Найти в Дзене
Русская Правда

Обращение киевских монархистов к Св. Синоду.

«С глубокой древности от времен ​Святого​ и Великого Князя Владимира, озарившего землю русскую светом Христова Учения, Русское Государство тесно слилось с Православною Церковью. Государство, по указаниям Церкви, устраивало внутреннюю жизнь и под покровом Церкви ограждало себя от внутренних и внешних врагов.

В Святой Руси Государство и Церковь идут вместе, дружно, рука об руку. Что дорого Церкви, то дорого Государству, и обратно. Друзья Церкви – друзья и Государства, враги Церкви – враги и Государства. Великие люди Православной Церкви, начиная с княжеского периода, когда подвижники ​Киево​-​Печерской​ Лавры приходили в ​княжеские​ палаты для руководства Князьями в государственном деле, переходя через московский период, в котором великие ​Московские​ Святители являлись первыми советниками князей и Государей в деле государственного строительства и охраны Отечества от врагов и до отдельных высоких лиц недавнего прошлого, всегда считали своим пастырским долгом указывать и правителям, и народу тот путь, по которому, с точки зрения православного сознания, должна идти государственная и общественная жизнь на обоюдное ​благо​ Государства и Церкви, и выяснять пагубность противоположного пути.

Враги Русского Государства хорошо знают, что уничижение его возможно только при уничтожении Православной Церкви, ибо обе ​​эти​​ силы составляют одну Святую Русь. Хорошо знают это и ​современные​ враги Русского Государства: в подпольных революционных брошюрах подробно развивается мысль о том, что на пути революционного похода на Государство прежде всего стоит Церковь.

Современное революционное движение совершенно открыто идет против Русского Государства и одновременно против Православной Церкви. Война против Государства ведется при помощи печати, стремящейся подорвать всякое уважение к власти вообще и особенно к Самодержавной Царской Власти, и при помощи убийств верных Царских слуг.

Война против Церкви ведется ​теми​ же средствами. Революционная печать не упускает ни малейшего повода, чтобы подрывать в народе уважение к Церкви, к ​её​ великим идеалам и к светлым представителям ​её​: она вышучивает Молитву ​Господню​, акафисты, ​церковные​ праздники, издевается над глубоко чтимым всей православной Россией отцом Иоанном Кронштадтским и т. д., и т. д. В тоже время война против Церкви ведется при помощи физических ​насилий​ и убийств. В храмах революционеры поднимают дикий крик или разливают вонючие жидкости, изгоняя таким образом молящихся. Над священными предметами кощунствуют. В ​православные​ процессии стреляют. Епископам, архимандритам, иеромонахам, священникам, неугодным Революции: угрожают, оскорбляют их, как это было, между прочим, на днях с ​​Еписк​​. [Холмским] ​​Евлогием​​ (Георгиевским) в одном из петербургских храмов, стреляют в них и убивают, как, например, настоятеля Алупкинской церкви. В пылу страстного горделивого увлечения победой, 18 ​​окт​​. 1905 года, революционеры еvреи в Киеве не утерпели, чтобы не ​​поглумиться​​ над русским народом и откровенно заявляли: «мы дали вам Бога, дали свободу, дадим и еvрейского царя. Скоро ваш Софийский собор станет нашей синагогой!». – Враги Русского Государства хорошо знают Святую Русь и знают, что овладеть Государством можно не иначе, как уничтожив ​православные​ святыни.

В ужасе пред настоящим и еще более пред будущим, ​русские​ люди неотступно взывают к светскому Правительству, как представителю Государства, о проявлении сильной власти, которая одна может быть понятна людям, утратившим Бога и совесть и с варварским равнодушием стремящимся к разрушению ​чудного​ многовекового здания, именуемого Святой Русью.

В настоящей записке ​православные​ ​русские​ люди обращаются к Свят. ​Синоду​, как представителю Православной Церкви, глубоко сознавая ту историческую истину, что враги Святой Руси должны встречать самый твердый отпор не только от представителей Русского Государства, но и ... от представителей Православной Церкви.

После начала великой Смуты, в особенности же вслед за Высочайшим Манифестом 17 октября [1905 г.] и вопреки его основной мысли, ​православные​ люди с трепетной надеждой ожидали, что Святейший ​синод​ с 40-тысячным духовенством – ​эти​ ​исторические​ наставники народа не только в ​благоустроении​ чисто духовной жизни, но в необходимом для последней ​благоустроении​ земной жизни, умственно далеко возвышающиеся над народом и потому скорее ​способные​ понять смысл мятежных событий, точно и ясно укажут сбитому с толку народу, кто враги Церкви, Царя и Родины.

Но этим надеждам не суждено было осуществиться... Отношение Свят. ​Синода​ к русскому революционному Движению выясняется следующими опубликованными Постановлениями его. К середине ​​окт​​. 1905 года революционное движение захватило Москву: забастовали ​железные​ дороги, фабрики, заводы, школы; подвоз необходимых жизненных продуктов прекратился, хлеб вздорожал, бедный люд подвергся голоданию; тысячи младенцев и больных лишились молока; с каждым часом ожидалось прекращение доставки воды водопроводом. Среди таких тяжелых событий, по распоряжению Московского митр. Владимира (Богоявленского), в московских храмах [в ​​воскр​​.] 16 ​​окт​​. было сказано поучение, в котором раскрывалась непонятная еще для народа причина обступивших его зол. В нем говорилось, что забастовки, ​​причиняющие​​ столь ​тяжелые​ последствия устраиваются «социал-демократами-революционерами, давно отрекшимися от Бога в делах своих», от этих смутьянов-подстрекателей нужно отвернуться, как от «гадин ядовитых». Поучение оканчивалось призывом помолиться Божией Матери, ​некогда​ освободившей Москву своей иконой Казанской от нашествия поляков, «о несчастных братьях, смутою увлеченных на погибельный путь».

Совершенно понятно, что ​изобличенные​ социал-демократы-революционеры, «давно отрекшиеся от Бога в делах своих» постарались устроить беспорядки в некоторых храмах столицы. Тотчас радикальствующие ​московские​ адвокаты постановили привлечь митр. Владимира к церковному и светскому суду, как виновника расправы «Черной Сотни» с крамольниками. Полетели доносы в ​Синод​. Профессора-освободители Московской духовной Академии и ​московские​ священники-освободители гласно выразили порицание своему архипастырю. За что? – За то, что он первый осмелился пойти против «освободителей», то ​есть​ революционеров. Конечно, эта мысль для публики была прикрыта излюбленными фразами: «человеконенавистничество», «натравливание одной части населения на другую».

Свят. ​Синод​, 22 октября 1905 года спешно, без обсуждения дела в общем собрании, при отбирании подписей членов по домам, постановил свое определение. Святейший ​Синод​ усмотрел в поучении «призыв населения к самозащите в области политических убеждений», что и послужило «причиною междоусобного раздора среди населения». По этому поводу духовенство приглашается поучать население «действовать в духе христианского всенародного братолюбия». После такого определения, совершенно согласного с мнением московских адвокатов – еvреев и еvрействующих, Святитель первопрестольной столицы, к крайнему изумлению православных людей, стоял на пороге удаления с московской кафедры.

В приведенном определении Свят. ​Синода​ нет ни единого слова объяснения священникам того, что происходит на Святой Руси, какие враги ополчаются на ​нее​. Наоборот, об этих врагах – революционерах отселе пастырям запрещается говорить. Их деяния, как бы злы и жестоки ​они​ ни были, отныне не подлежат обсуждению. Свят. ​Синод​ словно берет революционеров под свою защиту... Далее, в «послании Свят. ​Синода​ по поводу происходящих в России смут и ​​нестроений​​», от 28 ​​окт​​. 1905 года, порицаются лишь те, ​которые​ «думают мятежом и насилием сослужить верную службу своему Государю», и говорится о необходимости любви не только к братьям христианам, но и «к людям, чуждым святой ​веры​ нашей».

Совершенно очевидно, что ​​эти​​ увещания вызваны происшедшими в то время во многих местах еvрейскими погромами. Между ​тем​, в тоже самое время совершились события неизмеримо большего значения, ​​грозившие​​ гибелью не только кучке пришлых насильников государства, но всему государству, всей святой Руси: не было города и местечка, где бы в той или другой степени не оскорблялось самое дорогое чувство русского человека – его глубокое верноподданническое уважение к Государю Императору, ​Помазаннику​ Божию, венчанному на Царство самими же членами Свят. ​Синода​.

Сотни портретов священной особы Государя Русского были изорваны в клочья. ​Шумные​ процессии по улицам пели не молитвы Святой Православной Церкви и не ​русские​ ​народные​ гимны, а ​пошлые​ песни глумления над государством, русским народом, русской историей. Не с священными хоругвями, не под русскими знаменами шли ​​эти​​ сборища, а с красными тряпками – ​символами​ борьбы с Царем и русской историей, на которых крупными буквами было написано: «долой Царя». И этот ужас несчастный русский народ, впервые в своей многовековой истории, пережил один, без своего духовенства, ибо Святейший ​Синод​ в своем послании ни единым словом не выразил ​православно​-церковного сознания об этих людях и этих деяниях. Он уклонился от разъяснений народу того, что означают ​красные​ флаги, ​революционные​ песни, уничтожение изображений Царя, самим им венчанного на Царство, показав ​тем​ и всему 40-тысячному православному духовенству, что о таких вещах, очевидно, ничтожных, не стоит говорить в виду других великих событий, каковыми являются ​Еvрейские​ погромы. А между ​тем​, очень многое было непонятно народу, совершенно неподготовленному к событиям, не знавшему, что такое революция, что такое революционеры, что означают ​красные​ флаги и ​новые​, дотоле не​слыханные​ ими, ​революционные​ песни.

Свят. ​Синод​ в своем Послании, указывая на безнравственность еvрейских погромов, вызванных издевательством революционеров и в том числе особенно еvреев, не счел нужным оценить с той же точки зрения самих революционеров, хотя бы для того, чтобы предохранить вверенный Богом водительству пастырей темный русский народ от поступления в сообщества людей, по меткому выражению святителя московского, «давно отрекшихся от Бога в делах своих».

Оба ​указанные​ Акта Свят. ​Синода​, ​замалчивающие​ одну из наиболее важных сторон современных событий и ​выдвигающие​ лишь другую сторону, неизмеримо ничтожную, будучи как бы исполнены любви Христианской, в тоже время отличаются жестокостью к русским людям, совершенно умалчивая об их тяжелом ​горе​ и оставляя в полном ​неведении​ миллионы людей о действительном положении дела. Оба ​эти​ акта, можно сказать, проникнуты космополитизмом, при совершенном пренебрежении национальной идеей.

Созерцая великую трагедию религиозно-национальной борьбы, начатой революционерами-космополитами, Свят. ​Синод​, как бы считая поход революционеров вполне естественным, заботится лишь о том, чтобы внушением «всенародного братолюбия» и любви «к людям чуждым святой ​веры​ нашей», устранить ​взаимные​ столкновения среди населения, как бы забывая о том, что революционеры, деятельность которых осталась без оценки со стороны свят. ​Синода​, ​тем​ самым получили могущественную поддержку со стороны этого высокого Церковного учреждения для распространения и осуществления на деле их разрушительных лжеучений.

Принятая Свят. ​Синодом​ с ​самого​ начала смуты точка зрения, тождественная со взглядами тогдашнего министерства под председательством графа ​​Витте​​ – молчать о революционерах и порицать, и бороться лишь с противниками их – не замедлила сказаться на всём пространстве нашей великой Империи. В № 47 от 19 ноября 1905 года «Церковных Ведомостей» (органа Свят. ​Синода​), приводится целый ряд поучений епископов различных городов, темой которых служат исключительно ​еvрейские​ погромы и нет ни единого слова о том, кто такие революционеры и что ​они​ замышляют сделать с русским Государством, с Царем и русским народом. Этими поучениями Святейший ​Синод​ дал 40 тысячам священникам образец того, что ​они​ должны и чего не должны говорить народу… И многотысячное духовенство в массе своей молчало о революционерах: огромное большинство потому, что само не понимало, что происходит на Святой Руси; более же чуткое меньшинство, за редкими исключениями, устрашенное указами Свят. ​Синода​, боялось разъяснять народу значения революции и ​её​ вдохновителей и борцов. Но рядом с этими существовало еще и такое революционное меньшинство духовенства, которое нагло призывало народ вступить в ряды революционеров.

Общий же вывод из всех четырех таков, что отношение духовенства к революционерам должно быть – бездействие. Прибавим к этому указание на настойчиво проводившуюся духовными журналами, также как и революционной светской печатью мысль о том, что духовенство должно стоять «вне партий».