Найти тему
Марина

Что стоит за подвигом?

Ниже предположение, мое субъективное мнение .

Я могу ошибаться.

ПодВИЖник подВИЗается подВИГом. Высветляем единый корень, в котором Ж- З- Г, как, к примеру, в словах друГ- друЗья- друЖный , БоГ- БоЖе, БоЗи( устар) и др. , взаимно переходят , не меняя смысла.

Отыщем смысл, т.е. действие( глагол) в корне виж, виз, виг.

Очевидно, что всем этим словам дала жизнь исходная основа Вяз ( как связывание с чем или кем- либо)

Именно от вяз (подвязаться) пошли слова подвижник и подвиг.

Вопрос- о какой связи идет речь?

Выражение

" Подвизаться за веру" имеет смыслом связь объединяющихся в единой вере.

Теперь разберемся с фразой " .. За веру" 

Хорошо известно, что традиционной формой жизнестроя русских поселений была Вервь - объединение людей не на принципах кровного родства, а на принципах соседства, территориальной близости.

Этим русская территориальная община отличается от прочих кровно- родственных.

Благодаря исследованиям выдающегося ученого, историка А. В. Пыжикова хорошо известен самый центральный, значимый обряд такой общины- плетение верви( веревки).

В действе принимают участие все члены общины по достижении семилетнего возраста.

Важность указанного обряда можно предположить уже исходя из того обстоятельства, что именно он лежит в основе самого названия общины- Вервь.

Итак: вервь, вервие, вервица - есть веревка.

Вспомним "подвизаться за веру" .

" Одним миром мазаны, одной веревкой вязаны".

Вера , вервь, веревка, вира, вар, верх - разве не одного корня эти слова?

Вар- кипяток (В. Даль)

Варяти- оберегать, сохранять, предостерегать, защищать (В. Даль)

Вира, якобы от итал. поворачивать , вертеть, но главного нет в этих словах - направления, вектора.

А если рассматривать с позиции однокоренных слов верх и веревка, поскольку в этом действе без веревки не обойтись, то вопросов не возникает.

А вот по итал. Веревка - corda. Vira и corda против  Верх и вервие.

Так почему же этимологи узрели в вира итальянский корень?

Вира - это еще и плата, взимаемая с общины за убийство на ее территории, в том случае, если убийца не найден.

Плата в пользу князя.

Ну так в этом случае вира это откуп, чтобы подняться( направление вверх) от тяжкого обвинения, зачастую незаслуженного.

Представим себя на месте тех людей, которые когда- то все делали впервые.

Невозможно не заметить, что и вар (накипь) и пар (как продукт кипения) устремляется непременно вверх.

А как человек, готовящий пищу, должен сберечь этот вар (кипяток в котле)?

Не постоянным ли вниманием и бдительностью, контролем ?

В противном случае весь вар уйдет вверх и котел останется пуст.

Испарится как мы скажем теперь.

Вар- Вира- Верх.

Если понаблюдать за паром, выходящим из кипящего котла, то он буквально вьется веревками, поднимаясь вверх, покидая пределы посуды.

Именно сам этот процесс и лежал в основе словообразования приведенных выше понятий.

Поскольку люди воспринимали время не линейно, но циклично (спираль), то и жизнь протекала между небом и землей, а чтобы подняться нужна помощь- веревка ( веремя , в их представлении).

Здесь прослеживается аналогия с водой.

Вода , как известно - жизнь.

Вода живет, совершая круговорот между небом и землей.

Испаряясь под действием солнца или огня, она поднимается вверх ( вира) уходит в небо (к Богу, к Солнцу), накапливается в атмосфере и проливается на землю вновь, совершая круг, цикл.

Выйти за пределы чаши , реки вода может только изменив свое состояние, став паром (Духом в представлении предков).

Человек может подвизаться за веру ( вервие, вервь ) только в Духе, объединившись со всеми, кто живет рядом . Чтобы подняться к Богу, нужно перейти в состояние не телесного, но духовного.

Слова обязанность, обязательство утратили с веками букву В и теперь мы даже не догадываемся, что первоначально было- обВязанность, обВязательство.

Вновь корень Вяз- связь с обстоятельствами, ответственность за что- либо, кого- либо.

В дораскольном православии обязательным атрибутом верующего человека была лествица( вервица).

Изначально лествица- это веревка, с завязанными узлами, для подсчета молитв, при общении с Высшими силами.

Снова символ веревки- шнура, как подспорья для вознесения Духом к Отцу небесному.

Интересно, что в Индии Варны- это четыре основные сословия древнего общества.

Известно также, благодаря нашим славным ученым исследователям, настоящим, не грантовым, что именно в Индию в свое время пришли белые люди с Севера Руси, принесшие и сохранившие знания, веды.

Известен в Индии обряд инициации, связанный с получением священного шнура, в ходе которого молодой человек из трех высших варн формально посвящается в веды.

Интересна возрастная аналогия принимающих в обряде участие мальчиков - это семилетний рубеж, как и в обряде плетения веревки.

Пояс священника в православном храме представлял собой, в отличие от современного, шнур, веревку.

Ходить распоясанным- значит предаться бесу.

" Подпоясанного человека бес боится"

Пояс, шнур, вервь- связь с силой, противоположной бесу.

До сих пор мы неосознанно говорим - распоясался, оторвался, развязный , с кем связался, подразумевая недостойное поведение. В древлеправославии крест( непременно на веревочку, а не цепочку, как теперь принято) и нательный поясок надевали при крещении и не снимали всю жизнь.

А сам пояс , как предмет одежды народов всего мира почитается, как нечто особенно важное в костюме.

Эти традиции опоясывания можно встретить и в Японии, и в Китае , и в Индии.

Единые традиции , единый язык....

За научным и единственно верным толкованием слов нужно обращаться к словарям.

" И Слово было Бог"

И Богом оно остается.