21 октября 1874 года в Санкт-Петербурге, в семье обрусевших немцев, приехавших в Петербург ещё при Екатерине 2, родился волшебник света...
Когда Иван Шультце начал рисовать доподлинно неизвестно. В детстве и юности он грезил электричеством, его способностью создавать свет, получил инженерное образование и если бы не печальный эпизод в трудовой биографии, наверное не стал бы художником. Иван Фёдорович задумал построить электростанцию на водопаде в Иматре, подвели партнёры и подрядчики, из-за которых он разорился и впал в депрессию (станцию построили в 1920, но без участия Шультце). Справится с меланхолией помогло увлечение живописью.
Иван активно ходил по художественным выставкам и рисовал этюды. В один прекрасный день попал на выставку Константина Крыжицкого, где завязалось знакомство с мастером пейзажа, переросшее в искреннюю дружбу. Шультце было уже за 30 лет, когда он показал свои работы художнику, увиденное настолько поразило Крыжицкого, что тот сразу предложил Ивану Фёдоровичу учиться живописи в Академии художеств, где стал одним из его учителей.
Вторым наставником в академии стал Архип Куинджи. Он полностью перевернул отношение к пейзажу, заявив, что художник не должен быть рабом натуры, должен писать картины не на пленэре, а в студии, включив на полную мощь воображение, стараясь перенести на холст самые невероятные световые эффекты. Большинство неуловимо притягательных видов Шультце выдумал. Но их реалистичность приводит в абсолютный восторг.
Во время учебы Иван оттачивал своё мастерство подражая швейцарскому мастеру Александру Каламу, пейзажи которого ему очень нравились.
Особую роль в судьбе Шультце сыграл родственник по материнской линии, немецкий исследователь А.Л.Кенниг, который пригласил его в орнитологическую экспедицию на острова полярного архипелага в Северном Ледовитом океане в 1907-1908 гг. Впечатления художника лучше его самого не опишешь: "Невыразимой красоты глетчеры (ледники), переливающиеся благодаря необъяснимой игре рефлексов из белого цвета в синий, изумрудный, фиолетовый, розовый; своеобразные формации разноцветных гранитных скал; живописный разнородный мох – все это создавало столько мотивов, что трудно было на чем-нибудь остановиться".
Насколько поняла, в 1910 Иван Фёдорович отправился в экспедицию на Шпицберген вместе с Крыжицким, вероятнее всего, по заданию МИД – в те времена остров был лакомым куском для многих государств, экспедиции отправлялись одна за другой. Фототехника еще не очень чтобы развилась, виды фиксировали художники. Вторым заказчиком было главное управление почт и телеграфов – многие пейзажи Шультце печатали на открытках, и они пользовались бешенной популярностью.
Арктические пейзажи Ивана были представлены на выставке в Академии Художеств в 1911. В этом же году он потерял друга и наставника. Константин Яковлевич Крыжицкий покончил жизнь самоубийством. Годом ранее умер Куинджи. Шультце, оставшись без учителей, акцентировался на проработке своего собственного стиля. В чем в принципе отличие картин, что выделяет его из ряда художников? Его живопись посвящена природе – снег, закаты и рассветы, вода, а вот люди или животные очень редко, штрихами. Картины очень реалистичны, можно подумать, что это фотографии, слегка обработанные в редакторе. И все они пронизаны светом, просто нечеловеческая передача света, за что Ивана и называют "художником света". Больше никто в мире не добился такой игры света, пейзажи Шультце – лучшая в мире светотень среди художников за всю историю человечества.
Он очень часто писал снег, пожалуй, больше, чем кто-либо. К 1916 художник приобрел невероятное признание. Его картины приобретала императорская семья, в коллекции Фаберже было несколько работ, открытки с его пейзажами издавались огромными тиражами и разлетались по стране.
А потом произошла революция. Как и многие, Шультце попал в некую неопределенность и решился на долгосрочную поездку в Европу. С 1917 по 1919 он путешествует и пишет пейзажи – Альпы, юг Франции, север Италии.
В 1921 Иван предпринял последнюю попытку завоевать уже советскую аудиторию, но в моде авангард, его филигранно выписанные сосны в снегу воспринимаются анахронизмом. Он эмигрирует во Францию, в 1927 получает гражданство и вслед за Европой покоряет Америку. Когда журналисты выяснили, что Иван почти что "придворный художник", создал множество картин для Ольги Александровны, сестры Николая 2, он стал звездой в США. Тогда у американцев миф об аристократии вызывал трепет и "художник русских царей" захватил американский рынок. Как результат – огромный пласт творческого наследия и сейчас в США. Впрочем, его картины редко встретишь в музее, большая их часть сосредоточена в частных коллекциях.
В середине 1930-х Шультце переезжает из Парижа в Ниццу. Про этот период жизни почти ничего неизвестно. Последнее свидетельство – его встреча с художником, писателем-маринистом А.А.Гефтером в 1936 г. На могиле на русском кладбище Кокад в Ницце 1939 год значится датой смерти Ивана Федоровича.
А что же Россия? Россия благополучно забыла русского художника, еще несколько лет назад о нем знал только очень узкий круг людей. В российских музеях есть только незначительное количество работ (например, в музее Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге и в Дагестанском музее изобразительных искусств). Но интерес растет, в 2016 прошла первая выставка Шультце в Самаре, ежегодно в разных городах проходят выставки, спасибо швейцарскому фонду Ивана Федоровича Шультце и его организаторам Беттине и Вадиму Гончаренко. Насколько знаю, предпринимаются шаги по возвращению/приобретению работ в Россию.
"Тут нет никакого секрета. Это простые кисти, краски, масло и терпентин, такие же Вы можете купить в любом магазине для художников. Я не пытаюсь готовить какие-то особенные краски, как это делают некоторые современные художники. Я просто рисую. А мои световые эффекты — они зависят от того, что на картине, и от композиции" И.Ф.Шультце
P.S. Все иллюстрации взяты из открытых источников в интернете и ни одна не передает ощущения от картин. Используйте возможность увидеть это чудо в живую.