Плох тот солдат, который не хочет быть генералом. Плох тот писатель, который хотя бы изредка не задумывается о судьбе мира и не ищет способ ее исправить. Наш современник Айзек Алиев предпринял подобную попытку на страницах произведения «Последняя иллюзия». Увы, уже из названия видно, что все его притязания на спасение человечества обернулись прахом. Думаете, это спойлер? Отнюдь. Не короткий факт из финала тут имеет значение. Не ради него читают такие книги.
Писать психологические драмы после Достоевского — дело неблагодарное. Вероятно, понимая это, не многие рискуют, предпочитая сосредотачиваться на развлекательных жанрах. Айзек не побоялся сказать свое слово в этом непростом литературном направлении, однако, следуя веяниям эпохи, разбавил его толикой мистицизма, от которого мурашки бегут по коже, когда понимаешь, в чем суть и к чему все идет.
Главный герой предстает перед читателем успешным молодым мужчиной, уже давно живущим в Америке. И вот у него намечается очередной отпуск, во время которого он хочет посетить места своего детства. А оно прошло в далеком Баку. Казалось бы, что может пойти не так? Да все что угодно. Прежде всего ожидания по определению не совпадут с действительностью. Станет ли это причиной внутреннего конфликта? Нет, слишком просто. Надо копать глубже.
Герой Айзека попробует встретиться с друзьями, с которыми они вместе играли во дворах, когда были маленькими. Но его ждет шокирующее известие. Парни разлетелись по разным странам постсоветского пространства. Каждый принял участие в одном из конфликтов, в которые за последние десятилетия эти страны были втянуты. Ни один не вернулся домой живым.
Это знание переворачивает мир благополучного героя. Оно становится ластиком, который стирает его представления о реальности. Почему мир так жесток? Столь несправедлив? Откуда такое количество ненависти? Как уменьшить агрессию? Спасти жизни? Под воздействием этих и многих других вопросов личность начинает меняться. Трансформация осуществляется на глазах читателя. Конфликт вытащен на поверхность и погружает в целый ряд размышлений о смысле жизни и смерти, человеческих отношениях, политике и религии. Некоторые темы довольно дерзкие, рискованные. Не всякий писатель стал бы их поднимать. Многие бы побоялись. Но Айзек Алиев уже не испугался идти по стопам Достоевского, а значит, ему следует делать следующий шаг. Иного выбора нет.
На этом моменте жизненная драма наполняется мистицизмом. Это переход от размышлений к действию. Мужчина видит странные сны, в которых ему являются некие высшие сущности. Они предлагают решение всех проблем. Рассказывают, как добиться того, чтобы на Земле отныне и присно больше не было вооруженных столкновений, все жили в мире и гармонии. Для начала людям нужна одна общая Вера. И он тот, кто сумеет создать, по сути, нового Бога, одного на всех. Дело за малым — реализовать советы из снов.
История превращается в борьбу. Порой кажется, что борьба эта с ветряными мельницами. В какой-то момент читатель утрачивает связь с реальностью, погружаясь в метафизику, приправленную горькими специями политики и дурманящей философией. Но, как уже было сказано, начиная читать это произведение, прежде всего надо обращать внимание на название. В нем подсказка, ответ, основная суть истории. Памятуя об этом, удастся оставаться между фантазиями и реальностью, сохранять объективность, что бы ни происходило. Всего два слова, умело выбранные Айзеком Алиевым, чтобы презентовать свою книгу, объясняют, что кульминация вовсе не во сне, не в его реализации, а в осознании правды еще более жесткой и бескомпромиссной, нежели та, что уже открылась герою, когда он только начал свое путешествие.