Показательное миролюбие проявил белорусский президент, когда без каких-либо условий согласился помиловать Софью Сапегу, которую суд приговорил к шести годам тюремного заключения за экстремистскую деятельность. Впрочем, о реальных договоренностях судить трудно, так как накануне с визитом в Минск прибыл глава Приморского края Олег Кожемяко. Сапега – российская гражданка и уроженка Приморья, а потому высокопоставленный чиновник сумел найти общий язык с белорусским лидером. По словам Кожемяко, Лукашенко проникся просьбами родных Сапеги и проявил «отеческие чувства», дал девушке шанс начать новую жизнь.
Принципиальный момент в том, что именно Лукашенко, как президент Белоруссии, дал свободу Сапеге своим решением. Пусть и по просьбе российской стороны, но все этапы правосудия были реализованы по белорусским законам, а не по российским. Тем самым Лукашенко показал, что это его личное решение, а не политический жест. Помиловав Сапегу, чья вина хоть и была полностью доказана, но фактически ничтожна, он послал сигнал прочим белорусским оппозиционерам. Власть готова помиловать тех, кто искреннее раскается в прошлых деяниях и захочет вернуться к спокойной жизни.
Софью Сапегу обвинили в экстремистской деятельности за тесное сотрудничество с Романом Протасевичем, который основал и руководил Telegram-каналом NEXTA. Это медиа-ресурс использовался для критики белорусских властей, пропаганды терроризма и поддержке протестных настроений в стране. Протасевич, как и Сапега, вину признал и впоследствии сотрудничал со спецслужбами Белоруссии. Оппозиционные силы пытались выставить девушку политзаключенным, однако быстро стало очевидно, что она просто связалась не с той компанией.
Российские правозащитники при поддержке правительства организовали кампанию по освобождению Сапеги. Она строилась на возможности передачи девушки в руки российского правосудия, которое мягче белорусского, и позволяет досрочное освобождение даже для обвиненных в экстремизме. Минск предложение не отклонил, но выставил ряд условий, главным из которых было продолжение отбывания наказания Сапеги в тюрьме. Пока продолжались переговоры, геополитическая ситуация в мире значительно изменилась, что и, вероятно, повлияло на решение Александра Лукашенко.