Ниже предположение, мое субъективное мнение .
Я могу ошибаться.
ПодВИЖник подВИЗается подВИГом. Высветляем единый корень, в котором Ж- З- Г, как, к примеру, в словах друГ- друЗья- друЖный , БоГ- БоЖе, БоЗи( устар) и др. , взаимно переходят , не меняя смысла.
Отыщем смысл, т.е. действие( глагол) в корне виж, виз, виг.
Очевидно, что всем этим словам дала жизнь исходная основа Вяз ( как связывание с чем или кем- либо)
Именно от вяз (подвязаться) пошли слова подвижник и подвиг.
Вопрос- о какой связи идет речь?
Выражение
" Подвизаться за веру" имеет смыслом связь объединяющихся в единой вере.
Теперь разберемся с фразой " .. За веру"
Хорошо известно, что традиционной формой жизнестроя русских поселений была Вервь - объединение людей не на принципах кровного родства, а на принципах соседства, территориальной близости.
Этим русская территориальная община отличается от прочих кровно- родственных.
Благодаря исследованиям выдающегося ученого, историка А. В. Пыжикова хорошо известен самый центральный, значимый обряд такой общины- плетение верви( веревки).
В действе принимают участие все члены общины по достижении семилетнего возраста.
Важность указанного обряда можно предположить уже исходя из того обстоятельства, что именно он лежит в основе самого названия общины- Вервь.
Итак: вервь, вервие, вервица - есть веревка.
Вспомним "подвизаться за веру" .
" Одним миром мазаны, одной веревкой вязаны".
Вера , вервь, веревка, вира, вар, верх - разве не одного корня эти слова?
Вар- кипяток (В. Даль)
Варяти- оберегать, сохранять, предостерегать, защищать (В. Даль)
Вира, якобы от итал. поворачивать , вертеть, но главного нет в этих словах - направления, вектора.
А если рассматривать с позиции однокоренных слов верх и веревка, поскольку в этом действе без веревки не обойтись, то вопросов не возникает.
А вот по итал. Веревка - corda. Vira и corda против Верх и вервие.
Так почему же этимологи узрели в вира итальянский корень?
Вира - это еще и плата, взимаемая с общины за убийство на ее территории, в том случае, если убийца не найден.
Плата в пользу князя.
Ну так в этом случае вира это откуп, чтобы подняться( направление вверх) от тяжкого обвинения, зачастую незаслуженного.
Представим себя на месте тех людей, которые когда- то все делали впервые.
Невозможно не заметить, что и вар (накипь) и пар (как продукт кипения) устремляется непременно вверх.
А как человек, готовящий пищу, должен сберечь этот вар (кипяток в котле)?
Не постоянным ли вниманием и бдительностью, контролем ?
В противном случае весь вар уйдет вверх и котел останется пуст.
Испарится как мы скажем теперь.
Вар- Вира- Верх.
Если понаблюдать за паром, выходящим из кипящего котла, то он буквально вьется веревками, поднимаясь вверх, покидая пределы посуды.
Именно сам этот процесс и лежал в основе словообразования приведенных выше понятий.
Поскольку люди воспринимали время не линейно, но циклично (спираль), то и жизнь протекала между небом и землей, а чтобы подняться нужна помощь- веревка ( веремя , в их представлении).
Здесь прослеживается аналогия с водой.
Вода , как известно - жизнь.
Вода живет, совершая круговорот между небом и землей.
Испаряясь под действием солнца или огня, она поднимается вверх ( вира) уходит в небо (к Богу, к Солнцу), накапливается в атмосфере и проливается на землю вновь, совершая круг, цикл.
Выйти за пределы чаши , реки вода может только изменив свое состояние, став паром (Духом в представлении предков).
Человек может подвизаться за веру ( вервие, вервь ) только в Духе, объединившись со всеми, кто живет рядом . Чтобы подняться к Богу, нужно перейти в состояние не телесного, но духовного.
Слова обязанность, обязательство утратили с веками букву В и теперь мы даже не догадываемся, что первоначально было- обВязанность, обВязательство.
Вновь корень Вяз- связь с обстоятельствами, ответственность за что- либо, кого- либо.
В дораскольном православии обязательным атрибутом верующего человека была лествица( вервица).
Изначально лествица- это веревка, с завязанными узлами, для подсчета молитв, при общении с Высшими силами.
Снова символ веревки- шнура, как подспорья для вознесения Духом к Отцу небесному.
Интересно, что в Индии Варны- это четыре основные сословия древнего общества.
Известно также, благодаря нашим славным ученым исследователям, настоящим, не грантовым, что именно в Индию в свое время пришли белые люди с Севера Руси, принесшие и сохранившие знания, веды.
Известен в Индии обряд инициации, связанный с получением священного шнура, в ходе которого молодой человек из трех высших варн формально посвящается в веды.
Интересна возрастная аналогия принимающих в обряде участие мальчиков - это семилетний рубеж, как и в обряде плетения веревки.
Пояс священника в православном храме представлял собой, в отличие от современного, шнур, веревку.
Ходить распоясанным- значит предаться бесу.
" Подпоясанного человека бес боится"
Пояс, шнур, вервь- связь с силой, противоположной бесу.
До сих пор мы неосознанно говорим - распоясался, оторвался, развязный , с кем связался, подразумевая недостойное поведение. В древлеправославии крест( непременно на веревочку, а не цепочку, как теперь принято) и нательный поясок надевали при крещении и не снимали всю жизнь.
А сам пояс , как предмет одежды народов всего мира почитается, как нечто особенно важное в костюме.
Эти традиции опоясывания можно встретить и в Японии, и в Китае , и в Индии.
Единые традиции , единый язык....
За научным и единственно верным толкованием слов нужно обращаться к словарям.
" И Слово было Бог"
И Богом оно остается.