Развитие интернета: Телеграм и наука
Глава Института развития интернета Алексей Гореславский дал программное интервью РБК. В нем он поделился подробностями – что и как поддерживает ИРИ, как развивается рунет, куда идет потребитель и создатель контента.
О Телеграме
«Сейчас есть два инструмента, которые в значительной степени перекрывают друг друга, но закрывают 80% всех потребностей аудитории, — это VK и Telegram. Telegram вообще реально удобнее, чем тот же WhatsApp. Там есть и чаты, и каналы, в результате ты можешь получить все что нужно. И, конечно, контент — тоже в некотором роде канал коммуникации с людьми.
По моим ощущениям, органический объем прогосударственного контента в Telegram довольно большой — это и крупные СМИ, и губернаторы в регионах, и многие активные блогеры со своей позицией. Критическая масса контента прогосударственная. Но технический контроль за сервисом Telegram, думаю, есть только у владельцев площадки».
О популяризации науки
«В прошлом году мы провели три большие встречи между научным сообществом, представителями государства, в том числе Министерства науки и высшего образования, и создателями контента — продакшенами, студиями, продюсерами, креативными агентствами, всеми теми, кто хотел что-либо снимать на научные и околонаучные темы, вне зависимости от желания подаваться на наши конкурсы.
Цель этих мероприятий — помочь людям друг друга услышать. Вот ученые спрашивают: «А почему нас изображают какими-то сумасшедшими в белых халатах с взлохмаченными волосами?» Продюсер говорит: «Так ученый же такой». Они говорят: «Нет, ученый — это успешный человек в хорошей одежде на нормальной машине, увлеченный своей работой и при этом живущий своей личной жизнью».
И мы провели несколько таких встреч, по итогам которых на конгрессе молодых ученых в Сочи в декабре прошлого года продюсеры представили реальным ученым из разных областей десяток уже более или менее проработанных идей. Продюсеры получили обратную связь, и в результате осталось несколько более или менее жизненных, приближенных к реальности проектов, по мнению всех сторон. А продакшены еще и нашли научных консультантов.
Это и есть удачный пример того, как удалось объединить государственные задачи и индустрию, причем не одну — тут пересеклись медиа и наука.
Государственный запрос в данном случае — на контент, который по-новому покажет российского ученого, эту профессию, образ жизни. Условно — запрос на «Теорию большого взрыва» или, скажем, «Девять дней одного года» — да, референсы могут быть очень разными — только о современных российских ученых, в том числе молодых, об их разработках, о том, как они меняют наше же с вами будущее, об их образе мыслей.
Представление в обществе об этом довольно абстрактное, и одна из государственных задач, особенно в рамках Десятилетия науки и технологий, — рассказать и показать, как жизнь и работа ученого в России выглядят на самом деле».
Выводы
Некоторое время научно-политический сегмент Телеграма бурлит по поводу того, что к популяризации науки в рамках одного из проектов, поддержанных грантом ИРИ, привлекли Ольгу Бузову. Критики, как всегда, сосредоточились на внешних и устаревших объектах критики, упустив из виду потенциальную эффективность и вирусность такого решения.
Проблемы изображения науки (а большей частью это весьма неинтересная и трудоемкая рутина) и ученых (которые как раз-таки редко предстают в хрестоматийном образе Дока из «Назад в будущее) – это традиционная дилемма. Снимать контент про яркие события и «ярких представителей научной братии» - грешить против истины. Снимать про рутину – будет малопривлекательно. Здесь ИРИ вместе с профессиональным сообществом нащупывает тот самый истинный срединный путь, где интерес публики в итоге пересечется с правдой о стезе ученого. ИРИ, РО "Знание", АНО "Диалог", АНО "РСВ", Национальные приоритеты и другие госкоманды продолжат развитие контента на различных информационных площадках. В том числе, речь о популяризации науки с участием медийных личностей, не из мира науки.
Полный текст интервью на РБК.
Материал в нашем Телеграм-канале: https://t.me/scienpolicy/33098