Найти в Дзене
Прожектор оборонки

Какое оборонное предприятие выбрать выпускнику вуза?

К оборонным отраслям относятся ракетно-космическая, авиационная, атомная, судостроительная промышленность, промышленность обычных вооружений, боеприпасов, порохов и взрывчатых веществ, радиолокационная промышленность, промышленность средств связи, электронных компонентов и бронетанковая промышленность.

И отрасли, и предприятия, в них входящие, живут по-разному – от очень богатых до очень бедных. Богатые оборонные предприятия весьма привлекательны для молодежи. Если к верхушке богатых нефтяных, газовых и прочих банковских предприятий может пробиться любой дурак через родственные связи или любая дура через постель, то богатые оборонные предприятия разрабатывают и выпускают настолько сложную продукцию, что дураки и дуры в них не приживутся.

Ракетно-космическая отрасль это гордость нашей страны. В СССР распределение выпускника МВТУ им. Баумана на работу в ОКБ Королева или Челомея, или Янгеля, или Надирадзе означало автоматическое решение всех проблем в будущей жизни.

Сегодня гордость померкла, но все же есть. Здесь работают умные, интеллигентные специалисты высокой квалификации. Помимо ракет они любят театр, литературу, живопись и многое другое. Даже сегодня они получают неплохие зарплаты. Многие из них являются лауреатами высоких премий. На предприятиях есть аспирантура. Можно быстро стать кандидатом наук, затем доктором, затем - членкором и академиком. Если выпускник вуза к чему-то стремится, он непременно дойдет по служебной лестнице до определенных высот.

Авиационная отрасль сегодня переживает не лучшие времена. В СССР это была элитная отрасль. Распределение выпускника МАИ в ОКБ Сухого, или Микояна, или Туполева, или Ильюшина, или Яковлева было мечтой каждого. В этих ОКБ молодые специалисты получали хорошие зарплаты и премии, затем – совершенно бесплатные детские садики без каких-бы то ни было доплат, затем совершенно бесплатные квартиры на Ленинградском проспекте.

В последние десятилетия засилье Боингов и Эрбасов привело к остановке конвейеров по производству отечественных гражданских самолетов. Люди начали уходить и из конструкторских бюро, и с серийных заводов. Военное производство еще работает. Но единственный новый боевой истребитель Су-57 так и не принят на вооружение. В Донбассе летают советские самолеты Су-25, Су-27, МиГ-31.

Нет худа без добра. Имеющиеся в парках российских авиакомпаний Боинги и Эрбасы скоро придут в негодность, новых нам не дадут и у государства есть единственный выход развивать отечественный авиапром. В связи с этим у молодых специалистов сегодня появляются огромные перспективы.

С атомной промышленностью сложности. Под атомной промышленностью я подразумеваю не строительство электростанций, а разработку и производство новых ядерных боезарядов для бомб, ракет, торпед, пушек и минометов.

Самой главной проблемой является мораторий СССР на проведение ядерных испытаний. Последнее ядерное испытание в нашей стране было проведено 24 октября 1990 года. Этот мораторий действует до сих пор. С одной стороны, наши вероятные противники тоже не проводят ядерных испытаний. С другой стороны, без испытаний невозможно разработать новое ядерное оружие.

Тем не менее, ядерный оружейный комплекс – это тоже гордость нашей страны. Давайте вспомним: за разработку первой атомной бомбы Сталин в 1949 году присвоил Щелкину, Алферову, Зельдовичу, Флерову и Духову высшее в стране звание Героя Социалистического Труда, приказал построить каждому по роскошной даче за счет государства, выделить каждому бесплатно по лучшему в те времена серийному автомобилю «Победа», предоставил право обучать своих детей в любых учебных заведениях СССР за счет государства, а также право бесплатного проезда для жен и детей железнодорожным, водным и воздушным транспортом в пределах СССР. Добавлю: к этому времени все награжденные уже имели огромные бесплатные квартиры в центре Москвы.

Никто российскому ядерному комплексу погибнуть не даст. Возможно, ядерные испытания в России будут возобновлены, а значит будут возобновлены и разработка, и производство ядерного оружия.

Судостроительная промышленность России сегодня занимается только малыми изделиями – фрегатами, корветами и малыми ракетно-артиллерийскими кораблями максимальным водоизмещением до 4 тысяч тонн. К сожалению, строительство океанских кораблей водоизмещением от 10 до 60 тысяч тонн типа авианосец, тяжелый атомный ракетный крейсер, ракетный крейсер, большой противолодочный корабль, эсминец океанской зоны прекращено. А в процессе разработки именно этих кораблей и рождались гении кораблестроения.

Тем не менее, строятся и надводные корабли, и подводные лодки, в том числе атомные подводные лодки стратегического назначения, вооруженные баллистическими ракетами большой дальности. А это очень интересные темы, которым можно посвятить всю свою жизнь.

Промышленность обычных вооружений, боеприпасов, порохов и взрывчатых веществ это, по сути, три совершенно разных отрасли промышленности. Обычные вооружения – это пушки, минометы, пулеметы, гранатометы, автоматы и винтовки. Их выпускает металлообрабатывающая отрасль с последующими сборочными конвейерами. Снаряды, гильзы и патроны – это чистая металлургия, ими занимаются металлурги. Пороха и взрывчатые вещества – это чистая химия, ими занимаются химики. Тот, кто хочет связать судьбу с этой отраслью, должен точно представлять, кто он есть и чем ему интересно заниматься. Мастера пушечных дел ценились на Руси с давних времен. А вот мастеров по выделке пороха у нас недолюбливали и называли мастерами зелейных (ядовитых) дел. Зелейные амбары частенько взрывались и горели, унося жизни людей. Но на пороховых комбинатах с опасными производствами всегда были очень хорошие зарплаты.

Из трех радиоэлектронных отраслей сегодня неплохо живет только радиолокационная промышленность. Радиолокаторы нужны всем видам и родам войск. Они необходимы и космическим войскам, и войскам ПВО, и ВВС, и Сухопутным войскам и Военно-морскому флоту. Они выполняют разведывательные функции и задачи особого назначения. Например, огромные станции системы предупреждения о ракетном нападении постоянно следят за всеми полетами космических и испытательными полетами баллистических ракет стран НАТО и передают информацию об этих полетах на ЦКП Генерального штаба и на Носимый командный пункт Верховного Главнокомандующего. Основываясь на данных этих радиолокаторов, Президент страны принимает решение, нажимать или не нажимать на ядерную кнопку. Создание современных радиолокаторов – исключительно интересная работа.

К сожалению, две другие отрасли радиоэлектроники – промышленность средств связи и компонентной базы – сегодня в упадке. Падение началось после того, как в страну хлынул огромный поток иностранных проводных телефонов, телевизоров, музыкальных центров, видеомагнитофонов. Затем нескончаемыми партиями поступили сотовые телефоны, персональные компьютеры, ноутбуки и многое другое. Сегодня даже самое простейшее электронное устройство в моей квартире – зубная щетка – сделана в Китае и чистит мои зубы по китайской программе.

И новые радиостанции, и новые процессоры нужны и военной промышленности, и армии. Но, насколько мне известно, положение в этих отраслях тяжелое.

Наконец, бронетанковая техника. КБ и заводы бронетанковой техники имеют дело с танками, бронетранспортерами и БМП. Что касается танков, то уже много лет промышленность делает танк «Армата». Говорят, что «Арматы» поступили на Донбасс, где продолжаются их испытания. Однако в кадрах документальной хроники я эти танки не видел.

За последние годы создан также ряд новых БТР и БМП. На парадах в Москве их показывают. Но в кадрах документальной хроники из Донбасса вот уже больше года я наблюдаю только БТР и БМП советского производства.

Вероятно, бронетанковая отрасль интересная. Но людей всегда интересует что-то новое. А нового пока не густо.

Как живут сами предприятия, входящие в эти отрасли? Как известно, в 1990-е годы все министерства оборонного комплекса СССР были ликвидированы и все предприятия отпущены в свободное плавание. В результате свободного плавания выпуск продукции упал до нуля.

В 2000-е годы началось создание концернов и корпораций, под крыши которых для централизованного руководства вошли все водоплавающие предприятия, так как без централизованного руководства в России вообще ничего не возможно.

Вхождение происходило своеобразно. Те предприятия, которые еле дышали на ладан и находились в шаге от банкротства, с радостью побежали под крыши концернов и корпораций, надеясь, что умереть им не позволят. Те предприятия, которые поставляли оружие Китаю, Индии и арабским странам, упирались всеми силами, резонно полагая, что при вхождении в корпорации их громадную прибыль в свободно конвертируемой валюте обязательно отберут и поделят.

Процесс был нелегким и продолжался 20 лет. Почти все предприятия оборонного комплекса вошли в состав концернов и корпораций. Часть прибыли богатых была экспроприирована. Но кое-что богатые все же отвоевали и оставили себе. Так что, если они и плакали, то недолго.

Слабые предприятия так и остались слабыми. У них это на роду написано. Средние предприятия так и остались средними. Богатые предприятия продолжают поставлять вооружение и военную технику разным странам мира и имеют неплохую валютную выручку.

Вычислить их легко. Сегодня на мировом рынке спросом пользуются зенитные ракетные комплексы и системы как ПВО, так и Сухопутных войск, и Военно-морского флота. Это и ракеты, и радиолокаторы. Хороши наши истребители, дизельные подводные лодки, многоцелевые вертолеты, бронетранспортеры, самоходные артиллерийские системы, реактивные системы залпового огня, корабельные противокорабельные ракеты, авиационные ракеты класса «воздух-поверхность», противотанковые ракетные комплексы, морские торпеды… Предприятия, разрабатывающие и выпускающие эти системы вооружения, живут неплохо.

Есть одна категория так называемых хитрых предприятий. В силу различных причин, они не вошли ни в концерны, ни в корпорации, так и оставшись свободными. Своей прибылью они, соответственно, ни с кем не делятся, а потому прибыль у некоторых из них зашкаливает. Попасть на эти предприятия не просто. Но тот, кто попадает, купается в шоколаде.

Какие есть подводные камни? В концерне или корпорации работать хорошо, но перспектив мало. Уж, очень это лакомые кусочки. Можно всю жизнь просидеть мелким клерком в уютном кабинете в красивом здании концерна в престижном районе Москвы. Но это и все. Непросто шагать по служебной лестнице и в богатых фирмах с валютной выручкой.

На небогатых и неприметных с виду шарикоподшипниковых и резинотехнических предприятиях очень легко продвигаться вверх, неумолимо приближаясь к ласкающей слух высокой зарплате.

Главное: есть жесткий набор правил и хитростей, которые надо хорошенько запомнить и неукоснительно выполнять, поступив на оборонное предприятие. Тогда, в любом случае, все будет не так уж и плохо.

Михаил Первов