В сегодняшней довольно короткой заметке поместилось сразу множество тем: настоящее искушение, загадочный живописец, британское влияние на русские ценности, проблемы сексизма в живописи, нравы школьниц-подростков.
Вы думаете, что знаете всё об искушениях? Уверены в этом? А теперь посмотрите на настоящее искушение
Шанкс Мария Яковлевна (1866 - ?). Искушение. Вторая половина XIX века:
Приходилось ли вам хоть раз переживать в жизни такое? Ну кроме разве что кратковременного «это на Новый год». Но это не считается, там рано или поздно вы получите своё. А здесь… эти конфеты навсегда покинут дом и будут проданы на базаре. Хорошо ещё, если от выручки останется что-нибудь на покупку обычной еды.
В воздухе витает вопрос: «Что мешало оставить детям по паре конфет?». Полагаю, экономический фактор. Как правило такой "бизнес" он с минимальной рентабельностью, на грани убыточности всегда. Посмотрите на обстановку. Да и потом, если бы ничего не мешало, то зачем название? А потом с чего мы взяли, что она их изготавливает, может быть изготавливает только другой, а её роль — обёртки и розница (возможно)
Ну а чепуха вроде «в нашей семье строго соблюдались все постные ограничения» тут и вовсе проигрывает с разгромным счётом. По сравнению с тем, что изображено, это не искушение, а фарисейское актёрство.
Художница Мария Шанкс почти неизвестна. Как видите, мы не знаем даже даты её смерти. Может быть знали бы ещё меньше, если бы не её старшая (1857 г.р.) сестра Эмилия - первая женщина-живописец, принятая в Товарищество передвижных художественных выставок.
Эмилия Шанкс. Новенькая в гимназии. 1892. Государственная Третьяковская галерея:
Почти ничего не изменилось, не правда ли? Разве что гимназия строго женская.
Сёстры родились в Москве, в семье богатого английского ювелира, державшего лавку на Кузнецком мосту. Так что, они обе художницы русско-британские. Эмилия скончалась в 1936, в Лондоне. Возможно где-то там же затерялись и следы Марии.