Любой чиновник из Министерства образования, если его разбудить звонком в 3 часа ночи и что-нибудь сказать по поводу ЕГЭ, спросонья скажет в трубку, что централизованные тесты и стандартизированные экзамены проводят во всем мире. И в развитых странах, и неразвитых, и в больших и в маленьких, и в богатых и в бедных. Американские SAT и ACT, французский BAC, британский A Level, немецкий Abitur, китайский гаокао...
Да, это правда. Проводят их во многих странах. Но от страны сильно зависит, как именно их проводят. А ещё сильнее отличается то, как используют результаты. Когда у вас есть некий тест, очень распространенный, но не обязательный ни для школ, ни для вузов, - это одно. Когда все школы и все вузы маршируют под одну музыку, принимают к исполнению единые правила и практически не имеют права от них отклоняться, - это абсолютно другое. Когда премии учителей и финансирование вузов зависят от результатов внешнего экзамена, - впору задуматься, нет ли в этом отечественного ноу-хау.
В разговоре об аналогах, на которые ориентировались наши чиновники при введении ЕГЭ, почему-то чаще всего называют американскую систему. Но даже при поверхностном знакомстве с тем, как происходит в США набор студентов в вузы, кажется, что различия видны буквально во всем, а сходство если и есть, то очень поверхностное, - разве что в формулировках некоторых заданий.
Если говорить не о самом факте наличия внешнего теста/экзамена, а о том, как он проводится и как используется, то общего очень мало. Вместе с тем влияние системы тестов на общество, очевидно, зависит от ее статуса.
Прежде всего скажу, что я не страдаю (и не наслаждаюсь) убеждением, что США являются хорошим примером для подражания. Нет, скорее всего, они многое делают неразумно и плохо, - как, впрочем, и мы. А кроме того, на другой почве хорошо зарекомендовавшие себя идеи могут работать совершенно иначе. Или не работать вовсе.
Расшифруем обозначения:
SAT - Scholastic Assessment Test (приблизительно: школьный тест на оценку; аббревиатура давно стала именем собственным). Проводится с 1926 г. негосударственной некоммерческой организацией College Board.
ACT - American College Testing (банально: американское тестирование для колледжей). Проводится с 1959 г. В настоящее время - одноименной некоммерческой организацией, также негосударственной.
Из сказанного видно, что SAT/ACT - системы, во-первых, не единые, во-вторых, не государственные, в-третьих - это два набора тестов с вариантами ответа, а не письменные экзамены. В России еще не так давно (с начала 1990-х по 2009 г.) действовала система, которая по всем параметрам была к SAT/ACT куда ближе, чем ЕГЭ, хотя в последний период и регулировалась государством, - Централизованное Тестирование.
Посмотрим на карту и графики из англоязычной Википедии.
Красным цветом закрашены штаты, где более популярны тесты ACT, синим - где более популярны SAT. Немного напоминает соревнование между республиканцами и демократами на выборах. Видимо, цвета выбраны, чтобы подчеркнуть это сходство, хотя расхождений тоже немало.
Популярность обеих систем постепенно росла до 2020 года. Резкое падение объясняется ограничениями, принятыми во время пандемии COVID-19.
Теперь подробнее об отличиях от ЕГЭ.
- SAT и ACT - это две конкурирующие системы. Если SAT по каким-то причинам провалится при подготовке заданий или станет фигурантом скандала, вырастет авторитет ACT, и наоборот. Кроме того, на данный момент существует около 1900 университетов и колледжей, в которых SAT/ACT не является обязательным или не принимается вообще в качестве критерия. В их число входит, например, Калифорнийский университет (California State University). Следует сказать, что большинство учреждений вошли в этот перечень в 2020 г. из-за COVID-19, но и до пандемии их было около 850.
- Структура и задания SAT/ACT определяются частными организациями в сотрудничестве с университетами и колледжами. Крупный американский университет может выразить свое недовольство, и вполне возможно, что положения будут пересмотрены (прецеденты были). Гарвард в 2022-26 не будет требовать обязательной сдачи SAT/ACT. Калифорнийский университет (около 300 тыс. студентов) не рассматривает результаты тестов при приеме. Даже небольшой колледж может отказаться от SAT/ACT, если по каким-то причинам эти тесты не устраивают. Университеты и колледжи используют SAT и ACT в тех случаях, когда это им удобно и выгодно, а не по команде какого-то американского Обрнадзора.
- SAT/ACT сдают в школах, колледжах и университетах за определенную плату, не очень большую даже по нашим меркам, 50-100 долларов. Тесты проводятся несколько раз в году (обычно 7). Многие старшеклассники сдают оба теста.
- Как SAT, так и ACT - это один тест продолжительностью в 3-4 часа. SAT включает в себя английский язык (чтение, вопросы по грамматике и улучшению качества текста) и математику (часть теста допускает использование калькулятора, на остальные вопросы требуется ответить, вычисляя вручную). За каждый из двух разделов можно получить от 200 до 800 баллов, т.е. до 1600 в сумме. ACT содержит, кроме английского и математики, естественнонаучный раздел. Написание эссе предлагалось в качестве опции, в настоящее время от этого отказались. Общая сумма за тест - от 1 до 36 баллов.
- SAT/ACT - это тесты, состоящие из БОЛЬШОГО числа сравнительно простых, даже примитивных заданий, которые требуется выполнить за ограниченное время. В современном тесте SAT вопросов 154 (дается 3 часа в сумме, тест разбит на разделы, время выполнения каждого раздела ограничено). В ACT - еще больше, 215 ( 3:55, знакомая длительность, тоже с разбиением по разделам). Действительно, присутствует "угадайка", и в большом количестве. Если хотите, это почти стопроцентная "угадайка". Но согласно законам статистики при большом числе вопросов элемент случайности сводится к минимуму, а 1/4 правильных ответов, которую можно получить угадыванием, ничего не даёт. Тестируется в первую очередь способность отвечать на вопросы БЫСТРО при минимуме ошибок. Но сложность, количество вопросов и ограничение по времени подобраны таким образом, что максимальный балл не зарабатывает практически никто. Проверяет ли такой тест математические способности? Наверное, подход далеко не идеален, - а с другой стороны, в блиц и в серьезные шахматы хорошо играют примерно одни и те же люди. Ограничение по времени здесь очень важно, без него такие задания не имеет смысла давать. Сравните, например, с бестолковым базовым ЕГЭ по математике: на 21 вопрос отводится 3 часа.
- Существуют дополнительные тесты, результаты которых рассматривают наиболее престижные университеты. До 2021 проводился тест SAT II (SAT Subject) по 20 дисциплинам. Скажем, SAT Subject test по математике состоял из более сложных, но все равно практически устных задач (см. разбор на ютуб-канале Гарвард/Оксфорд). Вопросов опять-таки много, в среднем на каждый отводится около минуты. В 2021 г. эта подсистема SAT была упразднена. Но продолжают развиваться письменные экзамены Advanced Placement (проводятся с 1952) для профильных старших классов. Таких экзаменов существует в настоящее время 36. С примером заданий по началам анализа можно ознакомиться здесь. Интересно, что за эти экзамены, в отличие от основного теста SAT, выставляется оценка по 5-балльной шкале, и мелкие различия, таким образом, оценка не отражает.
- Наконец, самое главное: SAT/ACT (даже вместе с дополнительными разделами) не являются единственным критерием, по которому набирают студентов в университеты и колледжи. Учитывается взвешенное среднее баллов школьного аттестата (GPA), мотивационное письмо, индивидуальные достижения (спорт, творчество, олимпиады), рекомендательные письма (от учителей, директора школы, преподавателей вуза), иногда собеседование... Была возможна парадоксальная ситуация: американский университет интересуется школьными оценками абитуриента из России, но не баллом ЕГЭ, а российский - наоборот.
Не знаю, как вас, а меня охватывает оторопь. Это ведь невозможно учесть и перевести в единую числовую шкалу!
А как же объективность? Равные шансы? Борьба с проклятыми коррупционерами, засевшими в приемных комиссиях? Да никак. C коррупцией там всё хорошо просто по определению. Если не очень хорошо, как в скандале с массовой подделкой результатов SAT/ACT, то кого-то, возможно, посадят на несколько десятков лет, какие-то детали пересмотрят, но всю систему со 100-летними традициями ломать не станут.
Американский университет имеет право рассматривать заявки за закрытыми дверями и НИЧЕГО НЕ ОБЪЯСНЯТЬ ПО СУЩЕСТВУ. Вы просто получите либо письмо с уведомлением о том, что зачислены, - либо вежливый отказ: было много других достойных кандидатов, но когда-нибудь, в другой раз, если вы вновь к нам обратитесь, то всё возможно... С учетом того, что по умолчанию высшее образование в США платное, и весьма недешевое, в этом, наверное, нет ничего слишком удивительного.
Надеюсь, я убедил вас в том, что система поступления в вузы вероятного противника - очень запутанная, многоплановая, разнообразная, и в том, что она не сводится к обязательному для всех набору стандартизированных тестов. А если я в чем-то радикально неправ или забыл упомянуть что-то важное, то буду рад об этом узнать от вас.