Найти тему
Рисую в 50

Художник божьей милостью. Любовь Майкова впервые начала рисовать почти в 80 лет

Любовь Михайловна с одной из своих картин.
Любовь Михайловна с одной из своих картин.

История успеха Анны Мэри Мозес, о которой я рассказала ранее в посвящённой ей статье, очень заинтересовала читателей. И одна из подписчиц написала в комментариях о том, что у нас в России тоже была своя «бабушка Мозес». Любовь Майкова (в девичестве Орлова), которую многие именовали просто «бабой Любой», считается искусствоведами яркой представительницей наивного искусства. Она начала рисовать ещё позже своей заокеанской коллеги – почти в 80 лет.

Безусловно, я стала искать информацию о Майковой. А когда прочитала всё, что смогла о ней найти, то поняла, насколько же судьбы у бабушки Мозес и бабы Любы разные, несмотря на кажущуюся похожесть. И насколько сильно отразились на жизненном пути и творчестве нашей художницы переломные моменты отечественной истории и особенности русского менталитета.

Художница часто изображала на своих картинах православные храмы.
Художница часто изображала на своих картинах православные храмы.

Любовь Орлова родилась 5 марта 1899 года подо Ржевом, в маленькой деревне Брюханово. Она стала младшей из девяти детей в крестьянской семье. Всё её образование – один класс церковно-приходской школы, потому до конца жизни Любовь писала с ошибками. На дальнейшее обучение не было времени: с восьми лет девочке приходилось много и тяжело работать. Она и шила, и ткала, и пряла, и землю возделывала, и матери помогала по хозяйству. А для души и Бога пела в церковном хоре и наизусть помнила полторы сотни псалмов.

Когда отец, состарившись, перестал плотничать и поступил работать сторожем при церкви, Люба впервые увидела художника. Она прибегала проведать батюшку и, улучив момент, наблюдала за тем, как иконописец создаёт лики святых. Как он смешивает краски и набирает нужный оттенок на кисть. Больше всего ей нравилось смотреть, как «маляр» пишет облака. А необычный «дяденька» её не отгонял, не подозревая, что однажды молчаливая зрительница сама начнёт писать картины...

«Узри мы Боже»
«Узри мы Боже»

Любовь Орлова вышла за Анатолия Майкова по деревенским меркам поздно, в 26 лет. На восьмом году брака родила мальчика. И почти сразу овдовела: супруга убили лихие люди. Спустя пять лет снова вышла замуж, крепко влюбившись в Николая Лебедева, который был моложе своей наречённой на одиннадцать лет. Они души не чаяли друг в друге, родили сына, но наслаждаться семейным счастьем им выпало недолго: все планы разрушила начавшаяся война.

Позже Любовь Майкова вспоминала, как в тот страшный для неё день 1941-года с другими женщинами рыла окопы, а всех деревенских мужиков забрали на фронт. Люба переправилась на другой берег Волги, хотела побежать за колонной мобилизованных, догнать, но военные не пустили: не положено. Так она и не смогла обнять своего Коленьку напоследок да благословить на долгую и трудную дорогу. А через год он пропал без вести где-то на Смоленщине. Сама Любовь Майкова была отчего-то уверена, что он, получив ранение, утонул во время переправы через реку. Чувствовала? Знала?

Любовь Майкова пришила снимок любимого мужа к своей фотокарточке.
Любовь Майкова пришила снимок любимого мужа к своей фотокарточке.

В 1990 году Любовь Майкова напишет картину «Колюшка-Любушка. Прощание» с простым и пронзительным сюжетом. Жена в чёрном вдовьем одеянии обнимает мужа, предчувствуя, что они уже никогда не увидятся. Посреди реки стоит на якоре парусник, который вот-вот должен отправить солдата на войну. С борта уже машут руками такие же новобранцы, торопят. А влюблённые на берегу всё не могут разомкнуть объятий и разлучиться…

«Колюшка-Любушка. Прощание»
«Колюшка-Любушка. Прощание»

В 1942 году Любовь с двумя детьми и старым отцом эвакуировались из родного села и обосновались в деревне Селище. Но война и рок продолжали собирать свою страшную дань с семьи. На новом месте Любовь схоронила отца, а следом за ним и младшего сына, который утонул, упав с обрыва в Волгу.

Как пережила ту беду – про то только она и Бог ведали. Но надо было поднимать старшего сына. От труда Люба никогда не бегала: работала уборщицей, письмоносицей, дежурной на телефоне. Жила в ветхой пристройке к дому, в котором располагался Селищенский сельсовет.

Победа в войне глазами Любови Михайловны. На заднем плане ярко-красная река и надпись: "Кровь солдата".
Победа в войне глазами Любови Михайловны. На заднем плане ярко-красная река и надпись: "Кровь солдата".

После четверти века одиночества жизнь Любови Михайловны совершила резкий поворот. 70-летняя вдова повстречала 35-летнего "художничка". Несмотря на огромную разницу в возрасте они сошлись и прожили вместе больше пятнадцати лет. Он называл её Любушкой-голубушкой, она его – Капелькой. Рисовать он её совсем не учил, но, видимо, послужил проводником той силы, которая в 79 лет и подтолкнула Любовь Майкову к самовыражению в творчестве. И со временем легкие карандашные наброски на газетах и конфетных обёртках обернулись призванием.

Однажды ей задали вопрос, почему она начала рисовать так поздно, на что художница ответила так: «Раньше просто некогда было. Как время освободилось от трудов, захотела воспариться, жизнь украсить. А когда рисуешь, мысль занята, вроде нужды и горя нет».

В 1984 году с Любовью Майковой познакомился московский художник и коллекционер Владимир Мороз.

«Летом 1984 года я гостил у друзей в Селищах, и мне посоветовали сходить к тёте Любе: мол, она замечательно грибы солит, - вспоминал Владимир Мороз о той удивительной встрече. - Я вошёл в избу Майковой и загляделся. Взгляд мой, словно магнитом, потянуло к небольшим картинкам на стенах – гуашам, вставленным в простые рамки, либо просто приколотым к стене булавками… Тётя Люба давно уже уложила грибы в принесённые мной ведра, а я все не мог оторваться. Я чувствовал, что вижу художника, которого давно хотел увидеть: чистого, с детской душой, не продажного, работающего, как говорил Дюрер, «для славы Божией». Я предложил тёте Любе продать мне эти картинки, чтобы показать их в Москве. Она охотно мне их отдала, но деньги взяла только за грибы».

Владимир Мороз привёз ей холсты и краски, и с этого дня она окончательно и бесповоротно перешла на живопись маслом, по наитию освоив эту сложную технику. Самостоятельно смастерила себе и мольберт из фанеры.

Первая персональная выставка деревенской художницы состоялась в Москве через два года после судьбоносной встречи. На афише Дома культуры на Волхонке было написано: «Живой родник. Выставка работ 86-летней крестьянки Любови Михайловны Майковой».

На выставку пришли представители богемы: художники, артисты, критики, музыканты. Пожаловала туда даже знаменитая оперная певица Елена Образцова с дирижёром Альгисом Жюрайтисом. Многие зрители были настроены скептически: ну что такого необычного может показать бабушка, впервые приехавшая в столицу из глухомани? И они увидели перед собой пожилую женщину маленького росточка, словоохотливую, непосредственную, сыпавшую прибаутками и держащую себя с высокими гостями на равных, с большим достоинством.

Необычно поэтичными были и названия её картин: «Полна корзиночка, устала», «Ты моя жизнь бессмертная», «Погибшим под Смоленском воинам подаёт руку мать», «Вечная любовь», «Отдых задумчивых решений», «Могила защищает грудью землю».

"Вдовушки у обелиска". Художница изобразила вдов у могилы неизвестного солдата. Каждая молится о своём муже, думая о том, что он, возможно, похоронен именно здесь.
"Вдовушки у обелиска". Художница изобразила вдов у могилы неизвестного солдата. Каждая молится о своём муже, думая о том, что он, возможно, похоронен именно здесь.

За первой выставкой последовали и другие. И везде художница обязательно объясняла зрителям сюжеты своих картин и с детским восторгом комментировала работы, словно не верила, что они принадлежат её кисти: «Э! Красотища! Граждане, скажите, почему это картина, а на ней дали такие, как море? Ведь почти старуха я, 90 лет, а что наповыдумывала!», «Красотища, кто понимает, а слепому нечего и показывать».

Парусники на Волге.
Парусники на Волге.

Внезапно свалившаяся на Любовь Михайловну слава её совсем не испортила. Как была добродушной и скромной женщиной (хотя и слыла нелюдимой), так ею и осталась. По-прежнему жила одиночкой в своей небольшой избе, которую самостоятельно покрыла тёсом.

Только вот другие обитатели Селищ, и раньше не принимавшие «пришлую», считая её колдуньей и беспутной женщиной (одна связь с мужчиной вдвое младше чего стоила!), такую перемену в статусе соседки не оценили. Регулярно наезжавшие в деревню журналисты, искусствоведы и иностранцы вызывали у некоторых не гордость за необычную землячку, а раздражение. Шептались, завидовали, не понимали, за что старухе привалила такая удача. А уж когда приехали снимать о Майковой документальный фильм, они, узнав, что «бабку Любу» покажут по телевизору, и вовсе ощетинились: «Да какая она художница! Разве ж настоящие художники такими бывают!»

Любовь Михайловна в Селищах.
Любовь Михайловна в Селищах.

Любовь Майкова работала в технике масляной живописи с 1984 по 1993 год, пока позволяло здоровье. За это время состоялось более десятка её персональных выставок не только в России, но и за рубежом. Она вошла со своим творчеством во многие мировые каталоги по наивному искусству. Её картины хранятся в музеях и частных коллекциях...

Художник Игорь Хохлов (г. Кимры) написал портреты бабы Любы.
Художник Игорь Хохлов (г. Кимры) написал портреты бабы Любы.

Как бы мне хотелось завершить своё повествование на мажорной ноте! Но, увы, судьба русского художника редко бывает счастливой. На конец жизни нашей героини пришлось потрясений немногим меньше, чем на молодость и зрелость, вот только прежних душевных и физических сил справиться с ними уже не было.

Баба Люба, наивный и много переживший художник.
Баба Люба, наивный и много переживший художник.
Все свои сбережения Любовь Майкова потеряла во время «павловской» денежной реформы, из-за которой лишились накоплений миллионы простых советских граждан. Доживала свой век в доме престарелых в городе Кимры. Она умерла 23 марта 1998 года, успев встретить свою 99-ю весну. Денег на достойные похороны не нашлось. Сухонькое тело покойницы завернули в простыню и похоронили бы прямо в ней, если бы в последний момент администрация Селищ не спохватилась и всё-таки не приобрела гроб для своей знаменитой соотечественницы.

Искусствоведы, изучавшие творчество Майковой, особо отмечали тот факт, что она была из породы тех странных и сильных людей, которые, даже пройдя через жесточайшие испытания жизни, не просто сохраняют способность видеть красоту мира, а показывают её другим людям.

Это редчайший дар.

Дар от Бога.

"Дар Господа".
"Дар Господа".

Если вам понравился данный материал, то, пожалуйста, подпишитесь и поставьте лайк! Этим вы очень поможете развитию моего маленького и уютного канала. И, разумеется, вдохновите автора на новые рисунки, статьи и видео.

#удивительныелюди #живопись #наивноеискусство #любовьмайкова #судьба #призвание #творчество #жизнь