Национальный парк «Крымский» - первый заповедник, организованный в Крыму, и второй по счёту заповедник в России.
Национальный парк «Крымский» — это особо охраняемая природная зона на территории полуострова, которая является крупнейшим заповедником в Крыму.
Площадь Крымского природного заповедника составляет около 35 000 га, его границы простираются от Алушты до Ялты.
Основная его часть находится в городском округе Алушта и Симферопольском районе, территориально заповедник примыкает к Ялтинскому горнолесному заповеднику.
Здесь находятся самые высокие горные массивы Крыма — Ялтинская яйла, Гурзуфская яйла, Бабуган-яйла, Чатыр-Даг с самыми высокими вершинами полуострова:
🏔 Роман-Кош (1545 метров над уровнем моря),🏔 Демир-Капу (1541 метров над уровнем моря), 🏔Зейтин-Кош (1537 метров над уровнем моря) и другие.
В горах национального парка берут начало многие реки Крыма : Альма, Кача, Улу-Узень, Авунда, Дерекойка и др.
Национальный парк славится богатым растительным миром и разнообразием животных. Здесь произрастает и обитает половина флоры и фауны, которые встречаются в Крыму.
В Красную книгу РФ занесены 46 видов животных, а также 45 видов растений и грибов.
На территории парка можно встретить многочисленные источники, карстовые воронки, пещеры, ущелья и другие чудеса природы.
Главными задачами Крымского природного заповедника являются:
✅ Охрана территории от любого воздействия человека;
✅ Организация и ведение различных научных исследований искомых биотопов;
✅ Экологическое просвещение подрастающего поколения.
История Национального парка «Крымский»
История заповедника в Крыму насчитывает более 125 лет.
Первой заповедной территорией был, «Заказник горного леса в Крымских горах», утвержденный в 1896 году.
В 1913 году в этих местах был создан «Заказник императорских охот», была организована егерская служба, выделены участки леса для животных, завезенных в Крым, — кавказских оленей, дагестанских туров и безоаровых козлов, корсиканских муфлонов, зубров.
После 1917 года Заказник был национализирован, и в марте 1919 года создан «Крымский национальный заповедник».
В 1923 году реорганизован в «Крымский государственный заповедник».
В этом же году заказник был расширен, здесь запретили охоту, организовали научно-исследовательскую работу.
В 1957 году заповедник был превращён в «Крымское государственное заповедно-охотничье хозяйство».
Во времена советских руководителей Н.С. Хрущёва и Л. И. Брежнева бывший заповедник превратился в место охоты высокопоставленных чиновников не только из СССР, но и из других стран.
Статус «Крымского (государственного) природного заповедника» был возвращен этой территории лишь в июне 1991 года постановлением Совета Министров УССР.
В марте 2014 года после присоединения Крыма к РФ, Государственный Совет Республики Крым и его президиум приняли постановления о национализации заповедника.
13 сентября 2018 года Крымский природный заповедник был преобразован в Национальный парк "Крымский" в составе ФГБУ "Комплекс "Крым" Управления делами президента РФ постановлением правительства России N 1091 "О создании особо охраняемых природных территорий федерального значения на территории Республики Крым".
❗️Попасть на территорию заповедника можно только со стороны Алушты.
На окраине города, по адресу - улица Партизанская д. 42, (остановка общественного транспорта - «МУЗЕЙ ПРИРОДЫ») располагается администрация заповедника.
Здесь можно приобрести пропуск на въезд в парк.
Здесь же, помимо администрации заповедника и Музея природы, экспозиции которого рассказывают об истории заповедника, расположился и Дендрозоопарк, открытый в 1981 г.
В нем представлено 160 видов деревьев и кустарников, а также 170 видов травянистых растений. Также в дендрозоопарке можно посмотреть основных животных, обитающих в заповеднике, в самом же Национальном парке «Крымский» шансы увидеть лесных жителей ничтожно малы.
От остановки, после перекрёстка дорога переходит в Романовское шоссе.
Из примерно 77 километров Романовского шоссе около 60 км проходят по территории национального парка «Крымский».
Чтобы добраться до въезда в Национальный парк, необходимо доехать до Кордона «Садовый».
Время пути от остановки «Музея Природы» до Кордона «Садовый» по Романовскому шоссе составляет около 15-ти минут.
Шоссе проходит мимо села Изобильное (в прошлом «Карбеклы») с одноимённым водохранилищем.
С дороги открывается прекрасная панорама на Алушту и Чёрное море.
Природа вокруг водоема необычайно живописна.
Ближайшие горы покрывает густой лес, состоящий в основном из сосен и буков, благодаря чему вода в дневное время приобретает изумрудный оттенок.
Над водохранилищем возвышается Бабуган-Яйла, которая является наивысшей горной частью национального парка «Крымский».
Огибая Изобильненское водохранилище, Романовское шоссе проходит мимо посёлка Розового и приводит к кордону «Садовый».
Оформление пропуска в Национальный парк «Крымский».
Для проезда в парк необходимо оплатить пропуск. Если посетитель уже оплатил его на Партизанской 42, достаточно просто предъявить его.
Плата взимается с каждого человека, с учетом льгот. Все документы желательно иметь с собой, однако, сотрудники принимали данные также по фотографиям и с портала - «Госуслуги».
На выбор посетителей предлагаются следующие варианты автомобильного маршрута:
🚗 «Путешествие по Романовской лесной дороге»;
🚗 «По следам чёрного камня»;
🚗 «Форелевое хозяйство-Косьмо-Дамиановский монастырь».
А также велосипедный маршрут:
🚲 «Путешествие по Романовской лесной дороге».
Стоит отметить, что цены и маршруты периодически корректируют, но основной маршрут «Крым заповедный», или «Путешествие по Романовской лесной дороге» остаётся неизменным.
Романовское шоссе является односторонней дорогой, однако, навстречу может ехать транспорт из Косьмо -Дамиановского монастыря. После проезда кордона за монастырём, автомобили будут только в попутном направлении.
Кордон «Весёлый».
Форелевое хозяйство.
Первая остановка, которая встретится на Романовском шоссе - это «Форелевое хозяйство».
В 1957 году заповедник был преобразован в Крымское государственное заповедно-охотничье хозяйство.
Благодаря данному статусу, в 1958 году, по распоряжению Н.С. Хрущева, было создано Форелевое хозяйство в пойме реки Альма.
Здесь работает целая научная лаборатория по выращиванию калифорнийской форели.
Само хозяйство представляет из себя каскад прудов, расположенных по течению реки.
Форелевое хозяйство находится в долине, зажатой между горными склонами, поэтому в ширину в самой широкой части умещается 4 пруда.
Хозяйство является полисистемным, работающим на собственном рыбопосадочном материале.
Это означает, что на территории хозяйства есть инкубационный цех, в котором из икры появляются личинки.
Потом из них выращивают мальков, которых уже выпускают в садки.
В каждом пруду живут рыбки определённого размера и возраста.
В одном - мальки, в другом - особи побольше, взрослая рыба - также содержится в своём отдельном пруду.
Такое разделение необходимо, чтобы уже выросшая рыба не съедала более мелкую.
Всего в хозяйстве насчитывается 17 прудов, общим объемом до 250 метров кубических, с глубиной до 1,5 м.
Товарной является рыба второго года жизни.
В форелевом хозяйстве рыбу можно не только покормить за дополнительную плату, но и приобрести.
В хозяйстве царит атмосфера тишины и покоя. Здесь всё умиротворённо и размерено.
Прогулявшись в тишине прудов, можно привести в баланс свои эмоции, а, если посчастливится, увидеть семейство юрких ящериц.
К сожалению, эти ящерицы были единственными наземными обитателями, которые попались на глаза за всю прогулку по Национальному парку.
Покидая Форелевое хозяйство, можно ещё некоторое время, наслаждаться красотой реки Альмы, так как её русло, будет располагаться вдоль Романовского шоссе.
Через непродолжительное время на пути шоссе встретится «ТРОПА ЗДОРОВЬЯ».
Тропа Здоровья - это пешеходный участок протяжённостью около 2 км, пролегающий вдоль долины реки Альма с панорамными видами на хребет Синап-Даг, горы Большая и Малая Чучель и гору Чёрная.
Сама тропа состоит из нескольких зон:
✅ Беседка с мангалом;
✅ Купальня с переодевалкой (в реке Альме);
✅ Дорожки здоровья (камни, шишки, мох)
В одном километре от монастыря Косьмо-Дамиановский источник (Савлух-Су) впадает в реку Альму, в XIX веке здесь располагались табором богомольцы, пришедшие на праздники в монастырь. Это была самая ровная площадка, носившая народное название «Базарчик».
Актуальные цены за отдых на Монастырской поляне можно посмотреть на официальном сайте «национальныйпарк.рф»
Косьмо-Дамиановский монастырь. Самый высокогорный монастырь в Крыму.
Миновав «Тропу Здоровья», Романовское шоссе, начинает петлять на горных живописных поворотах, приводя путешественника прямо к монастырю святых мучеников бессребреников Косьмы и Дамиана.
Монастырь расположился в самом сердце Крымских гор - в глубоком лесистом ущелье в верховьях реки Альмы, в так называемой Центральной котловине, и является самым высокогорным монастырём в Крыму.
Ущелье расположенное на высоте 700 метров над уровнем моря, окружено со всех сторон горами.
В пределах Центральной котловины из слияния трёх основных истоков :
💦 Левого - Сары-Су;
💦 Центрального - Бабуганки;
💦 Правого - Савлух-Су.
образуется река Альма, одна из самых главных водных артерий Крыма.
Собственно, именно источник Савлых-Су(Савлух-Су) дал жизнь не только монастырю, но и самому Национальному парку «Крымский».
Савлых-Су переводится с крымско-татарского, как «вода здоровья».
Вытекает он из двух отдельных ключей, отстоящих один от другого на расстоянии почти трех метров.
Оба ключа соединяются в один и затем, по каменному руслу, спускаются вниз и впадают в реку Альму.
Вода в источнике очень холодная — 5-6°С, прозрачная, как хрусталь, и необыкновенно вкусная.
Главное её свойство - это содержание ионов серебра, которые позволяют сохранять химический состав воды неизменным, даже при длительном хранении.
История появления источника связана с преданием о святых братьях - Косьме и Дамиане.
В III веке в Риме, во времена гонений на христиан, родились будущие святые мученики, чудотворцы и бессребреники Косма и Дамиан.
Воспитанные родителями-христианами в правилах благочестия, они вели строгую, целомудренную жизнь и были удостоены от Бога благодатного дара исцеления болезней.
За бескорыстное лечение недугующих святых братьев называли «безмездными врачами».
Действенное служение ближнему, духовное воздействие на окружающих, многих приводившее в Церковь, привлекло внимание к братьям римских властей.
За врачами были посланы воины императора Карина.
Святые братья открыто исповедали перед римским императором и судом свою веру во Христа Бога, пришедшего на землю спасти человечество и искупить грех мира, и решительно отказались принести жертву языческим богам.
Они говорили: «Мы никому не причинили зла, мы не занимаемся волшебством и чародейством, в чем вы нас обвиняете. Мы врачуем недуги силой Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и не берем никакого вознаграждения за помощь больным потому, что Господь завещал Своим ученикам: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10, 8)».
Однако император продолжал настаивать, на отречении братьев от христианской веры, тогда Бог поразил Карина внезапной болезнью, чтобы он на собственном опыте испытал всемогущество Господа, не прощающего хулы на Святого Духа.
Люди, видевшие чудо, восклицали: «Велик Бог христианский и нет другого Бога, кроме Него!»
Многие уверовавшие просили святых врачей исцелить императора, и сам он умолял святых.
Святые исцелили его. После этого Косьма и Дамиан были отпущены на свободу, однако, чтобы они вновь не обращали людей в христианство своим успешным врачеванием от болезней, согласно легенде, их сослали в Крым.
Здесь они, как и раньше, безвозмездно врачевали больных и испросили у Бога целебной воды, которая потекла из-под горы из двух ключей.
Позже братья вернулись назад в Рим и там приняли мученическую смерть за веру.
А испрошенный ими у Бога источник несет в себе и по сей день благодатную целебную силу.
О том, что этот источник связан с именами святых братьев бессребреников - Косьмы и Дамиана Римских, свидетельствуют предания о явлениях святых мучеников у источника людям, а так же нахождение их иконы возле родника.
Однажды к источнику пришел пастух, измученный злой болезнью — проказой, прилег и заснул. Во сне явились к нему два человека с ореолами над головами — назвались Косьмой и Дамианом. И сказали они пастуху, что нужно искупаться в водах источника. Проснувшись, пастух немедленно исполнил это приказание, а когда вышел из воды, почувствовал облегчение и опять же заснул.
Чудотворцы снова явились к нему: «Будешь теперь совершенно здоров, но помни, что ежегодно 1 июля (14 июля по новому стилю) ты должен являться к нашему источнику для омовения тела. Советуем делать то же и страждущим братьям твоим, которые поверят в нашу помощь».
Есть другое старинное свидетельство. Один благочестивый старец (по национальности грек) как-то прилег отдохнуть близ источника. Во время дремоты он увидел двух каких-то странников средних лет. Они подошли к воде, испили ее, а затем отошли к дереву, сваленному бурей, и будто растворились — стали невидимыми. Пораженный таким видением старец проснулся, тоже подошел к дереву и нашел под ним доску с ликами двух святых. На доске была надпись, гласящая, что здесь изображены святые Косьма и Дамиан. В этих ликах он и узнал странников, которых видел во время дремоты. Говорят, что с той самой поры источник и стали называть Косьмо-Дамиановский.
О целебных свойствах источника известно с давнего времени. Множество людей получали выздоровление от тяжких болезней: слепоты, лихорадки, паралича, глухоты и многих других.
До революции велась специальная книга, описывающая все чудеса исцеления, численность которых насчитывалась сотнями, если не тысячами, но при большевиках она пропала бесследно.
С незапамятных времен шли сюда люди разного звания, состояния, возраста, национальности. А ко дню памяти святых бессребреников и чудотворцев, сюда стекалось великое множество паломников со всех концов Таврического полуострова.
История возникновения монастыря.
Во втором десятилетии XIX века, на средства графини Софии Потоцкой, татарами у источника было построено временное пристанище для паломников.
С 40-х годов XIX в. ко дню памяти Косьмы и Дамиана сюда стали приезжать священники из Симферополя, Бахчисарая и других мест и совершать тут чин освящения воды и молебны святым бессребреникам.
Арихиепископ Иннокентий Таврический в 1848 году во время своего путешествия по святым местам Крыма посетил источник святых Косьмы и Дамиана.
В конце 1850 года архиепископ Иннокентий вышел с ходатайством об отводе 4 десятин земли около источника свв. Косьмы и Дамиана для учреждения там Косьмо-Дамиановской киновии.
11 августа 1851 года ходатайство святителя Иннокентия было удовлетворено - для устройства Косьмо-Дамиановской киновии из лесной казенной дачи было отмежевано 4 десятины земли.
Вскоре, 3 апреля 1853 года, Указом Таврической духовной консистории было определено: «…открыть на сем месте пустынножительство, без всякого пособия от казны, с условием содержания обители на доброхотные подаяния богомольцев, посещающих ее».
Однако, обустройство обители остановилось почти не начавшись - помешала Крымская война.
Недалеко от монастыря, в горах, были построены укрепления из букового леса и камня.
Строительство монастыря началось после войны, в 1857 году.
Первый настоятель монастыря - игумен Макарий.
Вскоре после окончания военных действий в Крыму, в июле 1856 года, из Бахчисарайского Успенского скита сюда был командирован первый строитель киновии иеромонах Макарий - уроженец города Белгорода Курской губернии, с монахом Игнатием для строительства здесь церкви, других необходимых зданий, а также для удовлетворения религиозных нужд богомольцев.
Обустроить монастырь оказалось делом нелегким. Киновия находилась в глухом ущелье, крутые склоны гор и высокий густой лес окружали его со всех сторон. Чтобы проложить дороги по неровной местности и подготовить площадку для строительства, необходимо было провести большие земляные работы.
Монахи сами заготавливали лес для строительства, на своих плечах приносили строительные материалы: кирпич, стекло, инструменты, так как от трассы хорошей дороги не существовало.
Благодаря неустанному труду игумена Макария создавался Косьмо-Дамиановский монастырь:
🔹1857 г. - Сооружен первый деревянный храм во имя святых Косьмы и Дамиана, по рисунку, сделанному архиепископом Иннокентием.
🔹1863 г. - Построен вместительный деревянный корпус для посетителей.
🔹 1869 г. - Возведён большой деревянный храм на каменном фундаменте с колокольней.
🔹 1870 г. - Маленький первый храм разобран, а на его месте, над источником, устроена деревянная часовня.
🔹 1870 г. - Рядом, ниже по течению источника, расположили купальню, разделенную на мужскую и женскую половины.
Жизнь в монастыре была необычайна трудна. Вот, что писал Евгений Марков в «Очерках Крыма»:
«Обыкновенно же в этом заоблачном ските трудно найти что-нибудь, кроме кружки молока. В этом возвышенном горном поясе невозможно возделывать даже огородные овощи, а зимой снега до такой степени заносят монастырек и подступы к нему, что иногда по нескольку недель он остается погребенный под сугробами. Когда жители соседних долин заметят, что уже давно не приезжает из скита верховой монах за покупками в город, поднимается тревога, и идут с лопатами откапывать монастырек, осведомиться, цел ли он», - писал Евгений Марков в «Очерках Крыма».
🔹 1874 г. - Возведён тёплый храм во имя Преображения Господня, неоформленным остался только иконостас.
К сожалению, освятить храм игумену Макарию не удалось - 18 сентября 1876 года он с миром почил о Господе.
Вот, что о нём писали современники:
Отец Макарий, настоятель монастыря, сколько заметно, человек слабого здоровья, очень худ и бледен, но много работает сам. Он удивительно легко и ловко ходит по горам; для него нет неприступной скалы: как олень, взбирается он по страшным крутизнам, окружающим монастырь. Мы попросили его дать нам кого-нибудь в проводники к главному источнику Алмы, который мы хотели осмотреть. Он взялся сам быть нашим провожатым. (1861г.)
Двадцать долгих лет посвятил о. Макарий становлению и обустройству Косьмо-Дамиановской киновии.
За свои старания он неоднократно награждался и поощрялся не только Свящённым Синодом (золотой наперсный крест и палица), но и светскими властями
(серебряная медаль «За защиту Севастополя», бронзовый крест на Владимирской ленте, бронзовая медаль на Андреевской ленте).
Посещение монастыря императором Александром III
За три года до кончины игумена Макария - в октябре 1873 года киновию дважды посетил Его Императорское Высочество Государь Наследник Цесаревич Александр Александрович.
В первый раз он пробыл недолго, посетив же киновию вновь 28 октября, прожил в ней 29 и 30 октября, проведя эти дни на охоте, 31 октября отбыл, пожертвовав обители 500 рублей.
В 1880 году, уже при игумене Василии, состоялся третий приезд наследника престола великого князя Александра Александровича вместе со своей супругой Марией Федоровной.
Почетные гости с 14 по 18 октября проживали в скромном домике настоятеля монастыря, состоящего из трех комнат с весьма бедной обстановкой.
Другого более или менее пригодного помещения для их размещения тогда еще не было ни в самой киновии, ни вблизи нее.
В 1884 году по указу императора Александра III рядом с монастырём был построен царский охотничий домик - одноэтажное деревянное строение на высоком каменном фундаменте.
В доме было 8 комнат: гостиная с кабинетом, спальни, столовая, комната наследника, помещение для свиты, две комнаты для прислуги, буфетная и ванная. Все было обставлено очень скромно, но уютно. Царский домик открывали для посещений и осмотра, здесь также имелась специальная книга для записей посетителей.
Подъездные дороги к царскому охотничьему домику, а значит и к монастырю, стали улучшать.
В 1886 году была заново построена дорога из Алушты, получившая в народе название Косьмо-Дамиановского шоссе (ныне Романовское шоссе). Дорога была грунтовая, удобная для экипажей и начиналась она в Алуште возле базара.
В 1896 году удельное ведомство объявило эту местность «собственным уделом охоты царя».
С 1910 года к царскому домику, а значит и к монастырю, стали прокладывать улучшенные грунтовые дороги от Ялты, Алушты и важнейших охотничьих мест.
После смерти игумена Макария с 1876 года по 1899 год - за 23 года в обители сменилось семь настоятелей:
- Игумен Парфений (в миру Симеон Калинин) Настоятелем был два с половиной года.
- Иеромонах Василий (в миру Владимир Раевский) Настоятелем был пять лет.
- Иеромонах Иоанн (в миру Иаков Азбуков)
Настоятелем был четыре года.
- Иеромонах Павел (в миру Иоанн Козловский) Настоятелем был полтора года.
- Игумен Серапион (в миру Симеон Лещенко) Настоятелем был пять с половиной лет.
- Игумен Андрей (в миру Иоанн Балдинский) Настоятелем был чуть более года.
- Иеромонах Филадельф (в миру Флавиан Топорков) Настоятелем был три года.
При новых игуменах монастырь продолжал строиться и обновляться, так были построены:
✔️ Братские корпуса (1876г.)
✔️ Корпус для мастерской (1877г.)
✔️ Баня (1880г.)
✔️ Ещё один братский корпус и помещение для экипажей с конюшней (1880г.)
✔️ Кладовая при настоятельском корпусе, еще один корпус для посетителей и деревянная лавка (1880г.)
✔️ Проведен капитальный ремонт всех зданий, которые были утеплены и отштукатурены (1891г.)
✔️ При трапезном корпусе в одну линию были устроены просфорня и еще одна мастерская (1892г.)
✔️ При бане пристроена кузница (1894г.)
✔️ Ещё один, четвертый, корпус для посетителей (1896г.)
Икона святых бессребреников Космы и Дамиана.
Обитель гордилась особой святыней - иконой святых Космы и Дамиана с частицами их мощей.
Сами мощи святых хранятся в Риме, а их частицы попали в Россию необыкновенным образом.
Сын известного арабского священника-миссионера Спиридона Саруфа - Георгий поступил в медико-хирургическую Академию Санкт-Петербурга.
Имепратрица Мария Александровна выделила средства на дорогу из Дамаска в Россию. Спиридон Саруф хранил у себя частицы мощей святых Космы и Дамиана, а перед отъездом сына благословил его и вручил драгоценную святыню.
В России Георгий Саруф познакомился с семьей президента Академии - доктора П.А. Дубовицкого. Жена Дубовицкого, узнав об имеющейся у Саруфа святыне, просила уделить ей частицу.
Через несколько лет М.А.Дубовицкая передала святые мощи настоятелю Инкерманского монастыря - отцу Ефрему, а тот доставил их епископу Таврическому Алексию.
1 июля 1862 года епископ Алексий торжественно утвердил святые мощи в храмовую икону святых Космы и Дамиана . Икона находилась на особом месте в храме, возле клироса, перед ней горела неугасимая лампада.
Монастырский хутор в селе Григорьевке.
В 1878 году севастопольский купец Григорий Петрович Порывай подарил монастырю 218 га пахотной земли в селе Григорьевке Перекопского уезда.
Это было очень кстати, потому что земля вокруг киновии была мало пригодна для сельскохозяйственных работ, для того чтобы разбить огороды, монахам приходилось выравнивать участки земли и очищать их от леса.
В Григорьевке построили два каменных дома и хозяйственные сооружения, вырыли артезианские колодцы. Там же находилась каменная церковь во имя Трех Святителей, приписанная к Косьмо-Дамиановской монастырю.
К концу 1890-х гг. монастырская братия насчитывала 25 человек. Однако вскоре им пришлось покинуть киновию и разойтись по разным монастырям Крыма.
Косьмо-Дамиановский женский монастырь
Спустя 42 года после своего основания -
1 августа 1899 года мужской монастырь святых мучеников бессребреников Космы и Дамиана был преобразован в женский.
Связано это событие с именем епископа Николая (Зиоров), который был назначен на Таврическую и Симферопольскую кафедру 30 сентября 1898 года.
Епископ Николай очень ревностно относился к чистоте иноческого жития, особенно усердно насаждал женское подвижничество и заботился об устроении в Крыму женских обителей, которых здесь было гораздо меньше мужских:
1792 г. - открыт Балаклавский мужской Георгиевский монастырь;
1850 г. - открыты мужские: Бахчисарайский Успенский скит, Инкерманский Святоклиментьевский,
Херсонесский Владимирский монастыри;
1855 г. - основана Кизильташская мужская киновия во имя крымского святого Стефана Сурожского;
1857 г. - Святейший Синод дал согласие на открытие мужских Катерлезской Георгиевской и Косьмодамиановской киновий;
Одним из самых последних в Крыму в 1864 г. был открыт Топловский Свято-параскеевский женский монастырь.
Владыка направил представление по этому поводу в Святейший Синод.
Уже 16 июля 1899 года Указом Св. Синода было постановлено:«Косьмо-Дамиановскую киновию обратить в общежительный того же наименования женский монастырь и назначить настоятельницей сего монастыря монахиню Топловской Троице-Параскевской общежительной обители м.Варсонофию с возведением ее в сан игумении».
Прощались братия с киновией и друг с другом 1 августа.
В этот день в последний раз они соборно отслужили Литургию, во время которой был освящен новый прекрасный иконостас, сделанный в Москве для мужской обители по заказу известного благотворителя Косьмо-Дамиановской киновии, потомственного почетного гражданина, комерц-советника Николая Дмитриевича Стахеева.
После обедни все монастырское имущество было по описи сдано и к вечеру того же 1 августа в полное заведывание и распоряжение обителью вступила матушка Варсонофия с сестрами.
Таким образом, с 1 августа 1899 года в истории Косьмо- Дамиановского монастыря начался новый период.
Как и первый настоятель мужской киновии - игумен Макарий, первая настоятельница женского монастыря - матушка Варсонофия, непрестанно заботилась о нем, вместе с сестрами не щадила ни сил, ни здоровья на благо своей обители. Мудро управляя ею без малого 25 лет, она очень много сделала для благоустроения и украшения этого святого места.
Прежде всего был капитально отремонтирован главный, Косьмо-Дамиановский храм монастыря. Вместо разрушившейся каменной подпорной стены для укрепления террасы, где он находился, в 1903-1905 годах была возведена новая прочная на цементе и дорогостоящая.
Все другие, имеющиеся раньше постройки также отремонтированы и приведены в образцовый порядок. Дополнительно было выстроено:
✔️Несколько келий;
✔️Просфорня;
✔️ Хлебопекарня;
✔️ Рукодельня;
✔️ Прачечная;
✔️ Амбар с закромами для хранения муки, крупы и пр.;
✔️сенник на 1000 пудов.
Монастырь ежедневно давал приют многим приходящим, одевал, обувал и кормил около 100 человек, многим из которых не было места в миру и которые пришли в обитель как в последнее убежище. Бедным паломникам и богомольцам пища отпускалась бесплатно.
По Указу Св. Синода от 19 декабря 1900 года епархиальное начальство распорядилось размещать в обитель несовершеннолетних нарушителей уголовного кодекса по судебным приговорам на перевоспитание. Дети полностью находились на довольствии монастыря.
Кроме того, в монастырь принимались беспризорные девочки-сироты, которых также воспитывали и растили сестры обители.
Икона Божьей Матери «Иерусалимская».
В 1907 году в обители появилась икона Божьей Матери «Иерусалимская».
Икона эта писалась специально для Космо-Дамиановского монастыря на Афоне.
Отношения со святой горой установились благодаря монаху Игнатию, прибывшему в монастырь с первым настоятелем - отцом Макарием.
В рассказе неизвестного автора, который был опубликован в феврале 1861 г. в учёно-литературном и политическом журнале «Радуга», издаваемом в Феодосии, есть упоминание об этом монахе.
Наш провожатый ехал впереди: он был родом малоросс, жил долго на Афоне и к своей малорусской речи любил примешивать греческие и болгарские слова. Несмотря на свои седины, это был еще весьма живой и бодрый старик; он шпорил беспрерывно своего огромного и неуклюжего коня и гнал перед собой другую, тяжело навьюченную монастырскую клячу. Мы не могли без улыбки глядеть на нашего проводника: в черной рясе, подпоясанной ремнем, в серой шляпе с длинными полями, которые по воле ветра принимали всевозможные направления, с длинной поседелой бородой, он держал под мышкой кулек с зеленью, а в одной руке – пучок какой-то душистой травы, и все это, при его быстрых движениях на коне, прыгало, развевалось и придавало нашему монаху вовсе не монашеский вид: он точно походил на казака, возвращавшегося с удачной фуражировки.
До Крыма Игнатий бывал на афонской горе, связь с которой не потерял будучи на полуострове.
Этой связью Косьмо-Дамиановская обитель очень дорожила и всегда поддерживала, даже после того, как монастырь был преобразован из мужского в женский.
Надпись на обороте иконы гласит:
«Святая Афонская Гора — Земной удел Царицы Небесныя. 1907 года Мая 18 дня. Сия святая икона Пресвятыя Богородицы со многой благодатной в ней святыней — подобие видом и размером благодати причастной Афонской именуемыя «Иерусалимская» писана и освящена на Афоне и посылается в безмездный дар от имени беднейших Русских Святогорских Пустынножителей Высокопреподобнейшей Матушке Игумиене Варсонофии со всеми во Христе Сестрами для Косьмо-Дамиановского монастыря близ Алушты в Крыму. Во благословение от Святыя Горы Афонския — Земного удела Царицы Небесныя всем тамо нынешним и будущим монашествующим труждающимся, призреваемым и живущим и по всей Тавриде Православным в благодатную всем им помощь от всяких бед, зол и напастей от всех врагов видимых и невидимых. Всепреблагословенная, Всепренепорочная, Всепречистая, Приснодева Владычица Богородица да примет Обитель и в ней монашествующих под Свое высокое Небесное Матернее покровительство и вкупе с Праведными Родителями Своими и Богом.
Подворье монастыря в Симферополе
Трудами матушки Варсонофии в г. Симферополе было открыто подворье монастыря, которое было необходимо для отдыха монахинь следующих в монастырский хутор села Григорьевка.
При подворье 12 февраля 1907 года было совершено освящение домового Благовещенского храма.
Это событие доставило сёстрам большую радость. Теперь же, когда осенью перевозили урожай из Григорьевки в монастырь, подводы останавливались на отдых в подворье.
Однако, в 1923г спустя 16 лет после освящения, решением комиссии по ликвидации подворий, монастырей и домовых церквей при Симферопольском окрисполкоме храм был закрыт.
В 1926 году колокола были сняты, купол и колокольня снесены, а здание храма переоборудовано под жилье.
Так окончательно прекратило свое существование одно из подворий Косьмо-Дамиановского монастыря.
Во время немецкой оккупации храм вновь открыли. Чуть позже в нём будет молиться архиепископ Лука Крымский.
На втором этаже храма с 1946 по 1961 год богослов и хирург с мировым именем святитель Лука (Войно-Ясенецкий) в скромно обставленной комнате, служившей ему жильём, бесплатно, и без различия вероисповедания принимал больных.
В начале 1980-х годах при спрямлении и расширении улицы Пролетарской Благовещенский храм снесли.
Находился он перед ныне существующей часовней Св. Луки.
А в 2001 году построена Часовня во имя святителя Луки.
Император Николай II в монастыре.
По примеру отца в монастырь неоднократно приезжал император Николай II. Он посещал как охотничьи угодья, так и Косьмо-Дамиановский монастырь.
В 1913 году из Ялты, от Южнобережского лесничества, через Чучельский перевал по личному желанию императора Николая II была сооружена шоссейная дорога, ведущая к обители.
В память исполнившегося 21 февраля 1913 года 300-летия царствования дома Романовых, дорогу эту наименовали «Романовской» — так ее называют и сейчас.
Дорога была пригодна для автотранспорта, и ни разу с 1913 до 1957 года не ремонтировалась.
Строительство дороги позволило в летнее время проехать в Косьмо-Дамиановский монастырь из Ялты, минуя Алушту, а это значительно сокращало путь.
Приказом Николая II создаётся «Заказник императорских охот».
В заказник из разных районов страны и из-за границы завезли редких животных.
Так в горные леса Крыма впервые попали муфлоны. Десять животных прибыли с острова Корсика и три - из заповедника Аскания-Нова. Муфлоны хорошо акклиматизировались, особенно они полюбили места возле гор Чёрной и Большой Чучели.
В ознаменование 300-летия царствования династии Романовых решено было также поставить над источником вместо деревянной часовни - каменную часовню.
С середины 1912 года для этих целей шла заготовка камня и в 1913 году часовня была возведена. Стены её были возведены из аккуратно обтесанных андезитовых плит.
Ее украсили точеные колонны у входа, арочные окна, декоративный цоколь и карниз с незатейливым орнаментом.
В алтаре бьётся сердце монастыря - святой источник.
За всю историю существования часовни угроза её уничтожения возникала дважды.
Первый раз после революции - в 1928 году Ялтинским райисполкомом, в чьем ведении находилась часовня, было принято решение о ее разборке на строительные материалы с целью их реализации.
Против такого решения выступило руководство заповедника, директор заповедника Троицкий, который направил ряд телеграмм в КрымЦИК, ЦАУ Крыма и Главнауку Наркомпроса РСФСР с просьбой срочно приостановить разборку часовни.
Особую роль в спасении этого здания сыграл нарком просвещения РСФСР Анатолий Васильевич Луначарский.
В Крымском архиве хранится телеграмма, которую он направил 9 ноября 1928 года в КрымЦИК и ЦАУ Крыма.
«Разборка бывшей часовни в госзаповеднике Алуштинским комвза без разрешения Наркомпроса РСФСР недопустима. Просьба приостановить. Нарком Луначарский».
Названы были две главные причины, по которым было принято решение сохранить здание часовни:
✔️ «…реализация материала совершенно не оправдывает расходов по разборке здания, так как главную массу материала составляет камень, который на месте не может быть реализован за ненадобностью, а вывозка его в Алушту обойдется весьма дорого.»
✔️ «…помещение каменной часовни с течением времени может быть использовано хозяйственным способом (предположительно для рыбоводной станции) тем более, что благодаря прочности кладки, оно совершенно не пострадало от землетрясения.»
Сразу же из Симферополя в Ялтинский райисполком была дана команда о приостановлении всех действий по разборке часовни. Таким образом часовня была спасена.
Вторая опасность исчезновения часовни возникла во время Великой Отечественной войны.
Гитлеровцы, боясь партизан, уничтожали все монастырские постройки, включая охотничий домик, построенный еще императором Александром III.
Часовню немцы взрывали несколько раз, но, сделанная из породы магматического происхождения, часовня выстояла.
Императорская часовня является единственным зданием, сохранившимся до наших дней от всех монастырских построек.
Советский период. Лихолетье.
Самые трудные времена в жизни Косьмо-Дамиановского монастыря наступили после октябрьского переворота 1917 года.
После установления советской власти всё монастырское имущество и земли были национализированы.
Закрыты были подворья монастыря в Симферополе и в селе Григорьевке.
В 1923 году закрыли сам монастырь.
Совет народных комиссаров РСФСР издал декрет "О Крымском государственном заповеднике", которому решили передать монастырь со всеми постройками.
12 декабря 1923 года оба храма монастыря были закрыты и опечатаны, ключи от них переданы в Алуштинский райисполком, и богослужения в церквях больше не совершались.
В Косьмо-Дамиановском храме открыли музей природы.
В Преображенском храме организовали клуб Крымского заповедника, а в царской часовне устроили инкубаторий для вывода мальков форели.
В бывшем царском охотничьем домике была размещена турбаза, а вблизи него организованы вольеры, в которых для осмотра содержались молодые косули, муфлоны, белки, барсуки и даже грифы.
На территории бывшей обители создали колонию инвалидов имени Калинина, существовавшую до 1924 года. В этом же году храмы обители закрыли и передали Крымскому заповеднику, колокола с них сняли.
Сестры основали трудовую артель, сохранив монастырский образ жизни. В бывшей просфорной они устроили келью для молитвы.
Однако долго при богоборческом режиме так продолжаться не могло и в 1928 году артель окончательно ликвидировали. Монахини покинули обитель и разбрелись кто куда.
Возрождение монастыря.
26 апреля 1994г. был подписан акт «О передаче Симферопольскому и Крымскому епархиальному управлению здания часовни бывшего КосьмоДамиановского монастыря с источником и его бывшим земельным участком».
Спустя долгих 70 лет - 14 июля 1994 года, архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь вновь отслужил Божественную Литургию, на святом источнике, в сохранившемся здании часовни — в день памяти святых Косьмы и Дамиана — небесных покровителей обители.
Некоторые работники заповедника, ученые и журналисты решили, что хозяйственная деятельность монастыря нанесёт вред заповедному месту, нарушит экологическое равновесие.
Владыка Лазарь говорил: «Пусть не боится никто, что монахи, которые поселяются здесь могут что-то осквернить. Никогда! Монахи только освящают. И запомните: места хватит всем!».
По началу, первой братии возродившейся обители пришлось воспользоваться заброшенными зданиями заповедника, которые они сразу стали приводить в должный порядок.
Жили они здесь и молились о том, чтобы Господь даровал свою помощь и благословил восстановить монастырь.
На территории монастыря был оборудован временный храм в одном из зданий, который постепенно и стал основным монастырским храмом - храм в честь иконы Божьей Матери «Иерусалимская».
А год спустя, после отслуженной первой Литургии - 14 июля 1995 года произошло радостное и весьма символическое событие для святой обители - в монастырь вернулась икона Божьей Матери «Иерусалимская».
Икону передал монастырю священнослужитель Иаков Жила — протоиерей собора Петра и Павла г. Симферополя.
К нему святыня попала после смерти зятя, также священника. Однако каким образом монастырская икона попала в семью священнослужителя никто не знает.
В революционное время икона была вывезена из монастыря и след её затерялся.
14 июля 1996 года, следом за «Иерусалимской» иконой Божьей Матери, вернулась и храмовая икона святых бессребреников и чудотворцев Косьмы и Дамиана.
Икона долгие годы хранилась у одной женщины, которая передала её клирику Свято-Троицкого собора - отцу Алексию (Сахненко). Священнослужитель в свою очередь вернул икону монастырю.
Время шло, монастырь облагораживался. Было приведено в должное состояние и здание для братского корпуса.
Восстанавливался монастырь по мере возможности, трудами братии и многих других верующих людей, помогавших обители.
Постепенно налаживается монастырский быт и внутренняя монашеская жизнь. Благоустраивается территория монастыря.
7 мая 2001 года по благословению владыки Лазаря были обретены из-под спуда честные останки игумена Макария — первого настоятеля монастыря, который и перезахоронили рядом с существующим монастырским храмом.
В 2020-м году рядом с первым игуменом Макарием нашёл своё упокоение архимандрит Амфилохий - наместник уже возрождённого мужского монастыря.
Сейчас монастырь строит храм Преображения Господня на том же месте, на котором он находился до разрушения его немецкими фашистами.
Все желающие могут внести свою лепту в возведении исторического храма.
Престольные праздники монастыря.
14 июля - День памяти свв. мчч. Косьмы и Дамиана — Престольный праздник монастыря.
В этот день совершается торжественное Архиерейское Богослужение во главе с Митрополитом Симферопольским и Крымским, в сослужении многих священников и в присутствии великого множества паломников, прибывших в этот день соборно помолиться, почтить память святых угодников Божьих, попросить их о ходатайстве в исцелении духовных и телесных недугов.
19 августа - Преображение Господне.
В этот день обычно совершается Божественная Литургия под открытым небом на фундаменте разрушенного Преображенского храма.
25 октября - чтится день памяти «Иерусалимской иконы» Божией Матери
Во все праздничные дни в монастырь приезжают верующие на службу и производят омовение в купели, которая вынесена за территорию храма.
Как и несколько сотен лет назад, люди приходят к источнику с надеждой на исцеление души и тела.
Космо-Дамиановский монастырь впечатляет и не оставляет равнодушными сердца людей, независимо от времени.
«…Монастырёк симпатичный, оригинальный, кажется как-будто на краю света. У меня даже явилось желание пойти в монастырь – это настоящий монастырь!..» – написала сестра Чехова в письме к брату, 29.06.1902 г.
Космодамиановскую обитель посещал живописец И. И. Шишкин, написавший после паломничества картины о монастыре.
Подворье Космо-Дамиановского монастыря.
Монастырь за десятилетие окреп и пришло время открывать монастырское подворье. Выбор пал на одно из красивейших мест крымского полуострова - посёлок Партенит.
Храмовый комплекс подворья монастыря располагает двумя храмами – во имя иконы Богородицы «Всецарица» и в честь святого Иоанна Готфского, а так же колокольней в честь Благовещения Пресвятой Богородицы
В 2005 году, усилиями действующего на то время наместника монастыря святых бессребреников Космы и Дамиана – иеромонаха Маркелла, на подворье был заложен первый камень и началось строительство нижнего храма в честь небесного покровителя Партенита – Иоанна Готфского.
Религиозный и политический деятель, преподобный епископ Готфский, особо почитаемый православной Церковью, родился и вырос на Южном берегу Крыма. Став епископом Готфским, Иоанн создаёт в Крыму катехизаторские школы и православные библиотеки, строит новые монастыри и храмы на Аю-Даге и по всей Готии.
В поселке Партенит находилась его епископская резиденция, здесь же по его инициативе был построен Храм Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, в котором согласно древним Писаниям и было погребено тело православного святого. Всю свою жизнь Иоанн Готфский посвятил служению Богу и восстановлению иконопочитания.
Спустя 5 лет, в 2010 году строительство храма было завершено, а 15 июня 2010 года состоялось знаменательное событие – храм был торжественно освящен Митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем.
На сегодняшний день это единственный храм на Крымской земле в честь этого святого.
Верхний храм подворья мужского монастыря в честь святого образа Божией Матери «Всецарица» был заложен в 2008 году. А 2011-й год был ознаменован освящением храма.
Образ Божией Матери встречает прихожан монастыря еще на улице — Богородица изображена на уникальном мозаичном панно, украшающем главный вход в храм.
Над созданием картины с изображением иконы «Всецарица», по благословению наместника монастыря архимандрита Амфилохия, более двух месяцев трудилась команда мозаичной мастерской Андрея Чаркина.
Помолиться святыне можно в любое удобное время. Храм «Всецарица» на подворье мужского монастыря святых бессребреников Космы и Дамиана в Партените открыт для ежедневных посещений.
31 августа, в день чествования иконы Пресвятой Богородицы «Всецарица», в партенитском храме, освященном в честь этого образа, проходят престольные торжества.
На подворье действует паломническая гостиница, монастырские лавка и трапезная.
Официальный сайт монастыря
Официальный сайт Национального парка Крымский.
«Бог поругаем не бывает»
Спустя почти столетие лихого атеизма на крымской земле вновь зазвонили колокола к заутрене.
Воздвигнуты новые храмы взамен утраченных.
Восстановлена память почитаемых святых братьев-бессребреников Косьмы и Дамиана.
Слава Богу за всё!