Найти в Дзене
ipse mason

История масонских ландмарок

Масонские ландмарки представляют собой перечень принципов, которые многие вольные каменщики провозглашают как «древние и неизменные заповеди масонства». Вопросы «регулярности» (правильности) великой ложи или великого востока оцениваются с точки зрения соблюдения ландмарок. Поскольку каждая великая ложа является самоуправляемой, без вышестоящего органа, осуществляющего полномочия всего масонства, то толкование этих принципов может различаться, что приводит к конфликтам, связанным с признанием. Разные масонские юрисдикции имеют разные масонские ландмарки. Согласно Перси Джанц, масонский термин «ландмарка» имеет библейское происхождение. Он ссылается на книгу Притчей 22:28: «Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои», имея в виду каменные столбы, которыми отмечали границы территорий. Далее он цитирует еврейский закон: «Да не свергнешь ты отметки земельные соседей твоих, с давних времён оставленных ими в наследие Тебе», подчёркивая, что эти вехи связаны с наследством. Марк Таббе

Масонские ландмарки представляют собой перечень принципов, которые многие вольные каменщики провозглашают как «древние и неизменные заповеди масонства». Вопросы «регулярности» (правильности) великой ложи или великого востока оцениваются с точки зрения соблюдения ландмарок. Поскольку каждая великая ложа является самоуправляемой, без вышестоящего органа, осуществляющего полномочия всего масонства, то толкование этих принципов может различаться, что приводит к конфликтам, связанным с признанием. Разные масонские юрисдикции имеют разные масонские ландмарки.

Согласно Перси Джанц, масонский термин «ландмарка» имеет библейское происхождение. Он ссылается на книгу Притчей 22:28: «Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои», имея в виду каменные столбы, которыми отмечали границы территорий. Далее он цитирует еврейский закон: «Да не свергнешь ты отметки земельные соседей твоих, с давних времён оставленных ими в наследие Тебе», подчёркивая, что эти вехи связаны с наследством. Марк Табберт считает, что действующие правила и положения, изложенные в ранних масонских ландмарках, происходят от уложений средневековых каменщиков.

Согласно общему регламенту, опубликованному Первой великой ложей Англии в 1723 году:

Каждая ежегодная ассамблея великой ложи обладает сама по себе властью и правом составлять новый регламент или изменять настоящий регламент, во неоспоримое благо сего древнего братства, при условии, чтобы во всякое время неукоснительно сохранялись древние ландмарки.

Но сами ландмарки никак не описывались. Первый шаг в этом направлении был сделан в «Законоведении вольного каменщичества» в 1856 году доктором Альбертом Макеем. Он сформулировал три необходимых характеристики:

1. незапамятной давности
2. универсальности
3. абсолютной «неизменности»

Он утверждал, что всего было 25 ландмарок, и что они неизменны. Однако у последующих авторов ландмарки сильно отличались от маккеевских, так как сами авторы имели о них своё представление. В 1863 году Джордж Оливер опубликовал «Масонские ценности», в которых он перечислил 40 ландмарок. В прошлом веке несколько американских Великих лож попытались изложить свои ландмарки, от Западной Вирджинии (7) и Нью-Джерси (10) до Невады (39) и Кентукки (54) .

Джозеф Форт Ньютон, в «Строителях» (The Builders), предлагает простое определение ландмарок, как:

Отцовство Бога, братство людей, моральный закон, золотое правило, и надежду на жизнь вечную.

Роско Паунд выделял шесть ландмарок:

1. Вера в Высшую Сущность
2. Вера в бессмертие души
3. «Книга священного закона», как неотъемлемая часть «убранства» ложи
4. Легенда третьего градуса
5. Тайны масонства: способы признания и символический ритуал ложи
6. Масоном может быть мужчина, свободный и совершеннолетний.

В 1950-х годах «Комиссия по информации по признанию конференции великих мастеров Северной Америки» поддержала три «древние ландмарки»:

1. Монотеизм — неизменная вера в Бога.
2. Книга Священного Закона — основная часть убранства ложи.
3. Запрет на обсуждение религии и политики в ложе.

Наиболее полный список масонских ландмарок, определяющих отличия масонства от любой другой организации посвятительного или иного рода, приведены видным масонским историком и правоведом Макеем в его учебнике «Основы масонского права».

Традиционно принято считать, что масонские ландмарки как базовые признаки масонской регулярности основаны на «Древних заповедях», взятых из первых масонских манускриптов, на «Конституциях Андерсона 1723 года» и «первом общем регламенте Джорджа Пейна 1720 года», составленных для «Первой великой ложи Англии». Однако существует также подтверждённое историческим опытом мнение, что масонские ландмарки представляют собой совокупность наработанных опытом практической масонской работы правил, которые для каждой масонской юрисдикции — относительны. Доказательством этого может служить то, что в каждой масонской юрисдикции список признаваемых ей масонских ландмарок — собственный.