Про замещение ведущей деятельности. Тут, как и во многом другом, справедливо утверждение "чем раньше, тем страшнее". Чем раньше заметно любое нарушение развития, тем оно, как правило, серьезнее. Диагноз ДЦП, например, который поставлен сразу, как только малыш родился - как правило означает, что его форма очень тяжёлая. В более лёгких случаях невролог, как правило, медлит - а может ещё скомпенсируется - и выставляет диагноз к полугоду, а то и к году. Или не выставляет, и правда бывает что пролечивается, компенсируется, в итоге до такого серьезного диагноза, к счастью, не дотягивает. Вот если уже в месяц таковой диагноз стоит - значит невролог уже все понял. Это не скомпенсируется. Лучше станет, но нормы не будет.
Если уже в пару месяцев заметно, что ребенок только спит и ест, никак не контактируя с окружающим миром - этот звоночек, точнее колокол, гораздо серьезнее, чем если нам начало впервые казаться, что с ребенком что-то не так, в пять лет. Если в пять лет мы что-то такое про ребенка впервые поняли - это максимум ЗПР, если же в полгода, в год - вполне вероятна и умеренная, либо тяжёлая умственная отсталость. Лучше станет, но нормы не будет.
Мы сейчас не берём в расчет всякие приобретенные онкологии, травмы и инстульты - понятно, что в абсолютно любом возрасте подобное несчастье способно превратить человека в растение. Мы про что-то такое, что уже с ребенком было всегда, но заметили в определенном возрасте. Либо не было, но появилось в результате не таких жизнеугрожающих воздействий, как упомянутые. Вот это, появившееся, либо проявившееся - оно чем позже, тем менее значимо в общем для организма. Тем менее инвалидизирующе. Но проблем доставить тем не менее вполне способное.
Про то, что было с ребенком всегда и начало проявляться - в 2 месяца, в год, в пять лет или позже - наверное говорить особого смысла нет. Оно было, ничего не поделать. Родился с ДЦП, родился с аутизмом, родился с умственной отсталостью. Хотя знание законов развития, понимание его пути в разрезе ведущей деятельности может помочь и в этих случаях - точно так же, как появившееся и проявившееся рано опаснее всего, точно так же наиболее эффективна и максимально ранняя коррекция. Все известные и самые эффективные методики раннего воздействия основаны именно на знании законов развития, его пути, ведущей деятельности возраста.
Вполне возможно, что в два месяца колокол прозвенел, и вперёд, понеслась коррекция, например, моторных навыков. И вот, голову держит уже. Садится, ну не в 6 месяцев, а в 10, но садится же! Идёт, ну не в год, в полтора, но идет! Спортсменом этому ребенку может быть не быть, но он уже не инвалид. Или, если взять не моторику, а психические процессы - ну не смотрит он на маму!!!! Ну круче рисунок на обоях!!! И мама, зная, что это серьезно, красит губы в яркий цвет, надевает очки в яркой оправе и все, абсолютно все время, когда малыш не спит - вытягивает его из мира собственных ощущений и сенсорных наслаждений в ведущую деятельность возраста - в эмоциональное общение. Носит на руках, разговаривает, поет - в разы больше, чем делала бы с нормальным ребенком. Да, этому надо больше. И вытягивает! Сначала в эмоциональное общение, потом в предметную деятельность - сама тебе все кастрюли вывалю, сама открою, закрою, постучу, научу!
В норме учить не надо, а этого ребенка надо учить. И эффект часто бывает идентичным! Да, есть дети, которые сами достигают вех, дорожных столбов, этапов нормального развития. А есть дети, которых надо вести по этой дороге за ручку, а то и тащить на руках, а то и волоком. Но результат, вот в чем штука, МОЖЕТ быть одинаков! Возрастная норма. Одна норма сама такая родилась, вторая норма - обученная. Скорригированная. Чем раньше, тем эффективнее. На выходе - один и тот же ребенок. Ну, или человек, если этот самый пресловутый "выход в норму" происходит не в пять, например, лет, а в 15. Так тоже бывает.
Бывает и по-другому. Мама жизнь кладет, и что раньше, что позже - в норму все равно выйти невозможно. Ну давайте реально смотреть на вещи. В интернетах, конечно, пишут про детей без мозга, успешно окончивших Гарвард, ну, спишем на ошибку выжившего. Но даже в самых тяжёлых случаях при ранней коррекции с опорой на законы развития будет гораздо более выраженный результат, чем при поздней, или при ее отсутствии.
Осталось определиться с понятием ранняя. Ранняя - это до трёх лет. А лучше до двух. В периоды эмоционального общения со взрослым либо предметной деятельности. Нарушения, появившиеся или проявившиеся в этом возрасте - самые тяжёлые, инвалидизирующие. После - уже не таковы.
То же касается искусственно замещенной ведущей деятельности. Нормальной развернутой игры сейчас нет, нигде. Не играют так, как должны, дети даже самых просвещенных педагогов. Дети в городе, дети в селе, где угодно. И они - нормальные, не инвалиды. Сплошняком со школьными трудностями, это да, у кого больше, у кого меньше. Социально инфантильные. Долго взрослеющие или не взрослеющие вообще. О механизмах, почему так происходит, говорить будем. Но не инвалиды. Если мы что-то такое сотворили с ведущей деятельностью на ранних этапах онтогенеза - инвалидность ребенка может стать реальностью.
Автор - Ольга Мордашова, речевой и поведенческий специалист .