Найти в Дзене

Железные дороги России – лучшие и перспективные

Железные дороги России – лучшие и перспективные

Связанность страны – одна из задач, зафиксированных во всех доктринальных документах стратегического планирования. Одним из ключевых каркасов, стягивающих пространство России в условия достижимости, являются железные дороги. О них в «Картине мира» Михаил Ковальчук беседовал с Олегом Белозеровым, гендиректором – председатель правления ОАО «РЖД».

Разговор был настолько важен, что его – достаточно редкое явление – разбили на целых две передачи. При этом собеседники выказали удивительное единодушие относительно достижений, заслуг и перспектив российских железных дорог.

Олег Белозеров привел много позитивной и интересной статистики. В частности, 90% перевозок – это грузовые, а в рамках пассажирских за минувший год перемещен 1 млрд человек по пригородным направлениям и 100 млн на большие расстояния.

Одной из технологических жемчужин железнодорожной отрасли являются московский МЦК и МЦД. Здесь достигнуты уникально малые интервалы следования поездов. Аналогичные улучшения происходят и в грузовом движении – в частности, благодаря виртуальной сцепке два поезда едут как одно целое, управляемые из головного локомотива первого. Так удалось снизить интервал прохождения с 12 минут до 6.

Достижение технологического суверенитета проходит в железнодорожной отрасли опережающими темпами. С 7% импортозависимость снизилась до 3%. Железная дорога является одновременно и продуцентом, и реципиентом технологических и цифровых инноваций.

Оба собеседника отметили, что российская железная дорога – самая безопасная, зеленая, эффективная.

Отдельное и перспективное направление – железнодорожный туризм. Уже открыты 38 маршрутов – от многодневных до путешествий выходного дня. Регионы выступают со своими предложениями, которые затем систематизируются и превращаются в комплексные туристические продукты. Интерес к такому виду туризма достаточно велик. В прошлом году 350 000 человек, в этом планируется до 400 000. Исходя из этого ставятся задачи, например, вагоностроителям – создать специальные туристические вагоны.

Такой огромный организм как РЖД требует постоянной кадровой подпитки. Олег Белозеров детально рассказал, как организован этот процесс.

Начинают еще с детских садов, где через игры прививают интерес к железной дороге. Далее следуют собственные школы и отдельные классы РЖД. На этом же эшелоне стартуют детские железные дороги – уникальное в мировом масштабе явление, которое на деле и обучает, и привлекает.

Следующая ступень – среднее профессиональное образование. В системе РЖД (и Минтранса) 57 техникумов. Естественно, железнодорожная отрасль активно участвует в проекте «Профессионалитет» - на нее «заточены» программы развития 10 организаций СПО.

Вузовский уровень – это 9 университетов путей сообщения, которые сохранили отраслевую подведомственность. Плюс к тому – РЖД активно заказывает подготовку в других университетах через механизм целевого обучения. В ряде вузов функционируют базовые кафедры РЖД.

Корпоративный университет несколько лет назад признан лучшим среди подобных организаций по всему миру. Олег Белозеров подчеркнул – железнодорожники должны постоянно учиться и переучиваться. Час в неделю заложен в рабочий график для (само)образования.

РЖД заинтересованы и в подготовке кадров, и в быстром трансфере востребованных разработок в производственные процессы. На это работает сеть технопарков. Также корпорация участвует в качестве индустриального партнера в работе ряда НОЦев мирового уровня.

В итоге – треть сотрудников РЖД младше 35 лет. Это важный показатель преемственности, межпоколенческого трансфера компетенций и перспектив развития.

Перспективы у РЖД весьма светлые. Среди направлений – дальнейшая цифровизация, прорывные направления (например, квантовая связь), строительство высокоскоростных магистралей, модернизация путевого и станционного хозяйства.

Подробнее: части
1 и 2.