Аккредпоказатели высшего образования: матрица и нюансы
Окончательно утверждены аккредитационные показатели по программам высшего образования.
1. Средний балл ЕГЭ поступивших на бюджет (с учетом дополнительных вступительных испытаний – при наличии; в целом – не применяется для магистратуры и т.п.). 66 баллов и более – 10, от 60 до 65 – 5, <60 – 0.
2. Наличие электронной образовательной среды (имеется 10, иначе 0).
3. Доля НПР с учеными степенями и(или) званиями (соответствует ФГОС – 20, иначе – 0).
4. Доля руководителей и(или) работников профильных организаций (по ФГОСу – 20, иначе – 0).
5. Доля обучающихся, выполнивших 70% и более заданий диагностической работы (65% и более – 75, 55-64% - 40, менее 55% - 0).
6. Наличие внутренней системы оценки качества образования (имеется – 10, иначе – 0).
В разделе Методика расчета и применения аккредпоказателей мы можем более подробно изучить требования.
Один из важных вопросов: что такое электронная образовательная среда. Под ней понимается наличии не менее четырех из следующих компонентов:
1. Доступ в Интернет.
2. Локальный акт об ЭОС.
3. Доступ к ЭБС.
4. Доступ к образовательным ресурсам или базам данных.
5. Взаимодействие педагогов и студентов через личные кабинеты.
6. Доступ к электронному расписанию.
7. Возможность формировать электронное портфолио.
8. Доступ к методической информации по программам и курсам.
Основным параметром постоянного мониторинга фактически становится ежегодная диагностическая работа. Она проводится в отношении старшего курса каждой формы каждой реализуемой программы.
Для оценки выбираются до пяти полностью освоенных профессиональных компетенций (если их нет – то до пяти общепрофессиональных, если и их нет – то до пяти универсальных (общекультурных). Участвовать в замере должно не менее 70% обучающихся. Им, кстати, запрещено пользоваться учебниками или конспектами. Осуществляется видеозапись.
И все это, конечно, для того, чтобы замер был более-менее прозрачным. Впрочем, вряд ли найдется такое несознательное лицо среди вузовских управленцев, котороое не захочет подстелить соломки. Возьмут 71% наиболее успевающих, дадут им приблизительные (ну да, ну да) вопросы для подготовки, а потом на камеру всё проведут по всей строгости требований.
Дополнительно стоит помнить – хоть компетенции и выделены как сквозные, очень часто есть одна дисциплина, в основном их формирующая. А значит – есть и ответственный педагог (а то и не один), уже имеется комплект КИМ и т.д. и т.п.
Внутренняя система качества образования – это все то, что по форме и содержанию не относится к диагностике. В частности, требуется иметь локальный акт, а также отчет о самообследовании, в который входят: результаты опросов ППС и НПР об удовлетворенности условиям и организацией образовательной деятельности, аналогичные результаты опроса студентов об удовлетворенности условиями, содержанием, организацией и качеством процесса.
Краткий вывод таков – основные тяготы по аккредатационному мониторингу возложены на сами вузы, а значит – они имеют все возможности максимально сосредоточить ресурсы на достижении нужных баллов. Минимум определен как 90 баллов. Набрать его без диагностики не получится, а при условии успешного ее прохождения студентами – остается добрать совсем немного для успешного прохождения мониторинга.
От модели тотального контроля Минобрнауки и Рособрнадзор переходят к риск-ориетированному менеджменту. В первую очередь внимание обратят на те вузы, где реальность (или нерасторопность руководства) покажет недобор баллов.
Критерии и показатели мониторинга программ высшего образования являются составной частью единой матрицы оценки всех образовательных программ. Таковой совместный приказ Минобрнауки, Минпросвещения и Рособрнадзора зарегистрирован Минюстом 29 мая.
Подробнее: аккредпоказатели программ ВО.
Материал в нашем Телеграм-канале: https://t.me/scienpolicy/33055