Найти тему

Ко дню рождения Петра I

Неизвестный художник. Пётр I в Голландии. Середина XIX века

9 июня — день рождения Петра I (1672—1725).
Из заметок лидера сменовеховцев Николая Устрялова (1890—1937) о Петре I:

«Пётр был одновременно отцом и русской государственной бюрократии, и русской интеллигенции. И вот пришло время, когда не только старую бюрократию, но одновременно и старую интеллигенцию постиг неслыханный погром. Шингарёв встретился в петропавловском тюремном коридоре с Щегловитовым, в Виктор Чернов в эмиграции — с Марковым Вторым. В страшной национально–революционной конвульсии погибли оба врага, — и с их историческою смертью кончился и «петербургский период» русской истории».

«Не знаю, прав ли Демьян Бедный, что крупными слезами плачут памятники Володарского и Свердлова, созерцая лики нынешних [нэповских. — А.М.] Москвы и Петербурга, — но уверен, что ликует Медный Всадник, всматриваясь в линии красных солдат, парадирующих на невских берегах, и вслушиваясь в заводские гудки, разбуженные денационализацией и «хозяйственным расчётом».

«Иоанн Грозный, Пётр Великий, наши дни [написано в 1920 году. — А.М.] — тут глубокая, интимная преемственность. Удивительно, что об этом ещё мало пишут… И уж, конечно, двести лет тому назад те же Нарышкины и Шереметевы возмущались «ассамблеям» и оплакивали кафтан и бороду. И называли Антихристом коронованного революционера. Я уже не говорю о «Всешутейшем Соборе», о замученном царевиче Алексее (тоже — Алексее) — неизбежных, но особенно отталкивающих крайностях перелома… [...]

Впрочем, и у Шереметевых, и у Вяземских были свои «перелёты» («тогдашние Чичерины») — петровский «Шереметев благородный» и иоаннов опричник Вяземский. [...] Иоанн Грозный и Пётр являлись именно носителями «нового мира», осуществлявшегося «революционными» методами. То же и наша эпоха».

Короче говоря, по Устрялову, каждый успешный преобразователь России должен прослыть Антихристом, перенести столицу и замучить царевича Алексея. :)