Матросский танец «Яблочко» часто исполняют на военно-морских празднествах. Мы знаем его ещё с детского сада и считаем давней традицией российского флота.
Есть версия, что «Яблочко» — это подражание старинному танцу английских матросов. Ещё в XIX веке русские моряки заходили в иностранные таверны и видели, как британские морские волки отплясывают свой хорнпайп. Движения, и правда, похожи, но заимствование произошло гораздо позже, в советское время.
Сначала появилась песня. Она хлынула на улицы вместе с революционными матросами, перепоясанными пулемётными лентами. До службы на флоте они были простыми рабочими и крестьянами, их песня была по-мужицки незатейливой, как деревенские частушки.
Куплеты сочиняли и пели все: «белые», «красные», анархисты, гимназисты, дезертиры и беспризорники. Начинали со строчки: «Эх, яблочко, куда ты кОтишься?», а дальше рифмовали какую-нибудь хулиганскую фразу на злобу дня, согласно политическому настрою автора и широте его фантазии. Часто и матерным языком.
Эх, яблочко,
Да цвета красного!
Пойду за сокола,
Пойду за ясного!
Не за Ленина,
Да не за Троцкого,
А за матросика,
Краснофлотского.
Эх, яблочко,
Да с горки кокнуло,
Спекулянт кричит: «Пузо лопнуло!»
Спекулянт, спекулянт
Спекулирует,
А советская власть
Реквизирует!
Песню «Яблочко» называют самым ярким культурным символом октябрьского переворота и гражданской войны, а танец родился только в 1927 году. Причём не в кабаках, а в стенах Большого театра!
Композитор и профессор консерватории Глиер работал над первым советским балетом в честь победы революции — «Красный мак». Музыка для Танца моряков в первом акте никак не шла, и Рейнгольд Морицевич попросил художника-постановщика Михаила Курилко подсказать что-нибудь «матросское». Тот спел первое, что вспомнил — «Яблочко». Без цензуры.
Глиер обомлел и оскорбился, но мелодия засела в голове композитора, и он рискнул — сочинил яркие вариации на главную тему. Оркестр поначалу тоже возмущался и не хотел репетировать «кабацкую» музыку, однако премьера получила оглушительный успех.
Публика валила в Большой театр, чтобы увидеть, как по канатам из декораций корабля на сцену бойко соскальзывают матросы и задорно исполняют танец под скандальную мелодию.
Балетмейстер Афар Мессерер вспоминал:
"Я не припомню больше такой реакции публики. Зал вставал и ревел от восторга"
Среди танцовщиков кордебалета был и молодой Игорь Моиссев, который позже создал свой легендарный хореографический ансамбль. В 1943 году коллектив впервые исполнил «Флотскую сюиту», а гвоздём этого мини-спектакля стало «Яблочко». Именно в этом варианте появились движения из хорнпайпа: верёвочка, чечётка, высокие махи ногами.
Так классическое искусство превратило пошлые частушки в «правильную» музыку и сделало советским морякам «фирменный» музыкальный подарок.