10 июня – день рождения уникального русского художника И.С. Глазунова. Он родился в 1930 году в Санкт-Петербурге, который тогда был Ленинградом, в семье С.Ф. Глазунова, экономиста и историка. Отец был выходцем из крестьян Московской губернии, мать, Ольга Константиновна, дочь действительного статского советника, из древнего дворянского рода Флуг, по семейному преданию, восходившему к легендарной славянской королеве Любуше, жившей в 7 веке и основавшей город Прагу.
Художник писал, что его «детство было детством»: единственный ребенок в семье, он был окружен любовью и вниманием. С мамой он открыл для себя Эрмитаж и Русский музей. Уверенная, что сын непременно станет художником, она привела его в детскую школу искусств.
Прогулки с отцом по городу, его рассказы породили любовь к истории и к бывшей столице Российской империи, которую художник пронес через всю жизнь. В комнате дяди К.К. Флуга, известного ученого-китаиста, мальчик любил рассматривать китайские книги-картинки 17-18 веков. С висевшего на стене портрета кисти П.А. Федотова, тесно связанного с судьбой рода художника, на него смотрел его прадед. Бабушка пела внуку старинные русские песни. Бесценной реликвией в семье была маленькая медная иконка Пресвятой Богородицы, о которую ударилась пуля турецкого солдата, что спасло жизнь Илюшиного деда во время сербо-турецкой войны на Балканах.
В каждый день рождения мальчику дарили столько подарков, сколько ему исполнялось лет. Солдатики, открытки, игрушки и зверушки… Бабушки пристрастили будущего художника к чтению, и названия любимых книг для него навсегда звучали, как музыка детства: «Под русским знаменем» — о героях русско-турецкой войны, «В пустынях и дебрях» Сенкевича, «Царские дети и их наставники» — в восемь лет мама подарила ему эту роскошно изданную книгу и рассказала, что его прапрадед был воспитателем Государя Александра II. Особый интерес мальчика в детстве вызывала история Отечественной войны 1812 года, а также все, что было связано с великим Суворовым.
Кроме летних месяцев, которые семья проводила под Лугой, все детство будущего художника проходило во дворе с дворовыми ребятами с обычными мальчишескими забавами: игра в «ножички», в войну… А потом пришла война настоящая – 22 июня 1941 года разделила жизнь мальчика на до и после.
Навсегда осталась в памяти елка 1942 года. Ветка елки была воткнута в старую бутылку из-под молока, завернутую в белый лоскуток. Висело несколько довоенных игрушек. Зажгли свечки. Это была последняя минута, когда вся семья была в сборе. Отец и все родные, жившие с Глазуновыми в одной квартире, страшно и мучительно умерли на глазах мальчика зимой 1942 года. Мама не вставала с постели уже много дней, когда Илью вывезли на Большую землю. На прощанье мать благословила сына медной фамильной иконкой и пообещала: «Я поправлюсь и приеду к тебе». Мальчик ждал, но любимая мама так и не приехала – умерла от голода и холода. Благодаря любви и заботе маминой сестры и брата отца Илюша пережил войну. Незаживающим последствием ленинградской блокады осталось заикание в минуты волнения, которое впоследствии излечил врач-кудесник К. Дубровский. Глазунов напишет серию картин «Ленинградская блокада».
После снятия блокады и возвращения в Ленинград Глазунов был принят в среднюю художественную школу при Академии художеств, о которой мечтал с детства. Затем продолжил образование в самой Академии – институте имени И.Е. Репина Академии художеств СССР в мастерской Б.В. Иогансона, ученика К.А. Коровина.
В 1956 году И. Глазунов женился на Н. А. Виноградовой-Бенуа, студентке искусствоведческого отделения ЛГУ, представительнице династии великих русских художников и архитекторов. «Меня навсегда поразило сочетание в ней трепетной женственности девушек Ренуара и внутренней волевой силы, присущей героиням Тургенева и Достоевского», — писал художник.
Своей исступленной верой в талант мужа она часто поднимала его с колен уныния и неверия. Когда в молодой семье кончались и краски, и деньги, тайком от мужа Нина сдавала кровь и покупала краски.
Благодаря Гран-при Всемирной выставки молодежи и студентов в Праге в 1956 году Глазунову удалось получить возможность организовать свою первую выставку в московском ЦДРИ в 1957-м. Восемьдесят работ — живопись и графика —. неизвестного ленинградского художника-студента привлекли огромное внимание не только советских зрителей и искусствоведов, но и зарубежных. Выставка стала событием в культурной жизни Москвы. Имя Ильи Глазунова в одночасье стало широко известным. Однако в разгар выставки художник получил известие об исключении из института за удар по искусству социалистического реализма. Правда, после лестного отзыва посетившего выставку министра культуры Н.А. Михайлова Глазунова восстановили в институте. Один известный искусствовед в кулуарах сказал тогда Глазунову: «Вы русский художник, и это все объясняет. Вы вступили на свою Голгофу». А И.Э. Грабарь вынес такой приговор: «Думаю, его растопчут».
В институте Глазунову запретили представлять «Дороги войны» в качестве дипломной работы, указав, что картина о войне может быть только о победе. Художник был вынужден представить на защиту картину «Рождение теленка», написанную на первом курсе. В ней кое-кто узрел клевету на советское крестьянство, в итоге — три балла и вердикт экзаменаторов: распределение учителем черчения в провинцию. Не поддержал своего ученика и Б.В. Иогансон. Сам Глазунов считал, что опуститься до политической клеветы Иогансона, обвинившего его в преклонении перед «формалистическими штучками» Запада, заставила жесткая позиция партийных инстанций и руководства Союза художников СССР.
В провинции не нашлось вакансии учителя черчения. Оказавшись в Москве в положении лимитчика без прописки и без работы, живя из милости в кладовке большой коммунальной квартиры, Глазунов написал картину «Стена», отразившую чувство неприкаянного одиночества и отчаяния.
Он реально видел перед собой непробиваемую стену. Шли долгие месяцы безденежного ожидания перемен: все, от кого зависела жизнь художника, были против него, а те, кто интересовался его личностью, кому нравились его работы, ничем не могли ему помочь. Талантливый художник был обречен на звание «тунеядца» с угрозой оказаться за 101 км. Только вера жены в его предначертанную Богом миссию давала Глазунову силы выстоять. «Моя жизнь изменилась с той поры, когда великий Михалков открыл дверь нашего чулана», — писал художник, который признавался, что обязан С.В. Михалкову «буквально всем».
Именно он помог получить семье Глазуновых московскую прописку и однокомнатную квартиру, а это значит — возможность трудоустройства и занятия творчеством, а не разгрузкой вагонов на вокзале.
В 1960 году проходит первая зарубежная выставка И. Глазунова в Польше. Знакомство В.А. Солоухина с семьей Глазунова и его коллекций икон пробудило интерес писателя к русской иконе, к появлению его книг «Черные доски» и «Письма из Русского музея», которые вызвали огромный интерес читателей.
Глазунов-портретист становится фигурой значительной и востребованной не только в СССР, но и за рубежом. Он написал целую галерею портретов руководителей государств, деятелей науки и культуры, в том числе Ш. де Голля, С. Альенде, И. Ганди, короля Швеции Карла XVI Густава, Ф. Феллини, Д. Сикейроса, Д. Лоллобриджиды, М. Матье, Л. Брежнева, В.Г. Распутина и множество других.
В 1962 году Глазунов создаёт патриотический клуб «Родина» с целью привлечь внимание общественности к спасению гибнущих памятников архитектуры, активно участвует в создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, Золотого кольца. Он создает циклы картин, посвященных русской истории, иллюстрирует произведения П.И. Мельникова-Печерского, М.Ю. Лермонтова, А.И. Куприна, Н.А. Некрасова, А.А. Блока. Результатом творческих поездок художника стали циклы его картин о Сибири, Русском Севере, Вьетнаме, Чили, Никарагуа, о строителях БАМа.
И.С. Глазунов был убежден, что для тех, кто хочет понять судьбу России, Достоевский становится спутником всей жизни. Художник читал и перечитывал его произведения и считал его «самым оптимистическим и светлым писателем мира».
Глазунов проиллюстрировал все произведения великого писателя. Увидев его работы к Достоевскому, Лукино Висконти предложил ему совместно снять фильм «Белые ночи». Запрет Е. Фурцевой перечеркнул эту идею.
Грандиозный скандал и шумиха в мировой прессе вызвала картина Глазунова «Мистерия ХХ века», написанная в 1976-1977гг., в которой мастер хотел воплотить в конкретных образах свое понимание основополагающих идей, определивших судьбы ХХ века.
Из-за этой картины была закрыта выставка художника в 1977-м – мастер отказался убрать картину, а его самого собирались выслать из СССР (это решение не прошло всего одним голосом). Зрители увидели картину только через 10 лет, когда началась перестройка.
В 1978-м он становится руководителем мастерской портрета в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова. В конце 70-х годов по заказу ЮНЕСКО И.С. Глазунов создает монументальную картину «Вклад народов СССР в мировую культуру и цивилизацию» для штаб-квартиры организации в Париже. Композиционным центром картины стал А.С. Пушкин, творчество которого художник блестяще знал и почитал. Глазунов говорил, что его жизнь овеяна Пушкиным, он часть его души.
В 1981 году Глазунов организует Всесоюзный музей декоративно-прикладного и народного искусства и становится его директором. Совместно с женой он работает над костюмами и декорациями к балету «Маскарад», опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Регулярно проходят персональные выставки художника на Родине и за рубежом.
Накануне открытия персональной выставки в московском Манеже весной 1986-го трагически погибла жена художника. Официальная информация не сообщалась. Сам И.С. Глазунов полагал: «Били по мне – попали в нее».
В 1987-м Глазунов становится ректором созданной по его инициативе Российской академии живописи, ваяния и зодчества. В 1989 году художник оформляет здание советского посольства в Мадриде. В 1994 году занимается реставрацией представительских помещений Московского Кремля, за что был удостоен звания лауреата Государственной премии РФ. По результатам общественного опроса 1999-го И.С. Глазунов признан «самым выдающимся художником ХХ века».
В августе 2004 года открылась Московская государственная картинная галерея И. Глазунова, в основе экспозиции которой более 700 работ, подаренных художником Москве в год ее 850-летия.12 июня 2017-го при галерее открылся уникальный Музей сословий России. Его экспозицию составили предметы быта и творчества народов России, собранные и спасенные от уничтожения И.С. Глазуновым.
И.С. Глазунов признавался, что история такая же неотъемлемая часть его жизни, как и живопись. «Осмысленные мною исторические события и составляют яростную духовную ткань всего моего творчества художника и мировоззрения гражданина», —писал мастер.
О своих взглядах он говорил: «Я не верю в ложь коммунизма и не верю в ложь демократии. Я верю в третий путь: возрождение самобытной, идущей своим путем исторической национальной России, что является спасением для нас, русских, живущих в ХХI веке. Да поможет нам Бог!»
И.С. Глазунов скончался в 2017 году и похоронен на Новодевичьем кладбище. Его дело продолжили художники сын Иван и дочь Вера.