Найти тему
Оружейникофф

Танк КВ-13 – лучший и последний

Тяжелые Танки КВ-1 прекрасно зарекомендовали себя в самом начале войны. На фоне в основном легких и средних танков гитлеровской Германии, КВ был практически неуязвим, расстреливая немецкие танки с приличного расстояния. Однако КВ-1 был слишком тяжел, отсюда постоянные проблемы с трансмиссией и шасси. При этом танк все продолжали усиливать броней и вооружением, что еще более утяжеляло танк.

Танк КВ-13
Танк КВ-13

По сути, КВ мог стать советским «Тигром» и даже превосходить его, но более слабое орудие (85-мм пушка так и не была разработана на тот момент) и серьезные проблемы с подвижностью этого сделать не позволили. На подвижность и обратил внимание Сталин в январе 1942 года, и уже в феврале начались работы по совершенствованию танка.

Планировалось в первую очередь снизить вес 50-тонной машины, а также увеличить мощность двигателя до 700 л.с. Однако быстро выяснилось, что двигатель перегревается, ему требовалась более эффективная система охлаждения. К тому же начались проблемы с коробкой передач. Так и выяснилось, что изменения требует сама конструкция, то есть, проще спроектировать новый танк.

Н.В. Цейц
Н.В. Цейц

И в марте 1942 года на СКБ-2 Челябинского Кировского завода начали продумывать глубокую модернизацию КВ-1 – КВ-1с, а под руководством Николая Валентиновича Цейца началась разработка нового танка – КВ-13.

Задача для Цейца была поставлена сложная: сделать танк с уровнем защиты КВ-1, при этом масса его должна не превышать Т-34, соответственно, и подвижность должна быть на уровне «тридцати четверки».

Вес танка до 30 тонн позволял не только увеличить подвижность, но и избавиться от проблем, которые возникали у КВ-1: наличие надежных мостов для переправы, наличие мощных тягачей для эвакуации подбитых танков с поля боя, наличие мощных приспособлений для ремонта (кранов, станков и т.д.). При этом КВ-13 не стал бы конкурентом Т-34, как некоторые утверждаю, поскольку, несмотря на вес, КВ-13 был бы все же тяжелым танком, или как его еще называют, «средним танком тяжелого бронирования».

Танк КВ-1С
Танк КВ-1С

Разумеется, чтобы сделать средний танк с мощным бронированием, необходимо было чем-то жертвовать, и раз уж делать тоньше броню было нельзя, то было решено уменьшить размеры, а также снизить количество экипажа до 3-х человек. В целом, новый танк проектировался с учетом опыта Т-34. Но были и совершенно новые идеи, в частности, 9-ти скоростная коробка передач, литые детали корпуса и башни. Максимальная толщина брони корпуса составляла аж 120 мм, хотя первоначально предполагалась 90 мм, затем – 100 мм.

Двигатель, торсионные валы перешли по наследству от КВ-1, расположение механика-водителя по центру, как у легкого танка Т-50, от него же взята идея конструкция установки курсового пулемета.

-4

ТТХ КВ-13

1. Длина с пушкой 6650 мм, ширина 2800 мм, высота 2500 мм;
2. Пушка 76-мм ЗИС-5, нарезная;
3. Двигатель дизель В-2, 600 л.с.;
4. Скорость по шоссе до 65 км/ч, запас хода 320 км, удельная мощность 18,8 л.с./т;
5. Масса 32 тонны.

В июне 1942 года ЧКЗ и завод №183 представили Сталину макеты своих танков – КВ-13 и Т-44, однако Сталин, утвердив план работ по КВ-1с, отметил, что пока новые танки делать не будем, чтобы не отвлекать конструкторов от модернизации уже выпускаемых танков. Вождь предложил вернуться к этом вопросу через пару месяцев. Несмотря на это, работы по КВ-13 продолжались, хотя и в гораздо меньших объемах.

К сожалению, уже 3 июля ЧКЗ было предписано все силы бросить на выпуск Т-34, столь необходимых фронту, а 19 июля умирает Цейц, вероятно, от переживаний по судьбе танка, у него случился инфаркт.

-5

Старшим инженером проекта стал Николай Федорович Шашмурин, которому откровенно не нравился КВ-13, однако в сентябре 1942 года к работам все же вернулись. Проектировали и собирали опытные образцы танка на опытном заводе №100.

Несмотря на большие проблемы при сборке, подгонке деталей и агрегатов, 26 сентября 1942 года КВ-13 поехал в свой первый пробег. Как водится, выявили целую кучу проблем с двигателем, коробкой передач, плюс отвалились крышки с трех опорных катков. То есть, как это бывает всегда с новой машиной, проблем было много. Однако танк удалось разогнать до 55 км/ч, что было неплохо.

-6

Всего было 6 пробегов, общей протяженностью в 715 км, за это время выявили около 50 разных проблем, были заменены гусеницы от Т-34 на КВ-1, меняли ведущие колеса, что впрочем, не помогло.

В итоге проект КВ-13 закрыли, не помогли старания Цейца на смену названия КВ-13 на ИС-1 из-за его суеверий. В ноябре 1942 года началась разработка улучшенного танка КВ-13, и в марте 1943 года появились два прототипа – ИС-1 и ИС-2, но это уже были совершенно другие машины, да и они не пошли в серию.

-7