Автор, профессор физического изменения климата, директор Международного центра Пристли по климату Университета Лидса Пирс Форстер со ссылкой на отчеты ученых, опубликованных в издании The Conversation, сообщил о том, что в настоящее время все выбросы парниковых газов уже достигли рекордно высокого уровня.
Ежегодные выбросы при этом эквивалентны 54 миллиардам тонн углекислого газа.
– Деятельность человека привела к тому, что температура поверхности Земли повысилась на 1,14 ° C с конца 1800–х годов – и это потепление продолжает увеличиваться беспрецедентными темпами. Более чем на 0,2 ° C за десятилетие, – пояснил он.
Самые высокие температуры, зарегистрированные над сушей, повышаются в два раза быстрее. Они имеют наибольшее отношение к ощущению людьми рекордной жары или к возникновению лесных пожаров.
Эти изменения означают, что оставшийся углеродный баланс для 1,5 ° C – количество углекислого газа, которое мировое сообщество все еще может выбрасывать и с 50-процентной вероятностью удержать повышение температуры до 1,5 ° C – составляет сейчас всего около 250 миллиардов тонн.
– При нынешних уровнях выбросов это вопрос лет шести, – делает вывод автор. – В своем новом докладе, который я опубликовал совместно с 49 другими учеными со всего мира, я описал последние изменения выбросов, температур и потоков энергии в земной системе. В качестве действий в области защиты климата вижу только метод информирования по поводу того, как быстро должны снижаться выбросы для достижения международных температурных целей.
Далее автор рассказал о запуске нового проекта под названием Индикаторы глобального изменения климата.
В ней впервые объединены все необходимые компоненты для отслеживания вызванного человеком потепления год за годом.
– Мы отслеживаем выбросы как парниковых газов, так и твердых частиц, а также их влияние на потепление или похолодание, – пояснил профессор. – Так у нам становится проще определить их роль в изменении температуры поверхности. Мы пользуемся достаточно строгими методами, основанными на тех, что были установлены во всеобъемлющих оценках Межправительственной группы экспертов Организации Объединенных Наций по изменению климата (МГЭИК).
Правительства и их участники переговоров по климатической политике доверяют оценкам МГЭИК как надежному источнику информации.
– Но не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что они публикуются с разницей примерно в восемь лет, – уточнил преподаватель.
В быстро меняющемся мире, где политика может быстро меняться, остается информационный пробел: пока нет каких-то надежных показателей состояния окружающей среды, которые бы озвучивались на ежегодных переговорах ООН по климату.
Где взять реальную информацию о климате?
– В этом первом отчете мы собрали фактические данные обо всех выбросах парниковых газов и их изменениях во время пандемии, – уверяет автор. – Получается, что мы первыми свели в единый дайджест все данные для количественной оценки изменения температуры, вызванного деятельностью человека. Теперь уже можно сказать, что мир стал ближе к достижению долгосрочной цели поддержания температуры в пределах 1,5 ° C, установленной Парижским соглашением, и как быстро мы приближаемся к ней.
В этом первом отчете идет речь о том, как сильно все изменилось со времени последней всеобъемлющей оценки МГЭИК (шестой отчет об оценке, или AR6), в котором оценивались данные до 2019 года.
– Чтобы оценить, насколько наблюдаемые изменения температуры вызваны деятельностью человека, нам нужно было отследить, как эта деятельность изменяет потоки энергии в земной системе, – продолжает профессор. – Выбросы парниковых газов скапливаются в атмосфере, задерживая тепло, в то время как загрязняющие частицы, такие как сульфатные аэрозоли, образующиеся при сжигании угля, имеют тенденцию охлаждать Землю, отражая больше солнечного света.
В последние годы объемы выбросов парниковых газов сильно возросли, но уровень загрязнения снизился во всем мире. Обе эти тенденции усугубляют потепление климата.
– По нашим оценкам, это вызывает самые высокие за всю историю темпы глобального потепления – более 0,2 ° C за десятилетие, – приходит к выводу эксперт. – В последующие годы мы хотели бы привлечь более широкое научное сообщество и, в частности, сделать возможным отслеживание экстремальных климатических явлений, таких как аномальная жара, наводнения и лесные пожары, подобные тем, которые в настоящее время охватили Канаду.
Профессор вместе с коллегами намерен сделать это в этот первый год, отслеживая, насколько увеличились суточные максимальные температуры над сушей.
– Они растут в два раза быстрее, чем средняя температура, и уже на 1,74 ° C выше, чем в 1800-х годах, – уточнил он.
Он выразил надежду, что эти данные будут использованы основными пользователями информации МГЭИК, а именно – правительственными участниками переговоров по климату, чтобы они поняли масштаб необходимых действий.
– Мы также хотим, чтобы гораздо более широкая аудитория имела доступ к своевременным и заслуживающим доверия климатическим данным полностью прозрачным способом, где научные методы задокументированы для всеобщего сведения, поэтому мы создаем панель управления открытыми данными, к которой каждый может получить доступ для просмотра данных, – объяснил он. – Мы хотим заручиться доверием к нашему мероприятию и поэтому представляем данные, не пропагандируя конкретную политику. Мы придерживаемся мантры МГЭИК о том, что мы «релевантны политике», но не «предписываем политику». Мы хотим, чтобы данные говорили сами за себя, предоставляя директивным органам возможность понимать темпы изменения климата и необходимые действия. Что бы ни происходило, мировое сообщество климатологов будет наблюдать и сообщать.
Ранее LIVE24 сообщало о том, что климатические изменения стали причиной пожаров в Сибири.