Найти в Дзене

Волшебник света

21 октября 1874 года в Санкт-Петербурге, в семье обрусевших немцев, приехавших в Петербург ещё при Екатерине 2, родился волшебник света... Когда Иван Шультце начал рисовать доподлинно неизвестно. В детстве и юности он грезил электричеством, его способностью создавать свет, получил инженерное образование и если бы не печальный эпизод в трудовой биографии, наверное не стал бы художником. Иван Фёдорович задумал построить электростанцию на водопаде в Иматре, подвели партнёры и подрядчики, из-за которых он разорился и впал в депрессию (станцию построили в 1920, но без участия Шультце). Справится с меланхолией помогло увлечение живописью. Иван активно ходил по художественным выставкам и рисовал этюды. В один прекрасный день попал на выставку Константина Крыжицкого, где завязалось знакомство с мастером пейзажа, переросшее в искреннюю дружбу. Шультце было уже за 30 лет, когда он показал свои работы художнику, увиденное настолько поразило Крыжицкого, что тот сразу предложил Ивану Фёдоровичу уч

21 октября 1874 года в Санкт-Петербурге, в семье обрусевших немцев, приехавших в Петербург ещё при Екатерине 2, родился волшебник света...

Иван Фёдорович Шультце (1874–1939) фото из архивов фонда имени И.Ф.Шультце
Иван Фёдорович Шультце (1874–1939) фото из архивов фонда имени И.Ф.Шультце

Когда Иван Шультце начал рисовать доподлинно неизвестно. В детстве и юности он грезил электричеством, его способностью создавать свет, получил инженерное образование и если бы не печальный эпизод в трудовой биографии, наверное не стал бы художником. Иван Фёдорович задумал построить электростанцию на водопаде в Иматре, подвели партнёры и подрядчики, из-за которых он разорился и впал в депрессию (станцию построили в 1920, но без участия Шультце). Справится с меланхолией помогло увлечение живописью.

"Рассвет". около 1930 г частная коллекция
"Рассвет". около 1930 г частная коллекция

Иван активно ходил по художественным выставкам и рисовал этюды. В один прекрасный день попал на выставку Константина Крыжицкого, где завязалось знакомство с мастером пейзажа, переросшее в искреннюю дружбу. Шультце было уже за 30 лет, когда он показал свои работы художнику, увиденное настолько поразило Крыжицкого, что тот сразу предложил Ивану Фёдоровичу учиться живописи в Академии художеств, где стал одним из его учителей.

"Лунный берег" 1928-30гг коллекция фонда Шультца И.Ф. Цюрих
"Лунный берег" 1928-30гг коллекция фонда Шультца И.Ф. Цюрих

Вторым наставником в академии стал Архип Куинджи. Он полностью перевернул отношение к пейзажу, заявив, что художник не должен быть рабом натуры, должен писать картины не на пленэре, а в студии, включив на полную мощь воображение, стараясь перенести на холст самые невероятные световые эффекты. Большинство неуловимо притягательных видов Шультце выдумал. Но их реалистичность приводит в абсолютный восторг.

Во время учебы Иван оттачивал своё мастерство подражая швейцарскому мастеру Александру Каламу, пейзажи которого ему очень нравились.

У берегов Шпицбергена. 1908, частная коллекция
У берегов Шпицбергена. 1908, частная коллекция

Особую роль в судьбе Шультце сыграл родственник по материнской линии, немецкий исследователь А.Л.Кенниг, который пригласил его в орнитологическую экспедицию на острова полярного архипелага в Северном Ледовитом океане в 1907-1908 гг. Впечатления художника лучше его самого не опишешь: "Невыразимой красоты глетчеры (ледники), переливающиеся благодаря необъяснимой игре рефлексов из белого цвета в синий, изумрудный, фиолетовый, розовый; своеобразные формации разноцветных гранитных скал; живописный разнородный мох – все это создавало столько мотивов, что трудно было на чем-нибудь остановиться".

"Ледник (глетчер) на Шпицбергене", 1910 г. Из фондов Музея Арктики и Антарктики
"Ледник (глетчер) на Шпицбергене", 1910 г. Из фондов Музея Арктики и Антарктики

Насколько поняла, в 1910 Иван Фёдорович отправился в экспедицию на Шпицберген вместе с Крыжицким, вероятнее всего, по заданию МИД – в те времена остров был лакомым куском для многих государств, экспедиции отправлялись одна за другой. Фототехника еще не очень чтобы развилась, виды фиксировали художники. Вторым заказчиком было главное управление почт и телеграфов – многие пейзажи Шультце печатали на открытках, и они пользовались бешенной популярностью.

"У Лофонтенских островов в июне", 1911 г. частная коллекция
"У Лофонтенских островов в июне", 1911 г. частная коллекция

Арктические пейзажи Ивана были представлены на выставке в Академии Художеств в 1911. В этом же году он потерял друга и наставника. Константин Яковлевич Крыжицкий покончил жизнь самоубийством. Годом ранее умер Куинджи. Шультце, оставшись без учителей, акцентировался на проработке своего собственного стиля. В чем в принципе отличие картин, что выделяет его из ряда художников? Его живопись посвящена природе – снег, закаты и рассветы, вода, а вот люди или животные очень редко, штрихами. Картины очень реалистичны, можно подумать, что это фотографии, слегка обработанные в редакторе. И все они пронизаны светом, просто нечеловеческая передача света, за что Ивана и называют "художником света". Больше никто в мире не добился такой игры света, пейзажи Шультце – лучшая в мире светотень среди художников за всю историю человечества.

"Кружева из инея" 1928-31гг. частная коллекция
"Кружева из инея" 1928-31гг. частная коллекция

Он очень часто писал снег, пожалуй, больше, чем кто-либо. К 1916 художник приобрел невероятное признание. Его картины приобретала императорская семья, в коллекции Фаберже было несколько работ, открытки с его пейзажами издавались огромными тиражами и разлетались по стране.

А потом произошла революция. Как и многие, Шультце попал в некую неопределенность и решился на долгосрочную поездку в Европу. С 1917 по 1919 он путешествует и пишет пейзажи – Альпы, юг Франции, север Италии.

"Зима в Энгадине" (Швейцария), 1920-е, частная коллекцич
"Зима в Энгадине" (Швейцария), 1920-е, частная коллекцич

В 1921 Иван предпринял последнюю попытку завоевать уже советскую аудиторию, но в моде авангард, его филигранно выписанные сосны в снегу воспринимаются анахронизмом. Он эмигрирует во Францию, в 1927 получает гражданство и вслед за Европой покоряет Америку. Когда журналисты выяснили, что Иван почти что "придворный художник", создал множество картин для Ольги Александровны, сестры Николая 2, он стал звездой в США. Тогда у американцев миф об аристократии вызывал трепет и "художник русских царей" захватил американский рынок. Как результат – огромный пласт творческого наследия и сейчас в США. Впрочем, его картины редко встретишь в музее, большая их часть сосредоточена в частных коллекциях.

"Лазурный берег" 1920-30-е частная коллекция.
"Лазурный берег" 1920-30-е частная коллекция.

В середине 1930-х Шультце переезжает из Парижа в Ниццу. Про этот период жизни почти ничего неизвестно. Последнее свидетельство – его встреча с художником, писателем-маринистом А.А.Гефтером в 1936 г. На могиле на русском кладбище Кокад в Ницце 1939 год значится датой смерти Ивана Федоровича.

А что же Россия? Россия благополучно забыла русского художника, еще несколько лет назад о нем знал только очень узкий круг людей. В российских музеях есть только незначительное количество работ (например, в музее Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге и в Дагестанском музее изобразительных искусств). Но интерес растет, в 2016 прошла первая выставка Шультце в Самаре, ежегодно в разных городах проходят выставки, спасибо швейцарскому фонду Ивана Федоровича Шультце и его организаторам Беттине и Вадиму Гончаренко. Насколько знаю, предпринимаются шаги по возвращению/приобретению работ в Россию.

"Осень", 1916
"Осень", 1916

"Тут нет никакого секрета. Это простые кисти, краски, масло и терпентин, такие же Вы можете купить в любом магазине для художников. Я не пытаюсь готовить какие-то особенные краски, как это делают некоторые современные художники. Я просто рисую. А мои световые эффекты — они зависят от того, что на картине, и от композиции" И.Ф.Шультце

P.S. Все иллюстрации взяты из открытых источников в интернете и ни одна не передает ощущения от картин. Используйте возможность увидеть это чудо в живую.