Найти в Дзене
Nawi

Кратко про даосизм: что это такое и с чем его едят

Даозизм – это «Учение о пути», «дао-цзяо» (на китайском), согласно которому существует дао, которое является космогенной основой мироздания. Суть его заключается в гармонизации потоков энергии внутри человека и мира вокруг. Цель даосизма – это достижение бессмертия. Даосизм был составлен Лао-цзы в VII-VI веках до н. э. (большая часть сведений о Лао-цзы содержится в «Исторических записках» («Ши-цзи») Сыма Цяня). Ключевой трактат даосизма – это «Дао дэ цзин» («Трактат о пути и благой силе дэ»). Он написан III веком до н. э. (хотя Лао-цзы жил в VI веке до н. э.) и состоит из пяти тысяч иероглифов и разделена на 81 краткую главу – чжан. Текст достаточно загадочен по содержанию, каждый из чжанов, как правило, имеет несколько вариантов толкований. Текст описывает, что такое дао, наделяя его в первую очередь атрибутами божественного, безличностного первоначала всякого бытия. Также повествует о благой силе дэ, являющейся способом проявления дао в физическом мире. Второй по авторитетности даосс
Оглавление

Даозизм – это «Учение о пути», «дао-цзяо» (на китайском), согласно которому существует дао, которое является космогенной основой мироздания. Суть его заключается в гармонизации потоков энергии внутри человека и мира вокруг. Цель даосизма – это достижение бессмертия. Даосизм был составлен Лао-цзы в VII-VI веках до н. э. (большая часть сведений о Лао-цзы содержится в «Исторических записках» («Ши-цзи») Сыма Цяня).

Отрывок из Дао дэ цзин
Отрывок из Дао дэ цзин

Ключевой трактат даосизма – это «Дао дэ цзин» («Трактат о пути и благой силе дэ»). Он написан III веком до н. э. (хотя Лао-цзы жил в VI веке до н. э.) и состоит из пяти тысяч иероглифов и разделена на 81 краткую главу – чжан. Текст достаточно загадочен по содержанию, каждый из чжанов, как правило, имеет несколько вариантов толкований. Текст описывает, что такое дао, наделяя его в первую очередь атрибутами божественного, безличностного первоначала всякого бытия. Также повествует о благой силе дэ, являющейся способом проявления дао в физическом мире.

Второй по авторитетности даосский трактат – «Чжуан-цзы» (III в. до н. э.), третий по авторитетности – «Ле-цзы».

Общие и основные положения даосизма:

  • Дао (дорога, говорить, принцип, закономерность, путь) – это базовый закон бытия вселенной, объясняющий возникновение и существование всех вещей.
  • Два дао: Дао у мин – безымянное и постоянное, является источником («матерью») всякого бытия, по сути – всей Вселенной. И Дао ю мин (дэ) – именуемое и не постоянное. Подобно кормящей матери взращивает все сущее, «тьму вещей», то есть все существующее многообразие предметов и явлений. Явлено в мире и доступно человеку для познания
  • Мир возник в результате саморазвертывания (или эманации) Дао – единого первоначала Вселенной.
  • Триада небесных божеств – «Трёх чистых» (Сань цин), называемых также «Тремя небесными достопочтенными» (Тянь цзунь). Юаньши тяньцзунь («Изначальный небесный владыка»), Лин-бао тяньцзунь («Небесный достопочтенный духовной драгоценности») и Тай-шан Лао-цзюнь («Верховный старый государь Лао-цзы») – творец мира, созидание Вселенной он осуществляет из своего тела.
  • Существует Ци. Это как «материя», «пневма», «эфир», «дух», «энергия», «элемент», «частица».
  • Выше Дао ничто не может быть поставлено. И именно поэтому ему невозможно ничего «взять за образец», кроме самого себя.
  • Важна так называемая «пустотность» и «простота» дао
  • Выше Дао ничто не может быть поставлено. И именно поэтому ему невозможно ничего «взять за образец», кроме самого себя.
  • Каждый из людей – это одна из «десяти тысяч вещей», наполняющих собой Вселенную. Поэтому главная цель человеческого существования – «Жить долго, не умирая». Поэтому важны Поиски эликсира бессмертия, внутренняя алхимия (вера, что в человеческом организме достаточно всего для достижения бессмертия) и внешняя (варить и пить элексиры для достижения бессмертия).
  • Типы бессмертных: «небесные бессмертные» (тянь сянь), вознесшиеся на небо и поселившиеся в астральных покоях, занявшие место в божественной бюрократии небесных божеств; «земные бессмертные» (ди сянь), скрывающиеся в «знаменитых горах» (мин шань) или «пещерных небесах» (дун тянь), и часть из них продолжает даосскую практику для вознесения на небо; «бессмертные, освободившиеся от трупа» (ши цзе сянь), обретшие земное бессмертие через смерть и воскресение
  • Три «животные» души человека по ответственны за физиологические процессы и связаны с инь. Семь «разумных» душ человека хунь отвечают за психическую деятельность и связаны с ян.
  • Весь состав человеческой природы пронизан потоками ци, движением жизненных энергий, циркулирующих по особым каналам. В местах пересечения этих потоков образуются «киноварные поля» дань тянь.
  • Идеал человека - это «совершенномудрый» (шэн) или, точнее, «совершенномудрый человек» (шэн жэнь).
  • Существует Ритуал «космического возрождения», осуществляемый единожды в период 60-летнего календарного цикла. Широко распространены очистительные обряды чжай цзяо (чжай – «пост»), астрология, геомантия (фэн-шуй, «ветер и вода»).
  • Из даосизма родилась медицина.
  • В даосизме важны медитация, дыхание, пост и эликсиры.

Почему даосизм - это религия?

Потому что там есть храмы, священное писание и пантеон богов.

Три даосских божества
Три даосских божества