Найти тему
СК «Атмосфера»

Роль тренера в жизни ребенка

Трудно переоценить роль тренера в жизни ребенка: с гордостью принося домой первые медали, будущая спортсменка не раз вспомнит первого тренера, который привел ее в мир художественной гимнастики. Даже отличное спортивное оборудование и свежий ремонт в школе или частном спортивном центре уходят на второй план по сравнению с человеком, который будет напрямую влиять на успехи и провалы, привьет или отобьет любовь к выбранному виду спорта.

Первый тренер занимает очень важное место в жизни ребенка.
Первый тренер занимает очень важное место в жизни ребенка.

Разберемся поподробнее: вот почему первый тренер в жизни ребенка так важен, чему он должен научить и какими качествами должен обладать.

Первый тренер в жизни ребенка: почему это важно

Тренер в жизни ребенка на самом деле занимает куда более значимое место, чем кажется: это не просто человек, с которым будущий спортсмен проводит много часов, учась отрабатывать элементы. Хотя нормально сменить несколько тренеров за карьеру, тот из них, с кем ребенок столкнется первым, сильно повлияет на отношение к спорту, соревнованиям, личным успехам и неудачам. Такой человек может как вдохновлять на новые свершения, так и навсегда отбить желание приходить на тренировки.

От первого тренера зависит, будет ли ребенок с радостью ходить на тренировки, или потеряет интерес и к ним, и к жизни спортшколы.
От первого тренера зависит, будет ли ребенок с радостью ходить на тренировки, или потеряет интерес и к ним, и к жизни спортшколы.

Для большинства детей тренер становится “значимым взрослым”: наравне с мамой, папой, дедушкой и бабушкой. Сами тренеры тоже часто привыкают к своим подопечным, как к собственным детям, поддерживают отношения с ними и с их семьями.

Представьте, что тренер, появившийся в жизни вашего ребенка, обладает не лучшими моральными ориентирами: не видит ничего такого в несправедливых оценках, разделяет группу на любимчиков и тех, к кому можно относиться свысока. Такой человек, даже если ребенку повезет, и он окажется в фаворитах, может плохо повлиять на формирование и становление личности будущего спортсмена. Именно поэтому важно присмотреться к тому, кто будет тренировать ребенка первым: пока он уязвим и верит тем, кто старше.

Чему должен научить тренер по художественной гимнастике

Не будем подробно останавливаться на конкретных спортивных элементах, приемах и техниках, которым должен учить тренер по художественной гимнастике: они в любом случае различаются в зависимости от методики, по которой работает преподаватель, данных ребенка и ряда других факторов.

Чему же тогда еще должен научить тренер?

  • Работать в команде. Индивидуальные выступления художественных гимнасток более популярны, поэтому может сложиться впечатление, что это индивидуальный спорт, но существуют и групповые упражнения, где работать нужно вместе с другими девочками из команды. Часто умению работать слаженно с другими нужно учиться. Хороший тренер по художественной гимнастике организует процесс так, чтобы ребенок научился не только конкретным движениям и элементам, но и умел взаимодействовать с другими спортсменками — так, чтобы в результате все получилось.
  • Соблюдать дисциплину. Спорт, кажется, целиком держится на умении преодолевать себя, заниматься, несмотря на провалы и отсутствие прогресса. Важно, чтобы тренер мог вовремя убедить ребенка не сдаваться, повторять, пока не получится. Если тренер не пользуется у детей авторитетом — это тревожный звоночек и повод поискать другое место для занятий.

Это лишь несколько примеров того, что тренер вкладывает в ребенка кроме спортивной программы. Личные качества хорошего тренера мы разберем дальше.

Чек-лист: как выглядит хороший тренер по художественной гимнастике

На что же обращать внимание при знакомстве с тренером?

Собрали для вас небольшой чек-лист: вот по каким пунктам стоит пройтись.

  • Уважительное отношение к подопечным. Хочется верить, что это база, которая должна быть у педагога по умолчанию, но недоброжелательные тренеры все еще встречаются. Прислушивайтесь к рассказам ребенка и после начала занятий.
  • Личная спортивная карьера. Если ребенок планирует переходить в большой спорт, важно, чтобы тренер знал, как в нем все устроено. Личный опыт соревнований помогает тренеру эффективнее готовить спортсмена, знать, что посоветовать и как поддержать. Да и ребенку проще довериться авторитету человека, который уже проходил через все, что только предстоит ему.
  • Образование. В то же время просто карьеры в художественной гимнастике недостаточно: важно, чтобы было и специальное образование. Оно позволяет действовать не по наитию, а по науке: будущие тренеры по художественной гимнастике учатся анатомии и физиологии, психологии, что позволяет им грамотно распределять нагрузку, умело управлять детским коллективом и находить подход к каждому.
  • Подопечные регулярно занимают призовые места и выигрывают соревнования. Даже если ребенок планирует заниматься “для себя”, важно, чтобы у тренера был опыт подготовки сильных спортсменок, способных выигрывать призовые места и отбираться на просмотры к тренерам из сборной. Это говорит о высоком качестве тренерской работы.
Важно, чтобы тренер умел готовить гимнасток к выступлениям: показателями этого служат победы учениц на соревнованиях.
Важно, чтобы тренер умел готовить гимнасток к выступлениям: показателями этого служат победы учениц на соревнованиях.

Итоги

Выбрать достойного первого тренера для ребенка важно, потому что он часто становится для него значимым, не последним в жизни человеком, который может как привить любовь к спорту, так и отбить ее. Тренер должен научить ребенка не только спортивным элементам и технике упражнений: важно, чтобы он был хорошим психологом, приучил к дисциплине, научить работе с другими гимнастками в команде.

Опыт у тренера личной спортивной карьеры в прошлом важен, если ребенок планирует перебираться в большой спорт. Но не менее значимо и профильное образование. Чемпионские награды — не гарантия, что бывший спортсмен будет хорошим тренером.