Виртуальное действие выставки «Свет и тени шахтерского сообщества юго-восточной Испании 19 века» разворачивается в Сьерре Альмагрера, как раз в месте, в котором мы обитаем. С околицы нашего села до сих пор видны остовы зданий шахт, высоченные трубы, а если подойти поближе к строениям, то там можно найти много интересного: старинные английские паровые машины, остатки фуникулеров, резервуары воды, давно безводные. О шлаковые камни с причудливыми разводами мы спотыкаемся на каждом шагу на прогулках. Когда-то здесь добывали серебро и свинец, а также золото, а само наше село Лос Лобос возникло как место для шахтёрской столовой, организованной братьями Лобос, которые не имели отношения к волкам(Lobo по-испански «волк», а значит, фамилию братьев можно перевести на русский язык как Волковы).
Про наши заброшенные, некогда бурно функционирующие шахты я рассказывала раньше, в постах, очерках и скоро некоторые их них выйдут в книге. На самом деле, шахтёрское дело здесь основал еще Ганнибал в местечке Вильярикос, куда мы часто ездим на пляж. Еще до рождения Иисуса Христа. В древних карфагенских копях добывали серебро, из которого чеканили монеты, дабы платить контрибуцию Риму и жалованье солдатам. Потом шахты оказались заброшены и только в первой половине 19 века начался подъем добычи серебра и металла, на самом, что ни на есть, современном для того времени уровне. Сначала в районе Пульпи(городок в двенадцати километрах от нас), затем во всех местах Сьерры де Альмагрера и особенно напротив Лос Лобос. Первым акционером и невероятного удачливым предпринимателем стал уроженец города Куэвас-дель-Альманзора, Мигель Солер Молина. Именно он зарегистрировал в долине горной реки Харосо самую первую шахту, в которой начали добывать серебро высочайшей пробы. Это случилось в 1839 году и шахту назвали в честь Пресвятой Девы Кармен. В этом же году еще одну шахту под названием «Наблюдатель» построил Рамон Ороско Герес. Эти двое стали пионерами шахтерского дела в крае. Вслед за двумя первыми шахтами, они начали расти как грибы после дождя и юго-восток Испании расцвел, как никогда ранее. Города отстраивались по-новому роскошными зданиями, создавались музеи, развивалось искусство. В маленьком городке Куэвас-дель-Альманзора была собрана богатая коллекция картин, скульптур и иных предметов искусства, печатались книги, сборники стихов, давались концерты, устраивались поэтические вечера. Невероятно, но факт: здесь работали поэты, которые писали стихи на диалекте куэвано, их издавали и хорошо знали в Мадриде. А ведь в Куэвасе всего лишь четырнадцать тысяч жителей сейчас и вряд ли полтора века назад было больше. Именно тому - злато-серебряному времени принадлежат архитектурные изыски зданий в стилях ар-декор и ар-нуво, мраморные лестницы и искусные фрески на потолках в парадных, редкие по красоте ажурные балконы, резные двери, витражные окна…Что-то поддерживается в порядке, но слишком многое ветшает и на это больно смотреть, как на увядающую до срока красавицу.
Чего только нет на выставке, посвященной всем сторонам жизни в шахтах и вокруг них! Выставка проходила в одной из церквей города Вера и зал был набит битком объектами и стеллажами. Начинается выставка с крупного макета шахты. Далее здесь можно увидеть личные вещи семей владельцев подземного царства, и каски и прочие атрибуты подземных рабочих. Дорогая фарфоровая посуда и фамильное серебро шахтовладельцев соседствует с алюминиевыми мисками и оловянными ложками шахтеров. Приборы горных инженеров и фотографии, а также документы ученых-исследователей. Платья, кружевные мантильи и аксессуары богатых дам и фотографии бедно одетых женщин-шахтёрок и детей. Ужасно, но в шахтах трудились и те и другие. Детей-шахтеров называли «мучачос». Они, в основном, толкали вагонетки с породой по узким проходам под землей. Они имели право весить не более сорока пятити килограммов, для чего была разработана специальная диета. Мучачос ели несколько раз в день, в основном, жидкую пищу, овощи и фрукты. Мясо допускалось в минимальных количествах, чтобы мальчишки, не дай Бог, не растолстели, потому что ходы под землей были узкими, рассчитанными на небольшую вагонетку.
Раньше я не понимала, как рабочие забирались на самую верхотуру, думала, поднимаются на осликах. Оказывается, дело обстояло по-другому. Их доставляли на работу поодиночке в креслах фуникулеров, на которых в наши дни ездят лыжники. Случались обрывы кабеля и люди разбивались насмерть, падая вниз… Местная пресса писала об этом честно, ничего не скрывая.
Работа в забое и на переработке горных пород была страшной, люди надрывали легкие и сердца, попадали в больницы. Их лечили; кто-то выздоравливал, а чаще рабочие умирали на больничных койках. Одну из них, уж не знаю, где ее откопали, можно было увидеть на выставке: очень старая, выкрашенная белой краской, проржавевшая местами, высокая железная кровать с матрасом и покрывалом, на которой разложены экспонаты: стетоскоп, аппарат для измерения давления с грушей, лекарства тех лет(стрептоцид, йод, какие-то порошки, хлористый кальций в пузатой поллитровой склянке).
Любопытный факт: в наших местах в то время существовала даже масонская ложа, в которую входили как мужчины, так и женщины. У них была своя униформа, знаки отличия и, разумеется, обряды. Собирались вольные каменщики в большом доме с ажурными окнами и я опознала строение – дом стоит целехонький до сих пор, хотя и необитаем и стекла с дверями выбиты, а в комнатах гуляет ветер в обнимку в призраками былого. Находится бывшее масонское пристанище у дороги, по которой мы проезжаем каждый раз по пути в Веру.
Один их стендов выставки посвящён Луису(Луи) Сирет( Сире), бельгийскому горному инженеру, ставшему альмерийцем до мозга костей. В наши края он приехал в 1881 году молодым специалистом, быстро поднялся до ведущего инженера шахты, обзавёлся семьей, перетащил из Бельгии брата, построил в соседней от нас деревне Лос Херериас большой дом с оранжереей и садом и отдельно - летний домик на берегу моря. Дом Луи Сире ветшает, поскольку необитаем вот уже полвека и непонятно, куда смотрят власти и почему не устраивают в нём музей. В связи с расширением гавани в Вильярикосе, дача инженера ушла под воду и я плаваю вокруг ее останков в бухте его имени…Под водой виден порог дома, а из воды выступают каменные стены, по которым лазят детишки… Луис Сирет постепенно сделался совладельцем одной из шахт, начал вкладывать деньги в археологические исследования и культуру края. Он много фотографировал, оставив богатое наследие в виде тысяч и тысяч чёрных-белых снимков, и мы однажды видели часть фоторабот на выставке, посвященной этой стороне его творчества. Удивительно поэтичные, живые снимки-слепки жизни вековой давности, на которых дрожат морские капли, стекающие с купальщиков, сахарно сияют на разрезе арбузы на рынке, шелестят жесткими шевелюрами пальмы, мерно двигаются понурые ослики по узким улочкам, чумазые шахтеры улыбаются, утерев пот на лице…Будто все схваченное объективом произошло вчера.
Пятьдесят, без малого лет, Луис Сирет и его брат Анри Сирет исследовали неолитический период Альмерии, энеолит и бронзовый век в Альмисараге, Эль Аргар, Эль Гарсел и Лос Мильярес. Их открытия стали прорывом в предыстории юго-востока Пиренейского полуострова и помогли установить последовательность от палеолита до железного века. Собранные братьями материалы выставлялись на Всемирной выставке Парижа в 1889 году и на Универсальной выставке Барселоны в 1929. В настоящее время экспонаты этих двух выставок находятся в Museo Arqueológico Provincial de Almería , в Museo arqueológico Nacional в Мадриде, в Musée du Cinquantenaire в Брюсселе и в нескольких других важных коллекциях, включая Британский музей в Лондоне и Музей Эшмола в Оксфорде.