Найти в Дзене

Молодой, надёжный, терпеливый. Интервью с вратарём «Спартака» Денисом Тереховым (# 99)

В канун последнего матча сезона 22/23 мы пообщались с самым юным футболистом, выходившим в составе красно-белых нынешней весной. И, несмотря на молодость, прочно закрывшим собой «пост №1». О пути в «рамку», своих кумирах и мифах, связанных с профессией вратаря – Денис рассказал клубной пресс-службе.

От «Неймара» до ворот

Денис, привет! Давай знакомиться. Расскажи о себе. Где ты родился? Насколько у тебя футбольная семья?

– Привет! Я родился в городе Новомосковск, это Тульская область. Жил в посёлке Мордвес, также в Тульской области. В 8 лет переехал в Москву. Отец у меня играл в футбол непродолжительное время на любительском уровне, а так почти всю жизнь работает в сфере строительства. Мама в данный момент работает в институте в отделе кадров.

Как и когда делал первые шаги в футболе?

– Футболом я увлекался с самого детства. Во дворе с пацанами, ещё до переезда в Москву, нравилось выходить и гонять мяч. В Москве же было много турниров за школу в начальных классах. После них я уже пошёл в детскую районную команду по мини-футболу «Атлант», это район Ясенево. Мы играли на турнирах между округами Москвы.

Есть легенда, что, например, в Бразилии на ворота ставят тех, кто плохо играет в поле. А что насчёт тебя? Как тебя судьба занесла в рамку?

– В школе мы часто оставались играть после уроков, и в начале я очень любил бегать в поле – в том числе нападающим. Первым кумиром, кстати, у меня был Неймар. Именно с его именем была моя первая игровая футболка.

Но потом, когда у нас начались школьные турниры, из нашего класса только я более-менее играл в воротах, да и желание было тоже только у меня. Так я потихоньку стал выступать в роли вратаря, и мне всё больше нравилось. Поэтому когда я приходил в «Атлант» – мне тогда было 10 лет – я сразу сказал: я вратарь.

В профи – через парк, из «Космоса» в «Спартак»

Как от школьной команды ты совершил прыжок в профессиональный футбольный клуб, в школу ФК «Долгопрудный»?

– На самом деле, моей первой командой в большом футболе была команда «ФШМ-2» 2004 года. Я отыграл за неё зимой примерно полгода, и только затем перешёл в «Долгопрудный». Туда я попал, можно сказать, по счастливому стечению обстоятельств. У меня была дополнительная вратарская тренировка в Черкизовском парке, после которой здесь же было занятие у молодёжки «Долгопрудного». А я просто остался на ударах у этой команды – чтобы мне побили. После тренировки ко мне подошёл главный тренер и пригласил к ним в команду. Я потренировался, сыграл просмотровые игры, и меня взяли.

-2

У тебя сравнительно небольшой для вратаря рост – 185 см. Как это влияет на твою игру сейчас? И смотрят ли на рост детские тренеры?

– В детстве я был, пожалуй, чуть выше большинства своих сверстников. Но на тот момент, когда я только начинал играть в воротах, я на это не обращал внимания. Да и тренеры, думаю, тоже. Рост как рост, да и непонятно было, до скольки в итоге дорасту.

Но вообще то, что в воротах непременно должен находиться очень высокий игрок – это стереотип. Есть уйма примеров, когда вратари с таким же ростом, как у меня, и даже меньше – топового уровня. Тот же Ян Зоммер, наш Игорь Акинфеев... Просто они берут своё за счёт других качеств.

С 10 лет ты играл за свой район Москвы. С 14-ти, по сути, за городскую команду. Учёбе футбол не мешал?

– Со школой и учителями мне повезло. Плюс моя тётя преподавала в школе физкультуру, да и другие учителя относились с пониманием, если что-то пропускал. Совмещать учёбу с футболом получалось спокойно, я всё успевал. Школу закончил без троек.

-3

В институт поступил?

– Да, я поступил в МГУСиТ (Московский государственный Университет спорта и туризма), на бюджет. Специальность «Тренер по футболу». Сейчас учусь на первом курсе, на очном отделении – находится вуз совсем рядом с домом. Но учитывая мою занятость фактически «по профессии», с посещениями у меня индивидуальный график.

Когда ты попал в систему «Долгопрудного», команда выходила из Второй Лиги в ФНЛ. Реально было 16-летнему парню пробиться в основу?

– На тот момент как раз шло объединение подмосковных клубов «Долгопрудный» и «Олимп». Понятно, что сразу в основной состав меня не брали. Мне было 16, даже ещё 15 лет, и я тренировался с первой молодёжной командой, которая играла в любительской лиге «А» Московской области. Но матчи играл за вторую молодёжную команду. Это тоже турнир КФК, но рангом ниже.

Конечно, в мыслях было попасть в основу «Долгопрудного», прогрессировать здесь. Но был шанс попасть и в другой клуб. Наш тренер вратарей, Дмитрий Анатольевич Вяльчинов (экс-голкипер «Химок» и «Динамо-Ставрополь» – прим.ред) договорился со своим знакомым, который работал в молодёжке «Сочи», чтобы меня посмотрели. Я им приглянулся, тренировался с командой полгода. Но остаться не получилось, и я вернулся в Долгопрудный. Точнее, уже в «Космос» (так назывался фарм-клуб подмосковной команды, заявленный во Вторую Лигу). Играл на КФК уже за основу молодёжки, тренировался с главной командой – в общем, меня постепенно «подтягивали». Но за основу так и не заявляли – и тут как раз появился вариант с костромским «Спартаком».

«Вербовщик» Серасхов, вратарский чат

Как он появился? Команда же, по сути, только формировалась – расскажи об этом.

– В «Спартак» я попал благодаря тренеру молодёжки «Космоса», Таранухину Евгению Валерьевичу. Он хорошо общался с Александром Серасховым, который в 2017-19 годах выступал за «Долгопрудный», а теперь присоединился к новой команде из Костромы. По его рекомендации я и попал летом в «Спартак», на просмотр. И буквально через несколько дней после первой тренировки уже вышел в товарищеском матче против «Зоркого». Потом были ещё несколько контрольных игр, в них я тоже сыграл уверенно. После чего Василий Александрович (Грязнов, Президент «Спартака» – прим.ред) сказал, что я подхожу, и меня берут в команду.

Когда подписывал контракт, ты же понимал, что идёшь не на роль основного голкипера? Тебя это не смущало?

– Да, понимал, что я прихожу сюда не основным. Богдан (Кузьменко) – очень опытный вратарь, поиграл и в ПФЛ, и в ФНЛ. В том же «Долгопрудном» тренерский состав прекрасно знал и его, и его возможности. Меня это не смутило. Руководство «Спартака» обозначило перспективы, и мне всё это показалось интересным. Даже просто тренируясь с Богданом, я уже мог серьёзно прогрессировать.

-4

А насколько дружна между собой именно ваша вратарская «бригада»? Вы же хоть и партнёры, но всё равно друг для друга конкуренты…

– Такая уж у нас вратарей, участь. В любой команде голкиперов несколько, а место в основе – одно. Психология второго или третьего номера предполагает умение ждать. А вообще мы делаем одно общее дело, поэтому между собой отлично общаемся. Когда в первой половине сезоне Бага (Богдан Кузьменко) выдавал яркие игры, никакой зависти у меня не было и быть не могло. Я понимал, что я самый молодой не только среди вратарей, но и вообще во всей команде. Моя задача – показывать себя на тренировках и ждать своего шанса. А то, что мой старший товарищ играет, выручает и приносит пользу – только радует! Главное, что команда выигрывает.

А вообще у нас есть свой «вратарский чат» в WhatsApp’е, где мы втроём – я, Богдан и Даниил (Кузнецов, третий вратарь) обсуждаем тренировки, спрашиваем друг у друга какие-то не только рабочие, но и бытовые вопросы. Так что общаемся с парнями хорошо.

В «Спартаке» ты и правда самый молодой. Есть ли в связи с этим какая-то «дистанция» между тобой и более старшими партнёрами?

– Что самый молодой – конечно, ощущается. Но коллектив у нас отличный, не только вратарский, но и в целом. Те, кто постарше, всегда готовы поддержать, что-то подсказать, где-то шутку отпустить. Между молодыми и «стариками» есть «правильный» контакт – всё так, как и должно быть в команде.

-5

Расскажи болельщикам в общих чертах: как идут тренировки у вратарей? У вас даже тренер отдельный…

– Да, тренировки у вратарей идут отдельно. Обычно мы начинаем занятия чуть раньше полевых игроков, чтобы успеть выполнить всю свою программу. Если сравнивать тренеров, с которыми я работал в костромском «Спартаке», то Евгений Николаевич (Пузин, работал в штабе Владимира Маминова) как тренер делал только первые шаги, но давал нам много знаний с точки зрения своего игроцкого опыта. Леонид Александрович (Мусин, нынешний тренер вратарей) специалист более опытный, поработавший в академиях московского «Спартака» и «Локомотива». При нём стало больше конкретики в тренировочном процессе – как правильно действовать в тех или иных игровых ситуациях. Например, объясняют, где должен располагаться вратарь при различном положении мяча, куда нужно смотреть, как перемещаться. Вроде бы простые, но очень полезные вещи. И думаю, что это уже даёт свои плоды.

Дебют в основе и роль ритуалов

Ты сказал фразу «ждать своего шанса». Для тебя такой шанс выпал нынешней весной, когда травму получил Богдан Кузьменко. Что-то внутри «перещёлкнуло» в этот момент?

– Думаю, нет. Когда понял, что буду начинать в основе вторую часть сезона – наверное, это было в конце сборов в Турции, где меня активно наигрывали в товарищеских играх – в тренировочном процессе ничего не поменялось. Да я и не сказал бы, что как-то сильно волновался перед началом матча в Великих Луках. Всё, как обычно – просто на тебе больше ответственности перед командой. Я был к этому готов.

За основу ты сыграл уже больше десятка игр. Появились какие-то секреты «настроя» на игру?

– Какого-то особого настроя нет. Во время самой игры стараюсь ни о чём постороннем не думать. Но при этом держать в уме какие-то действия, которые, может быть, у меня не очень хорошо получаются. Чтобы не повторять ошибок, допущенных ранее, на тренировках, и не делать «ляпов» в простых ситуациях.

-6

А «суеверия» вратарские какие-то есть? Артём Ребров из московского «Спартака», помнится, штанги целовал…

– Ритуалов никаких нет. Штанги и перекладина, конечно, лучшие друзья вратаря (как и вратарские перчатки), но целовать их – наверное, излишне. По каркасу ворот постучать по ходу игры – да, могу, но внимание на этом не акцентирую, происходит это обычно машинально.

Как сам считаешь, в каких аспектах вратарского дела тебе надо прибавить?

– Я думаю, что становиться лучше можно бесконечно. И мне как вратарю всегда есть, над чем работать. Прежде всего, кроме выбора позиции, надо улучшать игру ногами, техническое оснащение. Современный вратарь должен не просто ловить мячи, но и уметь их доносить по партнёров.

Правда, что вратари не любят выражение «стоять» на воротах?

– Правильно, конечно, говорить «играть» в воротах. Это примерно как у моряков – не «плавать» в море, а «ходить». Слово «стоять», правда, у нас и у самих иногда случайно проскальзывает в разговорах. Так что на такие формулировки не обижаемся. Но «играть» – это правильнее.

Что важнее для тебя – победа или «сухарь»? Лучше сыграть 0:0 или победить, скажем, 4:3?

– Конечно, для любого футболиста главное победа. Но если по ходу матча счёт сухой – например, команда выигрывает 2:0 – то уже появляется своя личная задача, отыграть на ноль. Вратарю это всегда приятно.

-7

В защите «Спартака» играют опытные ребята – Серасхов, Шахов, Лихачёв. Не стесняешься на них «прикрикнуть», если надо?

– Защитникам – неважно, молодые они или старше тебя – во время матча так или иначе приходится подсказывать. Чтобы было ясно и доходчиво. Руководить обороной – точно такое же важное умение для вратаря, как и другие. Вратарь должен придавать команде уверенности.

БЛИЦ ОПРОС:

ТОП-3 вратаря в мире, по версии Дениса Терехова?

Тибо Куртуа, Эдерсон и… Тер Штеген. Да, ещё один из самых недооценённых вратарей в мире, на мой взгляд – Кейлор Навас. В «ПСЖ» он был ничем не хуже Доннаруммы, но не получал достаточно шансов, да и в «Реале» до этого играл на очень высоком уровне. Кстати, Навас тоже ростом 1,85 – но это не мешает ему быть одним из лучших в мире.

Лучший голкипер в России?

– Сложно сказать… Наверное, Матвей Сафонов. Хотя и Игорь Акинфеев по-прежнему топ, поддерживает высочайший уровень на протяжении многих лет.

За какие футбольные команды болел в детстве, и изменилось ли что-то сейчас?

– Всю свою жизнь, сколько себя помню, болел и болею за московский «Спартак». Из зарубежных команд симпатична «Барселона». Но сейчас я за ними слежу меньше, чем раньше. Все мои мысли связаны с другим «Спартаком», костромским. Сосредоточен на нём, на его игре.

Какие удары сложнее всего отбивать?

– Наверное, те, что наносятся головой. Поскольку полёт мяча трудно определить, даже если видишь момент удара. Плюс головой обычно бьют с близкого расстояния. Но любой мяч можно отбить, если правильно занять позицию. Или грамотно «прочитать» и перехватить передачу.

Самое главное для вратаря – это…? Продолжи

– Психологическая устойчивость, надёжность и уверенность.

И ещё продолжи: Кострома – …

– Столица мира!

Недавно ты подписал со «Спартаком» новый контракт. Что можешь про это сказать?

– Ну, новый контракт гораздо более «дотошно» составлен, чем предыдущий, у меня он был любительский, как у молодого игрока. Теперь всё и правда совсем профессионально. Много страниц в документе, все требования, обязанности подробно прописаны. Ну а главное – что в «Спартаке» я точно остаюсь на следующий сезон. Задачи понятные: побеждать и подниматься в классе. Клуб настроен серьёзно, и сама команда, считаю, будет только расти, чтобы сделать следующий шаг.

Что бы ты пожелал себе, 30-летнему вратарю, сейчас, когда тебе 18? И какие бы советы дал тем мальчишкам, кто только стремится в будущем встать в ворота?

– Себе 30-летнему я бы пожелал стабильно играть – в крупном клубе российского или европейского чемпионата. Не получать травм. А тем, кто только хочет стать вратарём и идёт по этому пути, хочу сказать: надо много терпения. Труд всегда окупается – пусть и не сразу. Надо постоянно тренироваться, и будут появляться такие поворотные моменты в жизни и в карьере, которые будут направлять её в правильное русло. Главное для спортсмена в любом возрасте – строго относиться к себе, терпеть и не сдаваться.

Для справки:

Имя: Денис Васильевич Терехов

Дата рождения: 15 августа 2004 года (18 лет)

Рост: 185 см

Воспитанник академии ФК «Долгопрудный» (Московская область)

В «Спартаке» (Кострома) с 2022 года.

Дебют за клуб: 02.04.23 в выездном матче против «Луки-Энергия» (3:1).

По состоянию на 1 июня 2023 г.: провёл за «Спартак» 10 матчей, пропустил 9 голов. 4 матчей отыграл «на ноль».

Было пропущено 9 голов. 4 матча на ноль.