Похвала тоже может быть токсичной. А вы говорите эти фразы ребёнку?
Хвалите ли вы своего ребёнка? А как вы это делаете? Может быть, говорите: «Ты отлично рисуешь» или «Ты просто гений в шахматах». Но растёт ли самооценка ребёнка, который слышит эти фразы изо дня в день? Похвала — это искусство. Мало сказать, что ребёнок молодец и умничка. Неправильная похвала даёт обратную реакцию: заставляет сомневаться в искренности говорящего или сосредоточиться на собственных недостатках.
Давайте рассмотрим несколько вариантов похвалы и возможную реакцию на неё.
Пример 1. Ребёнок сам пожарил картошку, но немного пересолил.
Реакция родителя, который хочет похвалить ребёнка за старание и закрепить стремление к готовке: «Ты прекрасный повар!»
Мысли ребёнка: «Неужели прекрасный? Она или врёт, или ничего не понимает в еде».
Пример 2. Ребёнок выступил с докладом и получил пятёрку.
Реакция родителей: «У тебя блестящий ум!»
Мысли ребёнка: «Да неужели? По математике тройка, по физике тоже, где ж он блестящий?»
Пример 3. Ребёнок учится решать задачи. У него не очень хорошо получается, но вот он одну задачу решил правильно.
Реакция родителей: «О, ты отлично решил задачу, без единой ошибки!»
Мысли ребёнка: «Да как же я буду сейчас решать задачи? Ведь я так и не понял этого. Теперь я переживаю за себя».
Фразы вроде «ты умнее всех», «ты звезда», «ты посмотри на него, ты лучше» тоже не достигают нужного результата. Ребёнок мало того что учится сравнивать себя с другими, так ещё и получает неадекватную самооценку. В будущем он будет бояться совершить ошибку, чтобы не упасть в собственных глазах, перестать быть лучшим. К тому же так рождаются снобы.
Как правильно хвалить?
Полезная похвала состоит из двух частей:
- Взрослый с уважением описывает то, что он видит, чувствует.
- Ребёнок, услышав описание, сам себя хвалит.
Можно продолжить похвалу и вынести какой-то итог действиям ребёнка.
Например, ребёнок принёс вам рисунок и спрашивает:
— Я хорошую картинку нарисовал?
Вы с воодушевлением и интересом отвечаете:
— Я вижу, ты нарисовал очень большое солнце, яркую траву, цыплят, ёлки, цветы. Как ты придумал такой сюжет?
Ребёнок в ответ на это похвалит себя:
— Я же художник.
Обратный пример:
— У меня хороший рисунок?
— Он замечательный, великолепный, ты настоящий художник.
— Ну вот, тебе не понравилось.
Вот вам ещё примеры правильной похвалы:
«Жёлтые шарики, которые ты нарисовал, очень яркие, они поднимают мне настроение. Даже усталость проходит».
«Ты так уверенно держалась на сцене, когда пела, — твой голос было слышно во всём зале».
«Последние дни ты стал больше усилий прилагать к учёбе. Я вижу, ты даже изобрёл новый метод запоминания словарных слов, а доклад приготовил сам, без помощи».
«Ты заметила, что земля в цветах высохла и сама полила их без напоминания. Вот это я называю инициативность».
Можно отнестись скептически к этому методу. Но попробуйте хвалить ребёнка не эпитетами, а описывая его работу, акцентируя внимание на его стараниях и достижениях. Оценивайте результат работы, а не ребёнка.
Находите слова, которые скажут ребёнку то, что он не знал о себе, что поможет взглянуть на себя новым взглядом, возвысить себя, узнать о сильных сторонах. В итоге, даже когда вы его будете ругать за промахи, он будет держаться за те положительные характеристики, что вы ему дали раньше.
Статья создана по мотивам книги Адель Фабер и Элейн Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили».