Бюст Саввы Тимофеевича Морозова появился в подмосковном Орехово-Зуеве сравнительно недавно – 16 сентября 2017 года – в год столетнего юбилея города (получившего статус города, что знаменательно, в год революции!).
Он установлен на Октябрьской площади с правой стороны от здания городской администрации.
Интересно, что установлен он на пожертвования горожан.
А помогли организовать сбор народных средств Ольга Алексеевна Андреева,директор местной детской школы искусств им. Якова Флиера и Геннадий Александрович Каретников,в прошлом, режиссер народного театра.
Автором памятника-бюста является уже известный нам по памятнику-бюсту Ивану Зимину местный скульптор Андрей Анатольевич Матвеев.
Скульптор не теряет надежды , когда-нибудь реализовать свой замысел полноценного памятника Морозову.
Прочла интервью:
«По-прежнему остается мечта — памятник С.Т. Морозову во весь рост. Я долго искал пластическое решение его образа и теперь, когда нашел, хотел бы воплотить его в памятнике».
Пусть сбудется ✨!
А пока…
Бюст, на мой взгляд, вышел очень достойно.
Высота скульптуры около 4 метров. Материал – черный гранит.
А барельеф на постаменте запечатлел всё, за что жители города благодарны династии Морозовых, - силуэты фабричных корпусов , здание театра…
Через дорогу от памятника Морозову находится местность, которая до строительства фабрик именовалась пустошью Плёсы.
Здесь впоследствии Морозовы и построили свои первые фабрики.
В наши дни здесь обустроили классную прогулочную зону у набережной Клязьмы.
Сохранились несколько старых фабричных корпусов, причем, что очень здорово, с сохранением своих уникальных архитектурных особенностей –арочные окна,анкерные стяжки, своды Монье..
При Морозове в этих зданиях работала бумагопрядильная фабрика № 1 и находилась загадочная «Самомазка» (сокращённо от «сама мать всех казарм»- в советский период самая большая городская казарма, состоящая из четырёх соединённых между собой корпусов).
В этих помещениях с притягательной краснокирпичной кладкой сегодня расположены бизнес-центр и креативный кластер «Стачка»- экспозиции, посвящённые ткачеству, и ткацкие станки – настоящий фабричный и домашний.
А ещё здесь шикарный фуд-холл «Стачка»- корнеры в нем по достаточно доступным ценам предлагают блюда кухонь народов мира .
Савва Тимофеевич Морозов (1862-1905) -основатель Орехово-Зуево, потомственный почётный гражданин, промышленник, предприниматель, благотворитель и меценат, мануфактур-советник.
На открытии памятника присутствовала представительница рода Морозовых Марина Смольянинова.
Савва Тимофеевич, уроженец этих мест. Он происходил из старообрядческой купеческой семьи.
Родился 3 февраля 1862 года в селе Зуево, Богородского уезда Московской губернии, преобразованном в город Орехово-Зуево в год Октябрьской революции.
Его детские годы прошли в красивейшей бирюзовой Морозовской усадьбе, расположенной в Москве в Большом Трёхсвятительском переулке.
В 1887 году окончил физико-математический факультет Московского университета, а в 1885—1887 гг. изучал химию в Кембриджском университете , параллельно, находясь в Великобритании, знакомился там с передовой организацией текстильного дела на лучших фабриках Манчестера.
В 1886 году становится директором-распорядителем Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и Ко», крупнейшего в России предприятия.
Пользовался большим влиянием в предпринимательских кругах. Успевал очень много : возглавлял комитет Нижегородской ярмарки, являлся членом московского отделения Совета торговли и мануфактур, Общества для содействия улучшению и развитию мануфактурной промышленности.
Состоял Почётным членом Общества пособия нуждающимся студентам Московского университета.
Помогал Московскому художественному театру: регулярно вносил пожертвования на его строительство и развитие, заведовал его финансовой частью и строительством нового театрального здания в Камергерском переулке.
На своих фабриках Морозов ввёл оплату по беременности женщинам-работницам. Морозовские рабочие были грамотными, в отличие от работников большинства российских предприятий в Российской империи.
Подростки поступали работать на фабрику в случае окончания курса народного училища,а предельно допустимый возраст приёма на работу на фабрике Морозова составлял 45 лет.
Увольняли только за серьёзные нарушения (к таким, по статистике, относили воровство на производстве и венерические заболевания).
Морозов всегда лично следил за кадровым составом на своей фабрике. Внимательно просматривал списки принятых и уволенных рабочих.
Как-то он обнаружил увольнение рабочих, прослуживших на производстве 19 лет, провел проверку и наказал директора за превышение полномочий. Подобный управленческий подход обеспечивал устойчивый мир на фабрике.
В «социальном городке Морозовых» , сегодня именуемом Воронцовско-Пролетарским районом, можно увидеть инфраструктуру, созданную Морозовым в конце 19- начале 20 веков: больница, храм, богадельня, театр, парк народного гуляния господ Морозовых (сейчас – «парк первого мая») .
Для меня стало откровением финансирование Морозовым газеты «Искра», и то, что в 1905 году он прятал от полиции лидеров большевиков Н. Э. Баумана.
Являлся он и учредителем легальных большевистских газет «Борьба» и «Новая жизнь».
В своем особняке на Спиридоновке давал площадку для проведения полулегальных заседаний земцев-конституционалистов, связан он был и с революционным движением.
Дружил с писателем Максимом Горьким.
Скончался Морозов в Каннах, куда уехал с женой по рекомендации врачей лечиться от неравного расстройства, 13 мая 1905 года при невыясненных обстоятельствах: был найден в своем гостиничном номере с простреленной грудью.
По воспоминаниям Горького, Савва Тимофеевич говорил ему, что в его смерти заинтересованы черносотенцы.
Похоронен на старообрядческом Рогожском кладбище в Москве, где каким-то чудом фамильный склеп Морозовых уцелел..
Цикл о меценатах и памятниках им можно прочитать здесь :
Спасибо , что читаете , я пишу для вас.