Найти в Дзене

ЦАРЬ - АНТИХРИСТ?

Царь – антихрист? Петра Великого часто критикуют за церковную реформу, которая формально подчинила Русскую Церковь гражданскому учреждению – Духовной коллегии, Святейшему правительствующему Синоду. Вопрос о реальном же подчинении Церкви государству остаётся открытым и дискуссионным, ведь изучение документов Синода и отдельных епархий позволяет установить достаточно автономное и независимое существование Русской Православной церкви в Синодальный период, а влиятельных обер-прокуроров насчитывается всего два – всем известный Победоносцев и Протасов. Но мы хотели бы вспомнить о другом эпизоде из царствования Петра Великого. После «Нарвской конфузии» 1700 года, в руки Швеции попали почти все пушки царской армии. Потребовалось быстро восстановить артиллерию в количестве. У России не были на тот момент разработаны медные месторождения, и большая часть сырья или готовые пушки шли из-за границы – из Англии, Голландии, Германских княжеств, а ранее, до начала войны, и из Швеции. В таких условиях,

Царь – антихрист?

Петра Великого часто критикуют за церковную реформу, которая формально подчинила Русскую Церковь гражданскому учреждению – Духовной коллегии, Святейшему правительствующему Синоду. Вопрос о реальном же подчинении Церкви государству остаётся открытым и дискуссионным, ведь изучение документов Синода и отдельных епархий позволяет установить достаточно автономное и независимое существование Русской Православной церкви в Синодальный период, а влиятельных обер-прокуроров насчитывается всего два – всем известный Победоносцев и Протасов.

Но мы хотели бы вспомнить о другом эпизоде из царствования Петра Великого. После «Нарвской конфузии» 1700 года, в руки Швеции попали почти все пушки царской армии. Потребовалось быстро восстановить артиллерию в количестве. У России не были на тот момент разработаны медные месторождения, и большая часть сырья или готовые пушки шли из-за границы – из Англии, Голландии, Германских княжеств, а ранее, до начала войны, и из Швеции. В таких условиях, началось то самое знаменитое снятие колоколов и переплавка их в пушки. Однако, тут нужно знать, что далеко не везде и не всегда колокола вообще трогали, равно как и не надо думать, что Церковь встала против царя и власти в этом вопросе. Нужно отдать должное Русской Церкви, она всегда поддерживала прогосударственный курс, даже когда о реальном существовании государства было сложно судить. В критический момент для страны, Церковь приняла активное участие в помощи армии, за особое рвение архиепископу Вологодскому и Белозерскому Гавриилу царь Пётр даже подарил новый, отлитый в 1691 году колокол из светлый металлов, за что получил в народе прозвание «Лебедь».

По всем епархиям были разосланы соответствующие распоряжения, редко когда встречалось противодействие. Из государственных и церковных архивов видно, что в первую очередь вывозили треснувшие, битые колокола, а также царский указ о «колокольном сборе» позволял церковным властям сдавать вместо колоколов медь и олово в слитках, если таковые имелись, плюс ко всему – различную медную посуду.

Примечателен и тот факт, что колокола особо ценные для Церкви и народа не трогали. Например, не стали переплавлять колокол из Троице-Сергиевой Лавры, отлитый около 1427 года, учениками и преемниками святого Сергия Радонежского. В архивах Пушкарского приказа осталась запись об этом: «Великий государь указал тот колокол вернуть, и за тот колокол иной меди колокольной или какой не имать, и велеть тот колокол в монастыре беречь».

В заключение скажем, что после победы в Северной войне, Пётр Великий, как и обещал, отлил новые колокола и возместив Церкви потери. А русские пушки, в том числе и те, что отличи из колоколов, возвестили о перерождении России и становлении новой великой Империи.
#россия