Россия в жизни Наполеона Бонапарта сыграла особую роль. В молодости юный французский офицер, мечтая о большой карьере, намеревался отправиться на службу в Россию, но его честолюбие не удовлетворили предложенные ему стартовые условия. Потом уже в качестве императора Франции, покорившего всю Европу, он отправился в поход на Россию — поход, обернувшийся для него полным крахом.
Но между этими событиями произошло еще одно (точнее, два, но однотипные и практически одновременные, потому их можно объединить) – новоявленный французский император хотел породниться с императором российским, женившись на его сестре (сначала одной, затем другой). Но и тут у него ничего не вышло.
А потом, затаивший обиду на Александра I Наполеон пошел войной на Россию, совершив, по его же собственным словам, самую большую в политической карьере ошибку.
В августе 1787 года Россия затеяла очередную войну с Османской империей. На сей раз ее причиной стало стремление Османской империи восстановить контроль над Крымским ханством и Грузией, который она утратила в результате предыдущих войн. Султан рассчитывал, что в этот раз ему удастся взять реванш, тем более, что Османской империи обещали дипломатическую поддержку Англия, Франция и Пруссия. На стороне же России, в свою очередь, выступала Священная Римская империя, крупнейшими государственными образованиями которой в XVIII в. была Австрия и еще более полутора тысяч крошечных поместий, принадлежавших семьям имперских рыцарей.
Война обещала быть долгой и вялотекущей, поскольку как русские войска на границе были недостаточно многочисленными и подготовленными для наступательной операции, так и турецкая армия не отличалась хорошей подготовкой и вооружением. При этом, Россия не отказывалась от предыдущей стратегии на набор иностранных военных специалистов – офицеров из европейских армий. Эту традицию в русской армии заложил еще Пётр I, а успешно продолжила Екатерина II.
Она же и отправила в 1788 г. в Ливорно генерал-поручика Ивана Александровича Заборовского с поручением организовать очередной набор иностранных офицеров волонтерами для участия в русско-турецкой войне. Упор был сделан на офицеров из стран Южной Европы, поскольку здесь были давние традиции войны с Османской империей. Особенно хотели видеть на русской службе воинственных греческих, албанских и корсиканских добровольцев, известных своими воинскими навыками и доблестью.
Интерес к службе в далекой и для многих все еще загадочной России подогревался тем, что на русской службе неплохо платили, особенно настоящим специалистам. Немецкие, французские, испанские, английские офицеры сухопутных войск и флота в большом количестве начали приезжать в Российскую империю и поступать на государеву службу. Причем, надо отдать им должное, служили они честно и добросовестно на благо новой Родины. Стоит, я думаю, перечислить хотя бы некоторые, наиболее известные имена иностранцев-военачальников русской армии.
Еще в середине 1760-х годов на службу России поступил британский морской офицер, шотландец по происхождению Самуил Грейг. В британском королевском флоте он имел звание лейтенанта, однако в России быстро сделал неплохую карьеру и в 1764 году, в 29-летнем возрасте, получил звание капитана I ранга. В дальнейшем он получил адмиральское звание, дослужившись до должности командующего Балтийским флотом. В 1788 году, в год смерти Грейга, на русскую службу поступил другой шотландец – лейтенант британского флота Роберт Кроун, которому тоже было суждено дослужиться до адмиральского звания и стать одним из выдающихся русских флотоводцев. Еще одним выходцем из Шотландии был военный министр и главнокомандующий русской армии во время войны с Наполеоном (до назначения М.И. Кутузова) генерал-фельдмаршал Барклай-де-Толли.
Швейцарец Франц де Ливрон в молодости служил мичманом на австрийском флоте, а в 1788 году поступил на русскую службу и сделал неплохую карьеру на русском флоте, дослужившись до должности командира 2-й бригады ластовых экипажей Балтийского флота, получив звание генерал-майора (в то время его присваивали и офицерам военно-морского флота).
Этот список можно продолжать, и я ниже упомяну еще несколько имен знаменитых иностранцев на службе в русской армии. Пока же перейду к судьбе главного героя моего очерка.
Наполеон Буонапарте (так на корсиканский манер он называл себя до 1796 года) родился в 1769 году в городе Аяччо на острове Корсика, бывшей генуэзской колонии, а буквально за год до рождения Наполеона проданной французскому королю Людовику XV за 40 млн ливров. По происхождению он был чистокровным итальянцем, сыном помощника местного землевладельца и судебного заседателя.
Наполеон сначала в 1779-1784 гг. учился в кадетской школе в Бриен-ле-Шато, где учился в 1779-1784 гг., проявив большие математические способности. А затем, 28 сентября 1785 года Буонапарте досрочно окончил Парижскую военную школу, где как хороший математик специализировался по направлению артиллерии, и получил звание младшего лейтенанта.
3 ноября 1785 года, спустя месяц после окончания военной школы, младший лейтенант артиллерии Наполеон Буонапарте начал службу в артиллерийском полку де Ла Фер, дислоцировавшемся в Валансе, на юго-востоке Франции. Однако начало службы для молодого офицера было не очень удачным. В это время финансовые дела семьи на Корсике шли не очень хорошо. Еще 24 февраля 1785 года умер отец Наполеона Карло Буонапарте, а долг за правительственный грант, выделенный ему на создание питомника тутовых деревьев, повис на семье.
У Наполеона был старший брат Жозеф, но Наполеон оказался более активным и взял на себя обязанности главы семьи, ради этого попросив отпуск на службе и отправившись домой. Впоследствии он еще дважды продлевал отпуск. Естественно, что такое обстоятельство не способствовало успешной карьере, к тому же, у него не было высокопоставленных знакомых, которые бы помогли ему продвинуть карьеру.
Лишь в июне 1788 года, т.е. через два с половиной года, Наполеон Буонапарте возвращается на военную службу в полк, который к этому времени перевели в Осон, что на востоке Франции. Поскольку мать Наполеона Летиция Рамолино, ставшая вдовой, жила в бедности, молодой офицер был вынужден отправлять ей часть своего жалованья – и без того незначительного, что заставляло его буквально жить впроголодь. Бедность и кажущееся отсутствие перспектив и подтолкнули молодого и честолюбивого младшего лейтенанта французской артиллерии подать прошение о зачислении в русскую императорскую армию. Участие в русско-турецкой войне иностранным офицерам хорошо оплачивалось и Наполеон рассчитывал заработать достаточную сумму.
Но тут вмешалось непредвиденное обстоятельство. Незадолго до того, как младший лейтенант Бонапарт подал прошение в русскую армию, вышло распоряжение русского правительства о том, что иностранные офицеры, поступающие на службу в русскую императорскую армию, будут получать воинское звание на ступень ниже того, в котором служили на прежней службе. С этим молодой, но очень честолюбивый артиллерийский младший лейтенант смириться не мог. Еще чего – он, Буонапарте, да будет служить в звании ниже, чем он получил в самой Парижской военной школе? Амбициозный и целеустремленный, Наполеон добился личной аудиенции у генерал-поручика Ивана Заборовского, командующего экспедиционным корпусом, руководившего специальной комиссией по набору добровольцев.
Но эта встреча не принесла желаемого результата – Иван Заборовский не мог понять, почему он должен сделать исключение для какого-то юного и никому неизвестного артиллерийского младшего лейтенанта, который только недавно начал свою армейскую службу. Ладно бы это был заслуженный полковник или генерал, но лейтенант? Раздосадованный Бонапарт, не добившись своего, буквально выбежал из кабинета Заборовского, бросив на ходу: «Я пойду в прусскую армию. Король Пруссии даст мне капитана!».
Так закончилась попытка Наполеона Бонапарта стать русским офицером. Но и в прусскую армию Наполеон служить не отправился – скорее всего, эта фраза была брошена в сердцах, из желания уязвить русского генерала, не принявшего его на службу в должном звании.
Кстати, о полковнике!
Французскому полковнику Александру Ланжерону, в отличие от Буонапарте, повезло – его приняли в том же 1789 году на русскую службу в том же чине, и он сделал головокружительную карьеру, дослужившись до звания генерала от инфантерии и должностей генерал-губернатора Новороссии и Бессарабии, шефа Рижского пехотного полка. Впрочем, вполне вероятно, что здесь сыграло роль высокое звание француза: все-таки полковник – не младший лейтенант.
Но, с другой стороны, например, майора неаполитанской гвардии Хосе де Рибас абсолютно не смутило такое правило для иностранцев, и он в 1774 году был принят на русскую службу в звании капитана – с понижением на один чин. Впоследствии Хосе де Рибас участвовал в русско-турецких войнах, в 1787 году получил звание бригадира, а затем перешел на флот, где в 1793 году получил звание вице-адмирала. Хосе де Рибас – это тот самый легендарный Дерибас, основатель Одессы и Одесского порта.
Наполеон вернулся в свой артиллерийский полк, а вскоре произошло еще одно непредвиденное обстоятельство – случилась Великая Французская революция. Поначалу это никак не отразилось на карьере Наполеона, и он продолжал служить в звании младшего лейтенанта в артиллерийском полку. Лишь в июне 1791 года Наполеон Бонапарт был произведен в лейтенанты артиллерии. Таким образом, в звании младшего лейтенанта он прослужил целых шесть лет после окончания Парижской военной школы – не слишком хорошее начало карьеры для профессионального военного. Однако стремительные революционные события все же сыграли свою роль в дальнейшем карьерном росте артиллерийского офицера.
В августе 1791 года Наполеон снова отправился на Корсику, где вступил в Национальную гвардию, а поскольку кадровых офицеров на острове не хватало, артиллерийского лейтенанта сразу же избрали подполковником Национальной гвардии. Но когда Наполеон вернулся в мае 1792 года в Париж, военное министерство отказалось подтверждать ему столь стремительный скачок в званиях и произвело лейтенанта–«подполковника» в капитаны. А в октябре 1793 года капитан Бонапарт был произведен в майоры и назначен командиром батальона. Наконец, после блестящей операции по взятию Тулона, во время которой он командовал артиллерией, 24-летнего майора Бонапарта произвели в бригадные генералы. В двадцать шесть, в революционном Париже, пока другие офицеры раздумывали, этично ли «стрелять в своих», он, не колеблясь, применил пушки против сторонников короля. И стал дивизионным генералом.
Возможно, его решительности поспособствовало то, что он не был парижанином, даже французом, потому дерущиеся на столичных улицах были ему скорее чужды, чем близки.
Получилось так, что путь от младшего лейтенанта до лейтенанта Наполеон прошел за шесть лет, а путь от лейтенанта до генерала у него занял всего два года.
Возможно, спустя много лет, став сенатором Российской империи, генерал Заборовский в душе сожалел, что отказал тогда юному французскому младшему лейтенанту, и пошел не по духу, а по букве закона. Ведь тогда не только французская и российская история пошли бы совершенно другом пути, но и, в целом, вся мировая история – ведь отзвуки этого отказа ощутили на себе и в Африке, и в Азии, и в обеих Америках.
С другой стороны, возможно, русская армия, в лице Наполеона, лишилась великого военачальника.
Дальнейшая политическая карьера Наполеона всем очень хорошо известна, да и, в данном случае, она меня не интересует.
Теперь мне интереснее личная судьба французского императора, который, дабы закрепиться в умах современников как равный с другими монархами, собрался жениться на принцессах крови. Кроме того, чтобы построить во Франции наследственную монархию, ему нужна была супруга, способная родить ему наследника.
Подписывайтесь на канал, делайте ссылки на него для своих друзей и знакомых. Ставьте палец вверх, если материал вам понравился. Комментируйте. Спасибо за поддержку!