Найти тему
Киновед в штатском

"Индиана Джонс": Пистолет против меча – популярная легенда о знаменитой сцене оказалась выдумкой

Автор данного канала – большой фанат фильмов об Индиане Джонсе и преданный поклонник их заглавного персонажа. Настолько большой и преданный, что некоторое время в старшей школе носил прозвище "Джонес" (именно через "е" – как пишется в оригинале). Все четыре картины я пересматривал неоднократно, много раз писал о героях и актерах, но грядущая премьера пятой ленты вновь заставляет испытывать трепет. Сказать, что я жду "Циферблат судьбы" (ну, пусть будет "Колесо", хотя это звучит намного корявее) – это ничего не сказать. Я не жду – я жажду, алчу и вожделею. И чтобы хоть чем-то занять мозг и руки до 30 июня, думаю вложиться в тексты о любимом герое и том, что его окружает. Начинаем прям сегодня – встречайте рубрику "Субботний Инди"!

-2
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ

Начнем со снятия завесы тайны, сорок лет скрывавшей подробности съемки одной из самых известных сцен не только первой картины серии, но и всей франшизы. В "Искателях потерянного ковчега" есть эпизод суетливой погони по улочкам старого Каира – Джонс пытается найти похищенную Мэрион, его самого преследуют нацисты и суровые воины из местных. И вот на городской площади Индиана натыкается на опытного бойца, который рассчитывает поразить своего противника одним могучим ударом меча – араб размахивает своим остро наточенным оружием, рассчитывая, что американец в ответ использует свой хлыст, но Джонс достает из кобуры револьвер и, к шумному удивлению зевак, небрежно стреляет в меченосца. Победа за явным преимуществом!

-3

Долгое время детали работы над этой сценой были окутаны тайной. Фанаты гадали, кому пришла в голову столь простая и изящная мысль – Лукасу, Спилбергу, Кауфману или Форду. Юмор ситуации получал дополнительное измерение, когда появились слухи о болезни актера, которая не позволяла ему надолго отходить от туалета, и потому, якобы, бой был сокращен до одного выстрела. Кто-то полагал, что всё дело в экстренном сокращении производственного бюджета, кому-то казалось, что лучшим объяснением будет изначальная идея сценаристов, отвергающих любые попытки импровизации на площадке. И наверное, легенда так и осталась бы легендой, если бы не...

-4

...Если бы причастные к съемкам, в силу возраста, не начали предаваться воспоминаниям о событиях сорокалетней давности и не принялись наперегонки делиться с публикой впечатлениями от работы над первой картиной об Индиане Джонсе, ленте, которая вовсе не гарантировала ее создателям успех и бессмертие. Некоторые подробности тех дней уже потеряли актуальность и утратили остроту, что-то оказалось до зевоты банальным, но ряд заявлений продолжает представлять интерес и раскрывает работу на съемочной площадке "Искателей" во всех красках и объеме. Перекрестные показания, например, открывают подлинную историю сцены с импульсивным выстрелом.

-5

Прежде всего, спешу подтвердить – да, Харрисон Форд к моменту работы над рассматриваемым нами эпизодом действительно испытывал недомогание. В этом месте Спилберг якобы изначально планировал более продолжительную и изощренную сцену боя, но актер накануне подхватил дизентерию и буквально не мог оторваться от унитаза больше, чем на четверть часа. Считается, что именно Форд попросил режиссера проявить милость и принять альтернативный вариант действий его персонажа. Спилбергу, мол, идея понравилась, ведь она удачно ложилась в динамику событий и раскрывала важные черты характера персонажа. Не забываем, что Джонс в этот момент пытается догнать похитителей Мэрион – он готов за нее сразиться, но находчивость, аналитический склад ума и адаптивность позволяют ему найти кратчайший путь из любого лабиринта. Откладывать поиски некогда – и в ход идет револьвер.

-6

Но одной только болезнью Харрисона Форда объяснять "гениальность момента" будет неправильно – в конце концов, не та это болезнь, чтобы из-за нее переписывать сценарий, достаточно поменять очередность снимаемых ракурсов, и актер успеет прийти в себя. Вот тут-то и появляется еще один непосредственный участник событий на съемочной площадке, который дает альтернативное и гораздо более логичное объяснение произошедшему. Продюсер Фрэнк Маршалл указал на важную деталь, которая всё расставляет по своим местам, в том числе и Харрисона Форда с его несварениями.

-7

Вот что говорит человек, ответственный за деньги, сроки и конечный результат: "Шесть недель мы торчали в Тунисе под палящим солнцем. Температура порой зашкаливала за 50 градусов, мы сорвали все графики и выпали из всех бюджетов. Когда дело дошло до сцены с мечом, у нас оставалось три дня и куча недоделанного материала. Стивен обратился к своим раскадровкам, но на съемку даже первых трех планов ушло всё утро, у группы просто не было никаких сил продолжать. Тогда кому-то пришла в голову мысль сократить экранную схватку до банального выстрела это спасло всех нас от окончательного погружения в жаркое безумие". В итоге, Спилбергу и Форду потребовалось всего два дубля, чтобы существенно укоротить эпизод, не потеряв в динамике и эмоциональности.

-8

Радикальный ход позволил завершить съемки на два дня раньше запланированного, хотя студия уже поторопилась перенести премьеру, опасаясь, что Спилберг не успеет ее закончить. Рассказ Маршалла интересен еще и тем, что разрушает привычное мнение о катастрофических вмешательствах менеджеров в творческий процесс – как видите, сокращение расходов и желание вписаться в графики и сметы при правильном подходе может обернуться творческой удачей. Да, в данном случае, что называется, звезды сошлись – но это далеко не единственный пример того, как стремление продюсеров сэкономить средства приводило к изменениям, ставшим заметными событиями в истории Голливуда. Спилбергу так вообще повезло с менеджментом.

-9

Маршалл не дает четкого ответа на вопрос, кто же предложил выстрелить в вооруженного мечом соперника – вся творческая команда обсуждала вопрос сокращения эпизода за большим обеденным столом, и продюсер не помнит, кто озвучил мысль первым. Вполне вероятно, что это был Форд – актер на тот момент имел и право голоса, и достаточный авторитет для того, чтобы Спилберг его услышал. Давайте оставим заслуженному Индиане Джонсу Всея Голливуда право считать себя не только олицетворением идей других авторов, но и полновесным участником творческого процесса. По-настоящему талантливые актеры всегда были чем-то большим, чем механические куклы в театре кукол. Особенно в те времена...

-10

У меня нет каких-то эксклюзивных знаний о той ситуации, которую мы сегодня рассмотрели, поэтому железно занять сторону в споре актера и продюсера не могу, но мой опыт нахождения на съемочной площадке однозначно указывает на то, что люди, распоряжающиеся деньгами, часто имеют больший вес в вопросах принятия решения, чем кто-либо. Прелесть ситуации с Индианой Джонсом кроется в том, что здесь необходимость породила нечто особенное. Кроме того, она подчеркивает легкое безумие, творившееся на съемочной площадке фильма, в который мало кто верил. И тот талант, с которым Спилберг и Ко использовали каждый выпадающий шанс, даже если его выгода изначально неочевидна.

-11

Мне есть о чем еще рассказать в связи с грядущим выходом на экраны нового фильма про Индиану Джонса, но всему свое время – до конца июня время еще есть. Поэтому следующий текст будет о чем-то совсем ином, но тоже интересным. Вы не пропустите его, если будете регулярным гостем нашего канала – здесь и в телеграме вас всегда ждут новые занятные материалы о кино и сериалах, вчерашнего, сегодняшнего и завтрашнего дня. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, стреляйте первыми, и...

-12

Увидимся в кино!