Найти тему
Версия

Сложили крылья

Похоже, что из-за отсутствия оригинальных запчастей и возможности вылетать за границу на ремонт и техническое обслуживание самолеты, находящиеся в личном пользовании участников российского списка Forbes, все чаще превращаются в «недвижимость». Но содержание лайнера, который не летает, все равно стоит денег.

   Сложили крылья
Сложили крылья

Весной прошлого года европейские власти «закрыли небо» для российской авиации, введя полный запрет на транзит российских самолетов через свое воздушное пространство и их посадку в своих аэропортах. Кроме того, прекратились поставки оригинальных запчастей для ремонта лайнеров зарубежного производства. И если крупные пассажирские авиаперевозчики еще кое-как справляются с этой ситуацией, «паркуя» неисправные самолеты и добывая запчасти через третьи страны, то на вип-авиации такое положение дел сказывается самым печальным образом. Ведь если раньше бизнес-джеты российских бизнесменов из списка Forbes проходили техобслуживание и ремонт в Европе, где им уделялось внимание по высшему разряду, то теперь они лишились такой возможности.

И это куда тревожней, чем огорчительная невозможность слетать на выходные в Европу. Ведь в данном случае речь идет о личной безопасности владельцев крупного бизнеса, и значит, является вопросом первостепенной важности. Доводить дело до авиакатастрофы никто не хочет, и лайнеры вип-персон остаются припаркованными на земле до лучших времен.

Движимость и «недвижимость»

Сделать такое предположение позволяют данные ресурса Flightradar. Мы просмотрели историю полетов за последний год нескольких бортов частной авиации, номера которых связывают с влиятельными бизнесменами. И нашли активно летающим всего один – Pilatus PC12/47E. Этот одномоторный турбовинтовой самолет производства швейцарской компании «Пилатус Эйркрафт» c бортовым номером RA01578 может принадлежать бизнесмену из Екатеринбурга, владельцу ГК «ФОРЭС» Сергею Шмотьеву. Так, в апреле он совершил рейс из Екатеринбурга в Минск, в мае и июне – по одному рейсу в Ульяновск. Это небольшое воздушное судно стоимостью около 5 млн долларов, чаще всего используется для частных и корпоративных перелетов.

Куда печальней обстоят дела с большими и дорогими лайнерами, которые ранее, до введения секторальных и персональных санкций, являлись предметом особой гордости своих владельцев. Так, по данным Flightradar, за последний год не поднимались в небо:

Bombardier Global 7500 (Т7-7АА), приобретенный в 2021 году российским миллиардером, основателем телекоммуникационного оператора Yota Альбертом Авдоляном. Стоимость такого «крылатого дома» начинается от 75 млн долларов, производит их канадская компания «Бомбардье Аэроспейс».

Bombardier Global 6000 (M-YSSF), принадлежащий владельцу «Северстали» Алексею Мордашову. Впрочем, кажется, куда большей любовью олигарха пользуется его яхта «Норд», которую на Западе уже окрестили «олицетворением экспансионистского империализма».

аналогичный бизнес-джет Bombardier Global 6000 (MYVVF), принадлежность которого связывают с именем Виктора Вексельберга, хозяина группы «Ренова». У миллиардера довольно обширный круг интересов, и авиация – лишь один из аспектов его деятельности, а под западные санкции он попал еще в 2018 году.

нет сведений о полетах за последний год у Airbus-319-133 (M-KATE), хозяином которого называют бывшего пермского санитара, а ныне российского олигарха Дмитрия Рыболовлева. Впрочем, судя по тому, как косо смотрит на него западная Фемида, бизнесмену в последнее время может быть не до полетов.

Airbus A-319-115 (M-RBUS), числившийся некоторое время назад предположительно за миллиардером Михаилом Прохоровым, похоже, был и вовсе продан авиакомпании Люксембурга. Известно, что экс-кандидат в президенты России распродавал свои активы в России и выводил их за рубеж в течение довольно длительного времени. И получать паспорт Израиля обетованного в качестве репатрианта он прилетел уже регулярным рейсом.

В досанкционные времена парк бизнес-джетов в России насчитывал около 500 машин. В последние годы некоторые частные лайнеры были сняты с учета и, по-видимому, проданы в другие руки – скорее всего, за рубеж. А те, что не сменили владельцев, но сейчас не летают (прежде всего, надо полагать, из соображений безопасности владельца), становятся «пожирателями денег». Ведь, помимо стоимости самого воздушного судна, его владельцу приходится оплачивать место в ангаре для стоянки, текущее техническое обслуживание, зарплату экипажу, страховку и многое другое. Можно попытаться сэкономить, сдавая самолет в аренду под чартерные рейсы, но тут возникают другие расходы и хлопоты. В общем, нынешнюю ситуацию с частными лайнерами можно охарактеризовать, перефразировав старую пословицу: «не было у олигарха хлопот – купил олигарх самолет».