранее не обращали внимания.
Рассуждения Акерлофа могут быть изложены следующим образом. Предположим, что имеется два вида подержанных «Фордов» марки «Эскорт» 1985 года выпуска. За некоторыми хорошо ухаживали в процессе эксплуатации и ездили на них аккуратно. Владельцы не продадут их меньше, чем за 2 000 долларов, а потенциальные покупатели будут готовы заплатить за них до 2 400 долларов. Другие владельцы эксплуатировали свои машины варварски, не удосуживаясь поменять масло и пр., так что нет гарантий, что эти машины могут ещё надежно послужить. Владельцы «лимонов» были бы только рады отделаться от них за любую сумму выше 1 000 долларов, а покупатели, зная что они берут, никогда бы не заплатили больше 1 200 долларов.
Если бы существовали раздельные рынки для хороших машин и «лимонов», не было бы проблем, но Акерлоф указывает на наличие хитрой ловушки: продавцы знают — «лимон» их автомобиль или нет, а покупатели этого знать не могут. Продавец «лимона» недобросовестно расхваливает качество своей машины, тогда как проверить её истинное состояние покупателю практически невозможно.
Асимметричная информация делает свое чёрное дело. Не зная, что есть что на самом деле, покупатель вынужден полагаться на случай. Если бы на рынке продавалось равное количество плохих и хороших машин, шанс покупателя приобрести хорошую машину составлял бы 50%. Максимум, который они заплатили бы за машину неизвестного качества, составил бы 1 800 долларов — средняя цена двух рассматриваемых типов машин. Однако владельцы хороших машин за 1 800 долларов их просто не отдадут, а будут ездить сами. В результате на рынке постепенно останутся только «лимоны». Покупатели заплатят за них до 1 800 долларов, то есть цену, вполне устраивающую продавцов. Таким образом, «лимоны» полностью захватят рынок, хотя потенциальные покупатели ценят хорошие машины выше, чем сами продавцы. Это чёткий пример фиаско рынка.
Проще говоря, практически любое решение о покупке какой-либо вещи или услуги принимается покупателем на основании его ограниченных знаний об этом товаре (или услуге), и при сокрытии или искажении части информации продавцом. Фактически, за плохой продукт покупатель вынужден платить больше, а качественный продукт продавцу приходится продавать дешевле. Что, в свою очередь, приводит к постоянному падению общего уровня качества товаров или услуг.
Так вот та же самая ситуация сложилась и на строительном рынке. Сейчас заказчики в большинстве своём отдают предпочтение тем подрядчикам , которые предлагают более низкую цену, заранее зная, что их работа будет производиться с нарушениями всего и вся. Но потенциальный заказчик этого не знает и нанимает "хороших мастеров" получая в результате тот самый "лимон" о котором пишет Джордж А. Акерлоф. А на самом деле хорошие мастера, остаются без работы и постепенно совсем уходят с рынка (знаю уже не одну бригаду ). Учитывая этот факт строительный рынок заполоняют "лимоны". Фактически, за плохой ремонт заказчик вынужден платить больше, а качественный продукт действительно хорошим мастерам приходится продавать дешевле, на что они конечно пойти не могут исходя из своих трудозатрат, потому как ремонт сделанный по всем требованиям занимает порой в два раза больше времени, чем ремонт произведённый "лимонами". Что, в свою очередь, приводит к постоянному падению общего уровня качества предлагаемых услуг.
Так что делаю такой вывод: Качественных ремонтов квартир нет и больше не будет.
В статье я выразил исключительно свое мнение, а если , уважаемые читатели, у вас есть , что сказать, то "Добро пожаловать!" в комментарии.
На этом у меня всё. Спасибо за ваше время. Удачи вам, добра и легких ремонтов!