В дружественном канале Записки любителя фантастики продолжается публикация увлекательных статей по истории отечественной кинофантастики - всячески рекомендую к прочтению.
Под недавней статьей "СОВЕТСКАЯ КИНОФАНТАСТИКА: КОСМОС - 1960-е (Часть вторая)" завязались диалоги автора и читателей о разных киноверсиях великого романа Станислава Лема "Солярис".
Для меня это едва ли не лучший философско-фантастический роман, написанный до настоящего времени. Лем держит читателя в непрерывном интеллектуальном и эмоциональном напряжении, не используя традиционных средств фантастической литературы: "звездных войнушек", пресловутого экшена с погонями и драками, конфликтов со злонамеренными инопланетянами, и т.д. Даже любовная линия тут весьма своеобразная. Без хэппи-энда и игривых сцен.
Планета Солярис - мыслящий океан - является не просто местом действия и объектом изучения, а одним из героев романа, причем героем, который действует, однако ничего не говорит и никак не обозначает своих мотивов и намерений.
Естественно, такое произведение очень трудно адекватно экранизировать. И вместе с тем, идея заманчивая, ведь главное в "Солярисе" - не столько фантастический антураж, сколько мысли и чувства главных персонажей.
В отечественном искусстве "Солярис" приобретал актерское воплощение трижды (а может быть, и больше - вдруг я не знаю).
1. Черно-белый двухсерийный телефильм в очень аскетических интерьерах: 1968
Самое ценное в этой версии - не столько верность авторскому тексту (он сильно сокращен, количество персонажей уменьшено), сколько великолепная актерская игра и умелая, но ненавязчивая режиссура Бориса Ниренбурга и Лидии Ишимбаевой. Трудно сказать, кто из актеров лучше: Василий Лановой (Крис Кельвин), Владимир Этуш (Снаут), Виктор Зозулин (Сарториус), Антонина Пилюс (Хари). Все интонации, взгляды, жесты - абсолютно естественны. Кажется, что именно так всё и было в реальности.
Удивительно, что даже сейчас спектакль не кажется устаревшим в технической части, хотя она тут весьма скромна. Естественно, у героев - никаких компьютеров, лишь мониторы типа старых телевизоров. Вычисления они производят на бумаге. Крайне условно показана обстановка на космической станции (где, конечно же, герои спокойно курят и пьют спиртное, хотя доставка бутылок на другую планету обошлась бы в безумные суммы). Нет изображения самого Соляриса как мыслящего океана.
Всё сделано только при помощи отлично написанного сценария, актерского мастерства, точно выстроенных мизансцен и умело поставленного света в кадре. Звуковых эффектов почти нет (ими отмечен эпизод аннигиляции Хари и окончательный финальный монолог Криса).
Между тем, при всем лаконизме, этот звуковой ряд весьма интересен и изыскан. Здесь звучит тот самый авангард, который в нашей стране в 1968 году не имел права на существование.
Имени композитора в титрах не указано. Значится только "музыкальный редактор" - Анатолий Клиот. Мне не удалось найти никаких сведений об Анатолии Клиоте как о композиторе, равно как не удалось найти упоминаний о том, что имя настоящего композитора предпочли не упоминать (как это практикуется и сейчас, когда в программках и на афишах значатся "режиссер - Режиссер", или не упоминаются исполнители некоторых ролей).
Однозначно, этот спектакль - шедевр.
2. Фильм Андрея Тарковского с Донатасом Банионисом в роли Криса Кельвина: 1972
Невзирая на недовольство самого Лема этим фильмом и нелюбовь критиков, я бы не сказала, что Тарковский извратил или исказил замысел писателя. Он, конечно, истолковал его по-своему, сместив акценты и насытив мотивами, которые лично ему были важны и дороги.
Тарковский привнес в свой фильм те слои человеческой культуры, о которых океан не мог иметь понятия (живопись, представленную картиной Брейгеля и многострадальной "Троицей" Рублева, музыку Баха, прикладное искусство - вязаная шаль Хари), и те образы Земли, которые в телепостановке совершенно остались за кадром: капли дождя, лошадь, деревенский дом, отец героя. В сущности, Тарковский совершил то, к чему призывал Станиславский, и на чем основана отечественная актерская и режиссерская традиция: додумывать биографию каждого персонажа, представлять себе, откуда он взялся, что на него повлияло, почему он стал таким, каков описан в тексте. Лем это делает далеко не всегда: только у Криса есть имя, другие персонажи-мужчины в "Солярисе" называются лишь по фамилиям.
Возмущение писателя, увидевшего в фильме совсем не то, что он представлял себе, когда писал роман, понятно. Но Тарковский, в любом случае, своевольничал вовсе не из корыстных (коммерческих) соображений. У него действительно был свой подход к проблеме контакта и конфликта разумов, как в земном, так и в космическом масштабе.
Мне кажется куда более странным, что Лема в меньшей мере возмутил голливудский "Солярис" 2002 года (режиссер Стивен Содерберг), где куда больше отступлений от оригинала, вплоть до измененных имен героев, переделанную концовку и прочие вольности.
3. Аудиоспектакль (радиопостановка): 2007.
- Режиссёр — Дмитрий Креминский; композитор — Тимур Кадочников.
В ролях:
Кельвин — Владислав Ветров; Снаут — Армен Джигарханян; Сарториус — Александр Филиппенко; Хари — Татьяна Шпагина; Гибарян — Александр Вилькин; Мессенджер — Алексей Жарков; Бертон — Андрей Тушканов.
Поскольку этот вариант не связан с видеорядом, он наиболее полно отражает текст романа. Как и в старом советском фильме, главное здесь - мастерство актеров, которые не просто читают текст, а создают образы героев, используя только голос. Темп, тембр, интонации, сочетание голосов и музыкального ряда - всё на высшем уровне.
Попутно, вспоминая роман и смотря и слушая эти версии, я додумалась до собственной версии насчет того, какие цели преследовал океан, подвергая людей таким испытаниям. Но об этом напишу отдельно.
--