Так кто же ? Сейчас разберёмся!
Обычно есть два сценариста: один придумывает синопсис истории и задания, а второй вычитывает его текст и комментирует загадки. Также в команду входят инженер, дизайнер, бутафор, звукорежиссер и несколько разнорабочих. При этом в индустрии работают люди с очень разным образованием: программисты, журналисты, физики и психологи.
Сценаристов квестов можно разделить на «гуманитариев» и «математиков». Первые при разработке сценария отталкиваются от сеттинга и придумывают к нему задачи. Вторые, наоборот, ищут классные задачи, а затем думают над тем, как их интегрировать в сценарий. Я в этом смысле «гуманитарий», ищу яркие предметы и механики в сеттинге и думаю, что можно с ними сделать.
Перед тем как начать работать над сценарием, я обычно смотрю фильм, читаю книгу или играю в игру, по мотивам которой заказчик хочет сделать квест. После этого я выписываю механики, антуражные предметы и культовые объекты, которые появляются в сеттинге. Затем начинаю думать, как использовать их в сценарии.
Сколько стоит сделать квест
На рынке квестов сложилось две бизнес-модели. Лучшие квесты в Москве открывают «задорого», рассчитывая на долгую окупаемость. Другие стараются открыться побыстрее и подешевле в надежде на то, что проект окупится еще до распространения негативных оценок в сети. Те, кто идет по второму пути, стараются искать готовые решения в интернете и ездят за игровым инвентарем в ближайший хозяйственный магазин. Те, кто идет по первому пути, заказывают хорошую бутафорию у профессиональных студий (индустрия за несколько лет уже создала целые компании по разработке игрового инвентаря).
Бюджет самых первых квестов в Москве составлял от 200 до 400 тысяч рублей со сроком окупаемости от нескольких месяцев до полугода. Загрузка тогда даже на самые простенькие квесты была очень высокая. Нередко квест отбивался несколько раз, пока его не закрывали. Сейчас ситуация сильно изменилась.
Количество игроков на рынке квестов выросло в десятки раз: в Москве сейчас более 650 квестов. А по неофициальным данным, общая аудитория квестов в Москве составляет 300–400 тысяч игроков. Поэтому локации загружаются уже не полностью и конкуренция очень высокая.
Открытие успешной площадки стало стоить дороже, чем раньше. Крупные компании ищут партнеров в регионах. Там по-прежнему можно построить недорогой и успешный квест. В столице на открытие качественного проекта придется потратить от полутора миллионов. По неофициальной информации, один из самых дорогих классических квестов в Москве — «Последняя загадка Леонардо». Есть оценки, по которым его создание обошлось разработчикам в более чем 10 млн рублей.
Как отличить хороший квест от плохого
Главный показатель — если ты получил яркие эмоции, значит, это квест хороший. Чтобы игроку понравилось, его нужно удивить хотя бы три раза за квест. Для нас, разработчиков, также важно наличие оригинального дизайна, интересного сценария, необычных инженерных решений — с умеренной степенью сложности.
У крупных компаний есть свои группы экспертов, которые тестируют. Это люди, за спиной которых сотни пройденных квестов. Новый проект открывается после того, как они вынесут свое решение. Потом создатели проверяют квест на знакомых, потом на незнакомых. Для хороших компаний принято прохождение 100 и более тестов перед официальным запуском. Важно, чтобы 30 игр подряд прошли без поломок.
Существует проклятие экспертов-тестировщиков: когда они приезжают на локации, все всегда идет не так. Локации затапливает, они сгорают, отказывает электрика. Но бывают необычные случаи и без экспертов. Я знаю историю, когда на тестирование квеста про Гарри Поттера молодой человек взял свою подругу. Они были увлечены друг другом больше, чем борьбой с Темным Лордом. И решили заняться любовью. Оператор пытался привлечь их внимание, но ничего не помогало. Тест квеста не удался.