Найти тему
Влюбленная в Москву

Спектакль в театре Виктюка «Отравленная туника»

Спектакль в театре Виктюка «Отравленная туника»

Николай Гумилёв - русский поэт Серебряного века написал Отравленную тунику за три года до своего ухода. Виктюк поставил спектакль по пьесе Гумилёва «Отравленная туника» в год своего ухода. Так случилось, что спектакль «Отравленная туника» стал последней постановкой Маэстро. Премьера состоялась в марте 2020.

И вот мы снова можем насладиться этим прекрасным чудом, спектакль вернулся на сцену театра, после продолжительного перерыва. Был введены новые актеры - Никита Башков (исполняет роль Трапезондского Царя).

Для тех, кто не знаком с пьесой Николая Гумилёва, перед посещением, рекомендую прочитать или освежить в памяти, если вы уже знакомы.

Когда артисты театра Виктюка появляются на сцене – начинается магия. Когда на сцену выходит Дмитрий Бозин – зал замирает и перестает дышать, жадно ловя каждое слово, каждую реплику и движение этого невероятного артиста. Роман Виктюк был невероятно талантлив и такие же бриллианты собрал в своем театре. Дело Мастера продолжает жить. Театр Виктюка - это статус. Волшебство начинается еще задолго до того как зритель занимает место в зале. Чтобы почувствовать вкус театра Виктюка, в него надо войти, остановиться, закрыть глаза и услышать о чем говорит голос театра. А чтобы проникнуться максимально – обязательно зайти в кабинет Романа Виктюка, который открыт для посещения. Я люблю приходить в этот театр заранее, чтобы насладиться его вкусом и пропустить через себя энергию этого невероятного места. Текст пьесы, из уст невероятно талантливых артистов театра Виктюка: Дмитрия Бозина, Дмитрия Жойдика, Людмилы Погореловой, Ивана Ивановича Анны Подсвировой и Никиты Башкова, словно услада для слуха зрителя. Голос, словно, льется из чувств и пробирает до дрожи. Длительность спектакля 2 часа 15 минут без антракта, и это время пролетает незаметно, на одном дыхании.

Действие истории происходит в Византийской империи - красивой, манящей и трагической. А пьесу Гумилёв создавал в 1918 году. Художник-постановщик Владимир Боер и художник по костюмам Елена Предводителева в декорациях и костюмах к спектаклю напомнят нам о времени создания пьесы и восточной романтики в спектакле нет, от слова совсем. Но присутствует существование на грани, чувственность и жёсткость, звуки скрежета и падения камней, металла, много шинелей и белые ночные сорочки – все это свойственно времени создания этой пьесы.

Все это мы увидим в декорациях к спектаклю: шинели, разбросанные по краю сцены камни, винтовая лестница по которой снизойдет Трапезондский Царь, рамы окон, металлические стулья, кровати, которые служат и тюремной решеткой и барьером сдерживающим порывы страсти и местом трагедии. Деревянные балки, которые то балансируют, то образуют крест. Звуки металла мы слышим и в голосе актеров, и в звуковом оформлении спектакля. Поразительно то, что впервые «Отравленная туника» была сыграна заключенными в петербургской тюрьме, где был театр. И вот именно среди заключенных этой тюрьмы, которые были приговорены к смерти, был и сам Гумилёв. Премьера «Отравленной туники» в петербургской тюрьме состоялась в тот день, когда Гумилёва расстреляли. Главную роль – араба Имра играет Дмитрий Бозин. Имр красив, манящий как восточная сладость, и страшен одновременно. Цель его жизни – война и месть. В момент встречи Имра с юной Зоей (Анна Подсвирова), дочерью Юстиниана (Дмитрий Жойдик) он идет на поводу у своих животных инстинктов и соблазняет 13 летнюю красавицу Зою. Зоя, в силу своих юных лет живет, как подсказывает ей сердце и не понимает, что ее благие поступки могут погубить не только окружающих и любящих ее людей, а и её саму. В «Отравленной тунике» у каждого героя своя война и тайны, и каждый носит камень за пазухой и, в самый неожиданный момент, готов бросить этим камнем в своего врага. У жены императора Юстиниана Феодоры (Людмила Погорелова) своя война с падчерицей. А евнух (Иван Иванович) хранитель всех дворцовых тайн.

Отдельно хочу рассказать о пластике спектакля. Я люблю пластические спектакли и пластика в этом спектакле очень глубокая. В каждом движении присутствует смысл (режиссер по пластике Михаил Вишневский). Дополняет каждое движение игра света на сцене (художник по свету Сергей Скорнецкий). Каждый луч прожектора подсвечивает тайные помыслы героев пьесы.

В «Отравленной тунике» есть все - страсть к достижению цели, месть, жажда войны. И эта страсть испепеляет и выжигает самое светлое чувство - любовь и превращает жизнь в пустую вражду, которая уничтожает всех вокруг.

Спектакль глубокий, поучительный и очень актуален вне времени. Рекомендую к просмотру.